Государственное управление и политика

Государственное управление и политика.

Государственное управление и политика имею одну общую цель – сохранение порядка в социуме. Они имеют один источник возникновения – власть, и в этом их сходство. На основании этого долго считалось, что государственное управление и политика – это одно и тоже. Например, Аристотель видел в этих понятиях одно и то же, т.к. и то и другое стремится к общему благу. Во времена Аристотеля примерно так и было. Но со временем общество становится более сложным и в Новое время управление отделяется от политики. Роль сыграли и процессы демократизации, т.о. политика перестаёт отождествляться с управлением, она становится ареной борьбы за власть между разными социальными группами.

Различия между политикой и государственным управлением:

1. Политика – это искусство самовыражения человека, она не предполагает обучение политики, ведь политика – это призвание, требующее харизмы. Государственное управление строится по другому принципу, оно требует профессиональной подготовки, определённой компетенции.

2. Политика – это добровольный акт выбора человека и группы. Отношения строятся по иерархическому принципу, там нет и не может быть равенства.

3. Политика строится на отношения равноправия и взаимного уважения людей, по формуле субъект-субъект (S-S). В рамках государственного управления строятся отношения по типу субъект-объект (S-O).

4. Политика осуществляется политическими методами (переговоры, компромиссы), выбор методов в политике зависит от самого участника.

5. Сфера политики гораздо шире сферы государственного управления, потому что политику создаёт общество, она реализуется за рамками государственных структур, в том время как политика существует везде, политика пронизывает всё общество. Государственное управление же существует только в государственных учреждениях.

Современные исследователи стремились чётко разделить эти понятия. За политикой остаётся контроль за деятельностью управления ради сохранения демократии, потому что управление по своей природе недемократично, т.к. там всегда существует иерархия. Управление – это некая техника, оно должно осуществлять свои функции вне зависимости от политического лидера. Концепция Вильсона – это функционалисткая модель. Эта модель предполагает, что управление – это процесс принятия важных решений технического характера, а политика обеспечивает их легитимность. Политическая элита занимается легитимацией власти, а административная элита занимается решениями. Управленческий аппарат задаёт параметры политической игры, а с другой стороны деятельность управления даёт возможность легитимации власти. Государственное управление аккумулирует огромные ресурсы общества для того, чтобы использовать их для общего блага, хотя и здесь не обходится без политики, т.к. зачастую это используется в интересах различных политический партий и групп.

Общая черта государственного управления и политики – это нормативность общественных институтов, введение правил, социальной справедливости. Но при этом роль государства является предметом политической борьбы.

Провести полное различие невозможно, потому что государственное управление имеет дело в властными полномочиями, с властью, власть имеет тенденцию к росту, но при этом её ресурсы ограничены. Поэтому в управлении между управленческим аппаратом постоянно происходят конфликты из-за перераспределения ресурсов.

Макарель также пытался отделить управление от политики. Он говорил о том, что характерные черты политики – это инициатива, направления общих дел нации, высшее руководство, для администрации – это действия, исполнения. Т.о. политика – это голова, а администрация – это руки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: