Ранжирование объекта по свойству

Показатели Объекты
А Б В Г Д Е Ж З И К
% отметивших 10,3 16,9 8,0 7,5 21,0 4,7 13,0 8,0 4,7 5,9
Место     5-6     9-10   5-6 9-10  
Ранг     5,5     9,5   5,5 9,5  

Все объекты, в данном случае, свойства высокой степени значимости (1,2,3), низкой степени значимости (8,9,10) и средней степени значимости.
Если провести ранжирование объекта по разным свойствам и сравнить ранжированные ряды между собой по степени согласованности рангов, с помощью специальных процедур, то это позволит определить силу взаимосвязи свойств.

Для измерения согласованности рангов существуют специальные коэффициенты рангов корреляции:

² ρ («ро») – автор Спирмен

² τ («тао») – автор Кэндэлл

В процессе ранжирования могут быть использованы средние величины. Они удобны тем, что дают нам обобщающую характеристику объектов, позволяющих делать их сравнение (например, можно сравнить группы населения по показателям среднего дохода, среднего уровня образования, средней продолжительности жизни, среднего возраста…).

Среднее – значит нечто техничное, обычное, характеризующее общее восприятие объекта. Данному понятию придается весьма широкий, неточный смысл. Особенности его в том, что на него оказывают сильное влияние крайнее значение расслоения. Его дополняют понятия медиана и мода. Но само по себе значение «средний» не достаточно для описания совокупности. Отклонение от средней определяют с помощью различных показателей: среднее квадратичное отклонение, среднее абсолютное отклонение, квадратичное отклонение, дисперсия, вариационный размах и пр.

Усредненные показатели по метрической шкале называют среднеарифметическое частное от деления суммы всех значений на их число.

,

Где x1, x2 – конкретные значения признака
Но среднеарифметическое может быть только там, где есть реальные значения.

Медиана – величина признака; точна в распределении значений по каждую сторону от коэффициента … респондента.

Медиана делит ряд на 2 равные части; по обе стороны от нее расположено одинаковое количество единиц совокупности. Медиана применима по отношению к ранговым шкалам, значение которых можно упорядочить. Она удобна при работе с большим массивом данных.

Мода – значение признака, которое отметили наибольшее количество опрошенных.

Мода – наиболее встречающееся значение … или … в раскрытии объекта.

Если мода совпадает с медианой, то это означает единодушие респондентов, или близость этих оценок.

Респондент Объект           Медиана Мода
n1              
n2             -
n3              
n4             3 и 5
n5             -
n6             -
n7             2 и 7
n8              

Во втором случае подтверждается гипотеза о нормальном распределении. Мода может использоваться также и в номинальной шкале. У моды есть недостатки, ограничивающие ее …: могут встретиться 2 и более моды (бимодальное или мультимодальное распределения). В том случае, когда мода и медиана различаются, либо имеются 2 модальных значения (как в 4 и 7), либо моды нет вообще, наблюдается резкое отличие рангов. При эффективном мультимодальности нельзя ранжировать все объекты в один ряд. Здесь появляется необходимость выявлять типологчность групп среди респондентов. Каждая такая группа может обладать специфическим средним мнением по поводу данного объекта. Хотя здесь мы можем не получить ранжирование по всем респондентам. Значит, нужна другая логика исследования.

Медиану лучше применять в тех случаях, когда мы видим существенный разброс, большие колебания показателей, изучающих признак. В симметричном распределении среднеарифметическое, медиана и мода совпадают в одной точке. В других случаях можем увидеть право- и левостороннюю симметрию, когда медиана и мода будут больше среднего значения. В правосторонней ассиметричном распределении медиана и мода всегда меньше среднеарифметического, а в левостороннем – больше.

Например, чтобы представить уровень дохода населения можно использовать среднеарифметическое на одну семью, но недостаток для общей оценки является то, что мы не сможем посмотреть какой % семей выше/ниже среднего. Для этого можно использовать показатель медианы дохода.

Луи Терстоун.
Метод парных сравнений.

При таком методе респонденту, или эксперту, ранжированные объекты предъявляются попарно. Ему предлагается сравнить их по определенным свойствам. Он отдает предпочтение каждый раз одному объекту внутри пары. Критерием предпочтения может быть важность, значимость, привлекательность и пр. Полученные данные по каждому респонденту сводятся в квадратную матрицу, в которой число строк и столбцов должно быть равно числу рассматриваемых объектов.

Например, возьмем 8 объектов: n1, n2, …, n8. В результате получается матрица парных сравнений.

  n1 n2 n3 n4 n5 n6 n7 n8
n1                  
n2                  
n3                  
n4                  
n5                  
n6                  
n7                  
n8                  

Сначала предлагать выбрать n1 или n2 – если n1 = 1, а если n2 = 0.

Каждая клетка занимает результат сравнения двух объектов. На пересечении строк и столбцов ставят 1, если n1 объект по строке нравится респонденту больше, чем с ним сравниваемый, напротив которого ставят 0.

После заполнений всех ячеек, по каждой строке подсчитывается число предпочтений, то есть число единиц. Составляется ряд сравнений.

n3 > n1 > n4 > n2 > n6 > n7 > n5 > n8

Если взять несколько респондентов (не менее 5) и суммировать полученные предпочтения, мы получим коэффициент предпочтительности.

Результаты сравнений 8 объектов (сводная таблица для 5 экспертов)

  n1 n2 n3 n4 n5 n6 n7 n8 N K
n1                   2.6
n2                   2.8
n3                   5.8
n4                   4.2
n5                   5.6
n6                    
n7                   0.8
n8                   2.2

n3 > n5 > n4 > n6 > n2 > n1 > n8 > n7

Его можно сравнить с предыдущим сравнением рядом и найти различия. В некоторых абсолютные числа могут дать один ряд, а относительные – другой.

Значение K имеет количественный характер. Их можно приравнять к метрической шкале, то есть мы можем их разместить на линейке на основании шкалы K.

2,2
 
 
0,8
2,6
 
5,6


На основании графического анализа выделим 4 графические группы:

1) объект n7

2) n8, n1, n2

3) n6, n4

4) n5, n3

При таком построении мы на входе имеем … уровень построения, а на выходе метрическую шкалу. При использовании метода парных сравнений соблюдается условие транзитивности: если a > b, а b > c, то a > c.

В случае нарушения транзитивности необходимо выяснить из-за чего это произошло. Обычно, это происходит потому что респонденту не всегда можно предлагать предпочтения, так как он не имеет однозначной интерпретации основания для ранжирования. В этом случае нужно точнее сформулировать основания для ранжирования. При числе экспертов 30 и больше, наша шкала валидизирована, можно использовать К как числа.

Метод парных сравнений показался Терстоуну трудоемким и он упростил его, создав метод одномерного исследования (измерение установок).

Для измерения установки респондента он предложил шкалу равных (равнокажущихся) интервалов. С помощью такой шкалы он изучал влияние кинофильмов на динамику установок посетителей. В последствии изучал эффективность пропаганды и других установок.

Построенная по этому методу шкала отражала индивидуальное восприятие каждым респондентом значений наблюдаемого признака. С ее помощью он стремился выявиь минимальные отличия в восприятии респондентами значения признака. С помощью такой шкалы измерялись прежде всего установки (антиподы). Основной смысл построения его шкалы состоит в том, что подбираются оценочные суждения, определяются их вес значения и по выбранным респондентами суждениях выделяется вес самих респондентов, который равен среднему значению весов суждений.

Позволяет разложить и суждения, и индивидов на отдельные установки, на полюсах которых расположены крайне благожелательные и крайне негативные отношения к объекту установки. Шкальный бал суждения или индивида отражает степень этой благожелательности или неблагожелательности.

Шкала строится в несколько этапов:

1. Этап формирования суждений, их отбор: придумывается множество суждений от негативных до позитивных, которые выражают отношение респондентов к объекту.
Например, «Отношение к учебе»:

a. Учусь, так как хочу больше знать

b. Все учатся и я учусь

c. Учусь, так как интересно

d. Учиться заставляют родители

e. Не знаю зачем учусь

f. Позволяет получить желаемую профессию

g. Чтобы иметь возможность найти хорошую работу

h. Позволяет достигнуть материального благополучия

Как правило, суждения составляются на основе собственного опыта, знакомства с литературой по теме, бесед с явными носителями проблемы, с потенциальными респондентами, а также на основе анализа ответов на открытые вопросы. Число суждений может быть от нескольких десятков до нескольких сотен (20 ≤ среднее количество ≤ 300)
Критерии (все суждения должны):

· Иметь отношение к измеряемой установке

· Быть однозначны и понятны по смыслу

· Быть не о фактах, а выражать мнения, оценки

· Иметь отношения к настоящему, а не к прошлому, то есть выражать сиюминутную установку, которая должна еще смешиваться с отношением человека к тому же объекту в прошлом

· Быть кратким и не утомлять респондента

· Быть сформулированными в утвердительной, а не в вопросительной форме

· Быть сформулированы так, чтобы их можно было принять, или отвергнуть, целиком, то есть должны выражать одну, а не несколько идей

· Быть такими, чтобы большинство респондентов не смогли выработать одинаковые мнения

· Иметь форму, предполагающую согласие, или несогласие с нмим, что характеризует отношение с ними к объекту установки

· Не должны быть такими, чтобы их могли принять респонденты с положительным и отрицательным отношением к объекту установки.

Каждые суждения записываются на отдельную карточку с соответсвенным порядковым номером. Процедура выбора суждений зависит от объекта исследований и от смыслов значения ключевых понятий.

Например: мы хотим изучить отношения к национализму. Его можно характеризовать как социальное явление или черту характера людей. Мы придумываем суждения, идя от самого негативного к самому позитивному:

1) Национализм – это отвратительное явление в сегодняшней жизни

2) Национализм и интеллигентность не совместимы

3) Национализм – любовь к Родине

4) Патриот должен быть националистом

5) Стимул роста карьеры

Первый этап завершается отбором наиболее подходящих суждений. Их может быть меньше, по сравнению с первой.

Вес суждения – это их усредненные оценки. Эти суждения будут выбраны экспертом.

2. Работа экспертов разложить все суждения по группам, в рамках континуума. Необходимо найти место суждению на этом континууме или цену (вес) этому суждению. Набор суждений и их расположение должно быть таким, чтобы каждый респондент мог найти суждение, с которым он мог бы согласиться.
Несколько условий:

a. В качестве экспертов необходимо брать несколько десятков наиболее типичных представителей респондентов, участвующих в опросе. Экспертами не должны быть эксперты в общепринятом смысле, то есть специалисты, углубленно изучающие этот вопрос.

b. Оценка исследователя может не совпадать с оценками респондента, но наиболее важно для нас мнение респондентов. Их оценки должны быть определяющими, но оценку одного респондента, даже знающего предмет оценки, нельзя считать безусловной, поэтому берется во внимание мнение многих респондентов: чем больше респондентов участвует в процессе деления суждений на группы, тем лучше.

c. Каждому эксперту дают по пачке карточек с суждениями. На каждой карточке одно суждение. Он раскладывает их по группам. Нельзя представлять экспертам суждения в виде какого-либо списка. Карточки раскладываются на 2 группы. Эксперты не должны отражать свое мнение, согласие, несогласие с суждениями, находящимися на карточках. Их задача – разложить все карточки по ячейкам, в соответствии со смыслом суждений. Также не надо стремиться разложить суждения поровну в каждую ячейку. Деление суждений на группы должно выполняться так:

i. В первую стопку – суждения с максимально положительной оценкой

ii. В 6 стопку – с нейтральной оценкой

iii. В 11 стопку – суждения с максимально отрицательным отношением к объекту установки.

iv. Остальные разбрасываются между ними по степени убывания позитивного и возрастанию негативного отношения а явлению.

Если эксперт затрудняется, вы предлагаете разложить карточки на 3 кучки, причем так, чтобы были видны тексты суждений. Затем поработать с каждой кучкой в отдельности. Возможно придется перекладывать из одной ячейки в другую. А может быть и так, что в какой-то ячейке будет пусто, а рядом – густо. Но желательно, чтобы было поменьше пустых ячеек.

При этом необходимо, чтобы смыслооценочное расстояние между группами было одинаково, поэтому эту шкалу и называют шкалой равнокажущихся интервалов.

В процессе раскладки экспертом карточек, исследователь расставляет цифры на группах (ячейках) (1 -11). Далее подсчитывается количество карточек, соотнесенных экспертом в каждую группу. Результаты работы экспертов фиксируются в таблице.

Например: 30 суждений разложены 1 экспертом по 11 ячейкам.

Группы Суждения          
             
    Х        
  Х          
           
      Х      

, где Х – это место суждения в каждой группе.

Составляется сводная таблица, из подобных единичных, равных количеству респондентов, где считается количество Х в соответственных клеточках, и результаты записываются в соответствующую ячейку. В таблице появляются числа, которые показывают поведение экспертов и поведение суждений => таблица принимает вид.

Группы          
Числовые значения          
Относительная частота          
Накопление частот (кумулятивный %)          

На каждое суждение составляется своя сводная таблица!

3. На этом этапе рассматривается поведение каждого суждения, то есть определяется, какое количество экспертов отметили суждение в той или иной градации. Суждениям в ячейках приписывают числа, оценка которых позволяет определить степень единодушия экспертов по отношению к определенным суждениям.
Градации принимаем за балл, который эксперт дает тому или иному суждению. На этом этапе определяется цена/вес/нагрузка каждого суждения на шкале в 11 интервалов, а также определяется степень согласованности решений экспертов.

Шкала Лайкерта

Р. Лайкерт разработал свою шкалу в 1922 году в качестве альтернативы шкале Тернстоуна. Он первый предложил измерять латентную переменную с помощью построения индекса. Данную шкалу называют методом суммарных оценок. Само построение осуществляется в виде таблицы, которая называется кафетерий (потому что одно и то же свойство измеряется по набору различных индикаторов, путем суммирования). В этой таблице строки отражают наблюдаемые переменные, а столбцы – значения этих переменных.

При построении данной шкалы формируются большое число суждений (≥ 100), касающихся данного явления.

Эти суждения:

1) Должны охватывать весь смысловой континуум

2) Должны отражать либо положительное, либо отрицательное отношение респондента к объекту. Например, «Отношение мужчины к феномену «умная женщина». Одни суждения «+», другие – «-» - «+» - согласие респондента с положительными суждениями, «-» - согласие с негативными суждениями (показывает отрицательное отношение).

Важная особенность: число суждений с положительным и отрицательным окрасом должно быть одинаково.

Каждое суждение предъявляется репрезентативной группе (≥ 50) экспертов и оценивается по 5-балльной шкале:

² Полностью согласен

² Согласен

² Отчасти согласен

² Не согласен

² Полностью не согласен

То есть, 5 баллов получают те, которые хорошо относятся к умным женщинам и полностью не согласен с негативными.

Формулировки суждений и варианты предлагаемых ответов могут быть разными, то есть вместо ответов «…/…» можно «одобряю/не одобряю», «нравится/не нравится».

Полученные баллы суммируются (поэтому шкала называется «шкала суммарных оценок») по каждому респонденту и по каждой оценке.

Суждения Абсолютно согласен Согласен Отчасти согласен Не согласен Совершенно не согласен
1. Я с удовольствием хожу на работу          
2. Я уважаю своего начальника          
3. Мне нравятся товарищи на работе          
4. Меня устраивает заработная плата          
5. Я с удовольствием поменяю работу          

Высчитывается общий балл респондентов. Минимальное количество баллов, которое может набрать респондент – 100, то есть, это самая негативная оценка респондента. Ее получают те, кто не согласен с положительными суждениями и согласен с отрицательными. Максимальное количество баллов – 500.

По сумме баллов, полученных каждым респондентом по всем вопросам, можно провести ранжирование самих респондентов – чем больше баллов, тем более доброжелательное отношение респондента к объекту. Сумму баллов респондента можно использовать при характеристики его позиции в разных областях социальной жизни.

Например: социально-политическая ориентация, оценка определенных явлений, отношение к работе.

Суждения Абсолютно согласен Согласен Отчасти согласен Не согласен Совершенно не согласен
1. Ум удел мужчин, женщина должна быть красивой          
2. Женщина должна быть достаточно умной, чтобы мужчина не отшатнулся от нее при первой встречи          
3. Ум – быстрый путь превратить женщину в синий чулок          
4. Страшнее ситуацию, когда жена умнее мужа представить нельзя          
5. Ум жены – гордость и украшение мужа          
6. Женский ум, как Божий дар: надо ценить и беречь          
7. Жить с умной женщиной ад – она видит тебя насквозь          
8. Ум усиливает обаяние женщины          
9. Ум женщины, как врожденная болезнь, с которой постоянно надо бороться          
10. Ум – единственный критерий, по которому должна оцениваться женщина          

Такая таблица предлагается каждому из экспертов, потом подсчитывается суммарный балл по каждому суждению и эксперту. Последняя процедура наиболее популярна в некоторых тестах. При построении такой шкалы возникают вопросы: «Какие середины брать?», «Как проверить …?», «Какие требования и какие условия нужны для применения данного метода шкалирования?»

Шкала Богардуса
(шкала социальной дистанции)

Эта шкала предназначена для измерения социальной дистанции, которая существует между социальными и этническими группами. Она также измеряет установку респондента на определенный тип взаимоотношений с представителями других социальных и этнических групп.

В отличие от всех предшествующих измерений Богардус сам сформулировал список суждений, который отражает разную степень социальной дистанции. Респондентам остается только отметить те дистанции, на которые он бы допустил членов какой-либо группы. Его шкала включает такие позиции как:

² Тесное родство, по средствам брака (1 б.)

² Членство в моей группе, в качестве приятеля (2 б.)

² Соседство по улице (3 б.)

² Принадлежность к моей профессиональной группе (4 б.)

² Гражданство в моей стране (5 б.)

² Присутствие в моей стране, в качестве туриста (6 б.)

² Не должны допускаться в мою страну (7 б.)

Суждения чаще всего формулируются в виде вопросов.

Например: «Согласны ли вы жить по соседству с латиноамериканцем?»

«Согласны ли вы работать в одном отделе с латиноамериканцем?»»

«Разрешите ли вы выйти замуж дочери за латиноамериканца?»

Последовательность суждений, то есть вопросов, должна быть от меньшей дистанции к большей, или наоборот. Шкала, таким образом, работает по принципу куммулятивности (накопления).

В случае нелогичности ответов респондентов можно подвергнуть сомнению одномерность шкалированности переменной или влияния другой переменной.

Например: респондент отрицательно ответил на вопрос о том, хочет ли он видеть члена какой-либо группы у себя в стране, но положительно на то, что хочет, чтобы он жил по соседству. Значит, перечень вопросов неоднозначно отражает набор ситуации, или искомая переменная не является одномерной.

В 1926 году Богардус проанализировал ответы 1925 американцев по поводу отношения к 40 этническим группам. Возраст респондентов – 18-25 лет. Половину из них составляли студенты колледжей, а вторая половина – их выпускники, которые работали и одновременно посещали аспирантские учебные курсы. Исследование проводилось среди респондентов из 32 различных районов Соединенных Штатов.

Богардус, в результате, определил расовые дистанции для каждой этнической группы (от 1 до 7). Близко к вершине шкалы ранжированных предпочтений оказались:

1) Англичане

2) Белые американцы

3) Канадцы

4) Шотландцы

5) Ирландцы

6) Французы

7) Немцы

8) Шведы

9) Норвежцы

10) Испанцы

11) Финны

12) Датчане

13) Русские

14) Итальянцы

15) Поляки

16) Армяне

17) Чехи

18) Индийцы

19) Евреи

20) Греки

21) Мексиканцы

22) Американцы, мексиканского происхождения

23) Японцы

24) Американцы, японского происхождения

25) Турки

В 1986 году был проведен повторный срез:

1) Белые американцы

2) Англичане

3) Канадцы

4) Французы

5) Ирландцы

6) Шведы

7) Норвежцы

8) Итальянцы

9) Шотландцы

10) Немцы

11) Голландцы

12) Финны

13) Греки

14) Испанцы

15) Евреи

16) Поляки

17) Чехи

18) Индийцы

19) Американцы, японского происхождения

20) Армяне

21) Филиппинцы

22) Китайцы

23) Американцы, мексиканского происхождения

24) Русские

25) Негры

26) Турки

27) Корейцы

Семантический дифференциал Чарльза Освуда.

Основное предназначение дифференциального метода - это измерение смысла, понятий и слов, отражающих эмоциональную сторону установки респондента. Этот метод был предложен Чарльзом Осгудом в 1957 году.

Семантика – это раздел языкознания, исследующий проблемы смысла, значений и интерпретации знаков, слов и выражений.

Психосемантика изучает психологическое восприятие различных понятий, символов, знаков, смысла, значений какого-либо объекта.

Метод Осгуда помогает построить семантическое пространство. С его помощью изучается взаимное расположение объектов в этом пространстве. Определяются различия о восприятии респондента, рассматриваемых объектов; проводится классификация объектов.

Метод семантического дифференциала позволяет путем жесткого опроса получить инфо о психологической структуре восприятия человека окружающего мира. С помощью данного метода изучаются типы сознания людей, их установки, ориентация отношения к чему-либо, к кому-либо, осуществляется оценка личностных качеств человека и т.п. данный метод строится на таких понятиях как смысл и значение. С его помощью изучается эмоциональная сторона смысла, которую находит и отражает респондент. Таким образом исследуется аффективная составляющая смысла, придаваемых респондентами некоторым объектам. Предложенный Осгудом метод опирался на изучение явлений синестезии, то есть мышления по аналогии, возникновение одних чувственных восприятий под воздействием других. Синестетическое восприятие свойственно каждому человеку, например, под влиянием звуков или запахов могут возникать различные зрительные представления.

Чарльз Освальд вместо понятия личностного смысла использовал такое понятие как коннотативное значение. Коннотат употребляется в противоположность денотат, а «денотат» – объективные признаки объекта.

Коннотат – это восприятие субъектно того или иного объекта.

Метод Чарльза Осгуда, наряду с методом незаконченных предложений, относят к методам проективной техники, позволяющей социологу наиболее полное представлять субъективное свойство личности; он их как бы проецирует на свой экран. Для социолога всегда важно представить восприятие респондента окружающей действительности, как она преломляется в сознании индивида. В этих случаях не всегда могут быть использованы жестко формализованные методы получения инфо. Тут лучше подойдут понятия, категории, которыми пользуются люди, для восприятия и упорядочивания своего опыта.

Использование данного метода позволяет:

· Установить аффективные компоненты смысла, вкладываемых людьми в те или иные объекты, явления, понятия

· Выделить факторы, влияющие и определяющие смысловую значимость объектов для каждого человека

· Определить семантическое пространство, образуемое этими факторами, в которое респондент как бы помещает этот объект, оценивая его определенным образом

· Увидеть различия в восприятии человеком разных объектов в семантическом пространстве

· Выделить типы людей, имеющих сходную картину, изучаемых смыслов, сходные психосемантические пространства

По мнению Осгуда, человек, выделяя какой-либо объект из окружающего мира определяет к нему свое отношение используя при этом чаще всего биполярные оценки понятия. Учитывая это он предложил построить схему каннототивных признаков, в виде полярных терминов, антонимов, каждый из которых показывает один из полюсов признака, то есть психологического континуума. Семантический дифференциал строится на противопоставлении оценочных суждений, то есть понятий, противоположных по смыслу. Для этого и создаются различные пары антонимов (10-20). Совокупность шкал, по которым респондент выдает оценку называется семантическим пространством, при чем каждое, из оцениваемых понятий может быть представлено в данном пространстве в виде точки. Для предания координат этому пространству, чтобы превратить его в совокупность шкал, между ними чертят линию с делениями, которая показывает степень отношения к данному явлению. Каждая из этих пар оценивается по шкале, состоящих из 7 градаций (3-, 0, 3-)

Пример.

§ Слабый - сильный

§ Легкий – тяжелый

§ Мягкий – твердый

§ Женский – мужской

§ Пассивный – активный

§ Тупой – острый

§ Холодный – горячий

§ Плохой – хороший

§ Темный – светлый

§ Некрасивый – красивый

Предполагается, что 3 означает очень сильный, 2 - сильный, 1 – не очень сильный, 0 – ни сильный, ни слабый, -1 – не очень слабый, -2 – слабый, -3 – очень слабый

Осгуд придумывал по несколько сотен пар с полюсами значений, используя в шкалах не только слова, но и рисунки, знаки. В результате своей кропотливой работы, он сформировал 21 пару антонимов:

§ Злой – добрый

§ Кривой – прямой

§ Рассеянный – пунктуальный

§ Безвкусный – вкусный

§ Неудачный – удачный

§ Глупый – умный

§ Старый – новый

§ Неважный – важный

§ Округлый – острый

§ Хладнокровный – восторженный

§ Бесцветный – красочный

В социологии обычно не используют всю совокупность, а выбирают 9-10. Критерием отбора является частота встречаемости таких антонимов и способность шкалы вызвать реакцию респондента, при оценке самых различных объектов в рамках предлагаемого континуума. После многочисленных экспериментов, Осгуд отобрал ряд шкал и разделил их на три группы, в которых шкалы тесно связаны между собой. Делал он это методом факторного анализа. В результате были получены три группы шкал по трем факторам:

ü Сила

ü Активность

ü Оценка

Фактор оценки реализует себя через следующие пары антонимов:

§ Хороший - плохой

§ Светлый – темный

§ Чистый – грязный

§ Красивый – некрасивый

§ Правдивый – ложный

Фактор силы формирует пары:

§ Сильный – слабый

§ Тяжелый – легкий

§ Твердый – мягкий

Фактор активности дает следующие пары:

§ Активный – пассивный

§ Быстрый – медленный

§ Теплый – холодный

§ Острый – тупой

В обстоятельственных исследованиях может быть использовано большое количество шкал, например, при оценке художественно-эстетических объектов не художниками исследователи испол…

Респондентам предлагалось по очереди оценить рассматриваемые объекты с помощью набранных шкал. Каждый объект должен быть оценен по всем шкалам. Заполняется опросный лист с оценками каждого. Баллы сначала суммируются по каждой шкале, затем вычисляется среднеарифметическая оценка объекта, установки для респондента и установки в целом. Среднее высчитывается и по каждому из трех факторов. Она складывается из оценок по всем шкалам, входящим в этот фактор и по всем респондентам и делится на величину произведения числа шкал и числа респондентов. Каждое понятие, каждый объект проверяется на близость, сходство мнений, оценок респондентов, путем построения графика семантического дифференциала. Предположим, мы получили такие усредненные оценочные данные по отношениям к трем профессиям – инженеры, социологи и экономисты. Инженеры по оценке получили +3, по силе +2, по активности +2,5; социологи – по оценке +1,5, по силе +2,5, по активности +3; экономисты – по оценке -2, по силе +1,5, по активности -1. Близость оценок этих групп мы можем представить в двумерном пространстве по парам: оценка-сила, оценка-активность и сила-активность и точками отмечается положение каждой группы на этой плоскости.

Семантический дифференциал вычисляется по формуле

, где D – величина дифференциала, показывающая степень различия в отношении к объектам a и b по набору шкал, входящих в данный фактор

d – разность средних оценок объектов a и b либо по шкале j, либо по нескольким шкалам, входящим в этот фактор

Величина D выражается положительным числом и чем ближе она к 0, тем выше сходство мнений, оценок сопоставленных объектов.

Например, рассчитаем D для инженеров и социологов

= 1,65

Также можно рассчитать для инженеров и экономистов, социологов и экономистов.

  инженеры социологи Экономисты
Инженеры   1,65 1,87
Социологи 1,65   2,12
Экономисты 1,87 2,12  

А если полученные средние показатели по каждой шкале нанести на определенную сетку, то мы можем построить профиль оценок каждого объекта по каждой шкале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: