double arrow

Тема: «Правовая и социально – экономическая обусловленность необходимости правового режима земель сельскохозяйственного назначения»

1 Вопросы лекции:

1.1 Теоретическое обоснование Российского законодательства по проблеме охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

1.2 Терминологическое определение обязательных мероприятий по правовой охране и рациональному использованию земель.

1.3 Краткий исторический обзор развития российского законодательства о правовой охране и использовании земель сельскохозяйственного назначения.

2 Литература

2.1 Основная

2.1.1 Ибрагимов К.Х.Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.М.ЮНИТА.2011. СПС «Гарант»

2.1.2 Шафеев Р.Ш., Рысаев Ф.Б., Левахин В.Г. Использование земель сельскохозяйственного назначения в современных условиях: правовой и экономический аспекты. Учебное пособие, Оренбург, Издательский центр ОГАУ, 2008 –с.

2.2 Дополнительная

2.2.1.Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова (и др.). ─ М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

2.2.2 Боголюбов С.АГалиновская., Е.А.. Минина Е.Л., Устюкова В.В. «Все о земельных отношениях.М.Проспект.2010

2.2.3 Жариков Ю.Г Земельное право России.М.КНОРУС.2007.

3 Краткое содержание вопросов

3.1 Теоретическое обоснование Российского законодательства по проблеме охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

Правовой режим – специфический механизм правового регулирования, особый его порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов. Правовые режимы направленные на урегулирование социальных процессов (состояний), должны иметь и соответствующую структуру, позволяющую достигать поставленные перед ними цели. Поэтому кроме таких элементов механизма правового регулирования как нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей структура правового режима включает в себя еще и такие слагаемые, как субъекты и их правовые статусы, объекты, методы, взаимосвязи конкретных видов субъектов с объектами, систему гарантии (прежде всего юридическую ответственность за нарушение режима).Правовые режимы неоднородны и среди прочих оснований классифицируются по предмету правового регулирования.

Таким образом, в отношении такого предмета правового регулирования как земли сельскохозяйственного назначения для решения вышеуказанных социальных задач нормами российского законодательства вводится особый правовой режим.

Не умаляя значения земель иных категорий, можно сказать,что земли сельскохозяйственного назначения все же выделяются среди земель других категорий, ведь только земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые садами, виноградниками обособляются законодательством от иных сельскохозяйственных земель «не только в целях установления особого режима охраны, но и с точки зрения возникновения, реализации и прекращении прав на земельные участки из их состава, и поэтому сельскохозяйственные угодья можно выделить как особый объект права собственности».Правовая охрана сельхозугодий имеет два основных аспекта: количественный и качественный. В целях сохранения качества сельскохозяйственных земель, в частности принят ФЗ ОТ 16.07.1998 № 101 –ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». При этом под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико – химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Достижение этой цели обеспечивается с помощью различных агрохимических, агротехнических мероприятий.

3.2 Терминологическое определение обязательных мероприятий по правовой охране и рациональному использованию земель.

В ЗК РФ, к сожалению, отсутствует терминологическая составляющая, которая в последнее время используется в законодательной технике. Поэтому на отдельных терминах, которые будем использовать в процессе изучения, кратко остановимся.

Главные термины приведены в статье 13 ЗК РФ. С помощью этих терминов установлен перечень обязательных мероприятий, которые должны выполнять собственники и несобственники земель. Это мероприятия по

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Одной из целей охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Для правильного правового регулирования деятельности по правовой охране земель необходимо рассмотреть правовое содержание перечисленных видов вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности. В соответствии с ФЗ 101 от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель» даны разъяснения ряда понятий.

Например, данный закон предлагает рассматривать плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;

государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения - установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий;

деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;

загрязнение почв - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.

3.3 Краткий исторический обзор развития российского законодательства о правовой охране и использовании земель сельскохозяйственного назначения.

История российского законодательства об охране и использования земель сельскохозяйственного назначения становилась по мере формирования земельного права. У России был свой путь формирования земельно – имущественных отношений. Ни в одной западной стране не было крепостного права. Слово «крепостное право» появилось от слова ««крепость», под которым понимался устный или письменный акт, подтверждающий власть лица над известной вещью. Предметом крепостного владения в Древней Руси были и люди. Во второй половине ХIХ века территория Российского государства насчитывала свыше 2 миллиардов гектаров земли[1]. К городским поселениям (посадам) относились и прилегающие сельские населенные пункты. Поэтому история правового обеспечения деятельности сельского самоуправления является частью истории правового обеспечения управления землепользованием городских поселений. Аграрная реформа 1861 года наделила крестьян землей не только фактически, но и закреплением юридически, путем принятия ряда правовых актов. В пореформенном законодательстве основные функции сельского самоуправления получили свое юридическое оформление. Перечисляя то, что «подлежало ведению» сельского и волостного схода, «Общее положение о крестьянах…» 1861 г. раскрывало содержание управленческой, производственной, финансово-податной, правотворческой и судебной, полицейской, представительной, социальной, культурно-воспитательной, религиозной функций волостной и сельской общины[2].

Начало ХХ века связано еще с рядом реформ управления использованием земель. Несомненно, представляет интерес организация правового обеспечения реформирования земельно-имущественных отношений крестьянских хозяйств и местного самоуправления. В 1906-1911 годах, когда правительство возглавлял П.А. Столыпин, издается ряд законов о насаждении индивидуальной собственности на надельные крестьянские земли.

Такой земельно – правовой строй России, сформированный на основе указанной реформы сохранился до первой мировой войны 1914 года. В 1913 году весь мировой рынок зерна на 1/3 состоял из зерна России.

Декретом о земле от 27 октября 1917 года право частной собственности на землю, в том числе городскую и сельскую, было отменено. Первого декабря 1922 года введен был в действие Земельный кодекс РСФСР, который в большей степени регулировал земельные отношения в аграрном секторе экономики. Определенный опыт самоуправления земельными ресурсами данного периода связан с деятельностью земельных обществ.

Лекция №2 (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: