double arrow

Особенности избрания меры пресечения и производства


Особенности задержания отдельных категорий лиц.

Согласно ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Исключение из этого правила составляют лишь случаи задержания на месте преступления.

Данная норма существенно расширяет гарантии неприкосновенности названных в ней лиц. В соответствии с УПК РФ запрет на их уголовно-процессуальное задержание (за исключением случаев задержания на месте преступления) является абсолютным.

отдельных следственных действий.

После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ, следственные и иные процессуальные действия в отношении лица, защищенного ограниченным служебным иммунитетом, проводятся в общем порядке, но с некоторыми изъятиями, установленными ст. 450 УПК РФ. Так, в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также о производстве обыска исполняется лишь при условии получения согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов – соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационных коллегий судей. Соответствующее представление и копию судебного решения в упомянутые органы направляет Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ.




Следователь или дознаватель вправе возбудить перед судом ходатайство об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ лишь с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ. На избрание такой меры пресечения в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – необходимо согласие руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.

При этом в законе ничего не говорится о депутате законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутате, члене выборного органа местного самоуправления, выборном должностном лице органа местного самоуправления. При избрании соответствующей меры пресечения в отношении этих лиц не требуется чьего-либо согласия.



Если уголовное дело в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, то следственные и иные процессуальные действия в отношении него, осуществляемыев соответствии с УПК РФне иначе, как на основании судебного решения, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Необходимо отметить, что рассмотренные положения УПК РФ вступают в противоречие с нормами некоторых других федеральных законов. Так, в соответствии

с ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 03.05.2003 года проведение любых следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. Однако такое требование противоречит ст. 450 УПК РФ, в которой подобная гарантия не предусмотрена. Учитывая правила о приоритете норм УПК РФ, а также о преимущественной силе более позднего закона (действующая редакция ст. 450 УПК РФ введена более поздним ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» от 05.06.2007 года), приходится сделать вывод о том, что названное положение Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» применяться не может. Иначе говоря, по судебному решению в отношении адвоката производятся только те следственные действия, которые по УПК РФ и без того требуют судебного решения.



43.5. Особенности направления уголовного дела в суд.

Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.Это положение не распространяется на судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, мировых судей, а также присяжных и арбитражных заседателей. Собственно говоря, уголовные дела в отношении всех остальных лиц, защищенных ограниченным служебным иммунитетом, после окончания предварительного расследования направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с правилами подсудности,установленными ст.ст. 31-36 УПК РФ.

ВЫВОДЫ:

Должностное положение может обусловливать в уголовном судопроизводстве служебный иммунитет. Производство в отношении этих лиц представляет собой общий порядок уголовного судопроизводства с изъятиями и дополнительными процессуальными гарантиями.Особый порядок судопроизводства, предусмотренный главой 52 УПК РФ, в тот или ином объеме и с теми или иными различиями применяется в отношении категорий лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.

Согласно ст. 448 УПК РФ решения о возбуждении уголовного дела против определенного лица либо о привлечении его в качестве обвиняемого (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния) принимаются в особом порядке. Его элементами являются:

1). Вынесение соответствующего решения в отношении конкретных лиц исключительно Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ либо

руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ либо руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по району либо прокурором субъекта РФ. Вынесение соответствующего решения в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

2). Предварительное получение перед принятием такого решения заключения о наличии в деянии ряда лиц признаков преступления особой коллегии из трех судей Верховного Суда РФлибо такой же коллегии суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда либо судьи районного суда или гарнизонного военного суда, действующего единолично.

3). Предварительное получение согласия государственного органа власти или профессиональной корпорации, к которым, как правило, принадлежит данное лицо.

4). Направление Президентом РФ в Верховный Суд РФ представления для получения заключения о наличии признаков преступления в действиях Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ. В остальных случаях представление направляется руководителем следственного органа. Рассмотрение представления руководителя следственного органа судом производится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании. По результатам рассмотрения суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

5). Производство предварительного следствия или дознания в отношении указанных лиц только следователями прокуратуры.

Согласно ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Исключение из этого правила составляют лишь случаи задержания на месте преступления.

В отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также о производстве обыска исполняется лишь при условии получения согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов – соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационных коллегий судей.

Следователь или дознаватель вправе возбудить перед судом ходатайство об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ лишь с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.На избрание такой меры пресечения в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – необходимо согласие руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.

Если уголовное дело в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, то следственные и иные процессуальные действия в отношении него, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе, как на основании судебного решения, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. Уголовные дела в отношении всех остальных лиц, защищенных ограниченным служебным иммунитетом, после окончания предварительного расследования направляются в суды, которому они подсудны в соответствии с правилами подсудности.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

С последующими изменениями и дополнениями. М., 2009г.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН

10.12..1948г. – СССР и международное сотрудничество в области прав человека.

Документы и материалы. М., 1989г.

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991г. № 1920-1. ВВС, 1991г., № 52.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят 18 декабря 2001 года, № 174-ФЗ. Российская Газета от 22 декабря 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.
  3. О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ: Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001 года. Российская Газета от 22 декабря 2001 года.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996г., № 18.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят 08.01.1997г. СЗ РФ, 1997г., № 2. С последующими изменениями и дополнениями.
  6. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992г. № 3132-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2001г., № 51.
  7. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.12.1998г. № 188-ФЗ. СЗ РФ, 1998г., № 51.
  8. О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 14 января 1998 года. СЗ РФ, 1998г., № 2.
  9. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 23 июня 1999 года. СЗ РФ, 1999г., № 26.
  10. О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции: Федеральный закон РФ от 03.12.1994г. № 55-ФЗ . С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 1999г., № 26.
  11. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 14.03.2002г. № 30-ФЗ. СЗ РФ. 2002г., № 11.
  12. О прокуратуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995г. от 17.11.1995г. № 168-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 40.
  13. О милиции: Закон РСФСР от 18.04. 19991г. № 1026-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 30.
  14. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.05.2002 года № 63-ФЗ. СЗ РФ. 2002г., № 23.
  15. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20.08.2004 года № 113-ФЗ. СЗ РФ. 2004г., № 34.
  16. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2001г., № 11.
  17. О судебных приставах: Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. № 118-ФЗ. С последующими дополнениями. СЗ РФ, 2000г., № 46.
  18. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 2007 года. СЗ РФ, 2007г., № 29.
  19. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 года. ВВС, 1993г., № 33.
  20. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон РФ от 20.04.1995г. № 45-ФЗ. С последующими дополнениями. СЗ РФ, 20001г., № 49.
  21. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР: Утверждено постановлением Верховного Совета СССР от 23.05.1966г. Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. № 22.
  22. О статуса члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994г. № 3-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 05.07.1999г. № 133-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2002. № 30.
  23. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2001. № 7.
  24. О Счетной Палате Российской Федерации. Федеральный закон от 11.01.1995г. № 4-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2000. № 28.
  25. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997г. № 1-ФКЗ. СЗ РФ, 1997г., № 9.
  26. Постановления Пленума Верховного Суда СССР. Сборник постановлений.
  27. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР. Сборник постановлений.
  28. Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Сборник постановлений.
  29. Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием: приказ Генерального прокурора от 18.06.1997г. № 31. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М.: Норма, 1999.
  30. Инструкция о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера: утверждена приказом Минздрава и МВД РФ от 09.01.1998г. № 4/8.
  31. О бланках процессуальных документов. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.04.2002г. № 15.
  32. Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Приказ Генерального прокурора РФ от 03.06.2002г. № 28.
  33. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур: приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002г. № 54.
  34. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2004.
  35. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2005.
  36. Уголовно-процессуальное право: Учебник. Под редакцией П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 2004.
  37. Уголовный процесс: учебник. Под редакцией В.П. Божьева. М.: СПАРК, 2002.
  38. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Экзамен, 2004.
  39. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Кодекс, 2002.
  40. Уголовный процесс. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Л.К. Енаевой. М.: Форум-Инфра-М., 2003.
  41. Краткий курс уголовного процесса. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Рыжакова. г. Тула, ПБЮЛ В.В. Рыжаков, 2003.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте понятие дипломатической и иной неприкосновенности в уголовно-процессуальном смысле.
  2. Назовите категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
  3. Каковы особенности уголовного судопроизводства в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью?
  4. Назовите особенности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.
  5. Каковы особенности задержания этих лиц?
  6. Назовите особенности избрания меры пресечения и предъявления обвинения лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
  7. Каков порядок направления уголовного дела в суд в отношении указанных лиц?
  8. Перечислите суды, рассматривающие уголовные дела в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.
  9. Скажите, в каком законе (законах) закреплен особый порядок производства по уголовным делам?






Сейчас читают про: