Правовые основы доходов и расходов бюджетов

Принцип единства кассы (ст.38.2)

Ранее присутствовал в БК в разделе исполнения бюджета.

Предполагает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат осуществляются с единого счета бюджета.

*все доходы надо зачислить на единый счет и все расходы должны быть осуществлены с единого счета – это по-простому.

Все исключения прямо закреплены в ст.38.2:

1) операции по исполнению бюджета, осуществляемые за пределами территории соответствующего публично-правового образования,

2) операции, которые осуществляются в соответствии с валютным законодательством РФ.

Принцип единства кассы - это не совсем принцип построения бюджетной системы. Бюджетная система – это совокупность бюджетов, а вот этот принцип он скорее принцип исполнения бюджетов.

Нужно понимать, что единством кассы характеризуется не вся бюджетная система в целом, а исполнение каждого из бюджетов в отдельности. Поэтому единых счетов бюджетов столько, сколько существует бюджетов в РФ.

Понятие и состав бюджетной классификации.

Нормативное регулирование:

- Гл.4 БК РФ,

- ранее действовал ФЗ «О бюджетной классификации», но утратил силу еще в 2008 году,

- Приказ МинФина от 28 декабря 2010 г №190-Н, в котором утверждены указания о порядке применения бюджетной классификации.

Бюджетная классификация (ст.18 БК) – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, которая используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Состав бюджетной классификации (ст.1 9):

1.классификация доходов бюджетов,

2.классификация расходов бюджетов,

3.классификация источников финансирования дефицитов бюджетов,

4.классификация операций сектора государственного управления.

Результатом применения бюджетных классификаций становится то, что каждой операции со средствами бюджета присваивается определенный код. Ст 20, 21 и 23 определяют из каких структурных элементов состоят коды классификаций доходов бюджетов и т.д.

Код классификации доходов бюджета – ст.20 – 4 структурных элемента:

1. Код главного администратора доходов бюджета,

2. Код вида дохода,

3. Код подвида дохода,

4. Код классификации операции сектора государственного управления, относящейся к доходам.

Код классификации расходов бюджета – ст.21:

1. Код главного распорядителя бюджетных средств,

2. Код раздела, подраздела целевой статьи и вида расхода,

3. Код классификации операции сектора государственного управления, относящейся к расходам.

Первым идет субъект ответственный за исполнение, в конце код операции.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов – ст.23.

*код – это 20 цифр.

Первые 3 цифры – код главного администратора доходов бюджета (по первым трем цифрам определяем субъекта, который ответственен за соответствующую операцию),

Следующие 10 цифр – код вида дохода, потом 4 цифры – подвид дохода, последние 3 цифры – код классификации операции…

О реформировании бюджетной классификации.

Реформа бюджетной классификации происходит в рамках реформы бюджетного процесса в целом.

Концепция реформирования бюджетного процесса была определена еще в 2004 году (Постановление Правительства от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).

В соответствии с данным ПП, цель реформирования бюджетного процесса – создать условия и предпосылки для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть реформы состоит в том, что осуществляется переход от управления бюджетными ресурсами (бюджетными затратами) к управлению результатом путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках среднесрочного планирования.

Ядром организации бюджетного процесса является концепция, которая широко применяется в мире, бюджетирование, ориентированное на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования.

В рамках реформы предусматривалось 5 основных направлений реформы. Как раз 1 направление – реформирование бюджетной классификации РФ:

- обеспечивается определенный уровень самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса.

Цель реформы – увеличить самостоятельность и ответственность. В рамках реформы бюджетной классификации это приводит к тому, что мы отказываемся от излишней детализации показателей бюджетной классификации Доведение средств бюджета до получателей осуществляется по кодам бюджетной классификации, поэтому если мы отказываемся от излишней детализации этих кодов и делаем их более общими, то у субъекта, расходующего эти средства, получается больше самостоятельности и ответственности за использование этих средств.

- следующее направление реформы бюджетной классификации – бюджетную классификацию необходимо согласовать с международными стандартами финансовой отчетности и с единым планом счетов бюджетного учета.

В рамках бюджетного учета объединяются учет исполнения бюджета и учет исполнения смет бюджетного учреждения, т.е. все виды учета, которые осуществляются в рамках траты бюджетных средств.

- провозглашается переход к использованию метода начисления вместо кассового метода.

Метод начислений, его принципиальное отличие от кассового в том, что при кассовом операции учитываются в момент поступления и выплаты денежных средств. При методе начислений возможно не только отслеживания движения денежных средств, но позволяет также оценить баланс всех активов публично-правового образования, поскольку в рамках данного метода учитываются не только денежные средства, но и появляются новые объекты учета – вложения в ценные бумаги, материальные активы и т.п., т.е. оцениваем не только денежные средства, а всю совокупность активов государства. Этот метод позволяет учитывать динамику активов, т.е. оценить эффективность публично-финансовой деятельности (а у нас бюджетирование направлено на результат).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: