Структурирование проблемы

Выявление действительного наличия проблемы

При принятии важных решений, последствия, реализа­ции которых могут сыграть значительную роль, цели, к до­стижению которых стремится организация, необходимо представлять четко.

Разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев крите­риев, позволяющих оценить степень достижения целей.

Всякая цель в скрытом виде уже содержит критерии поиска решения. Например, если целью является повышение качества продукции, то в качестве критерия могут выступать параметры изделия, характеризующие его потребительские качества и научно-технический уровень.

В принципе, уточнение целей, стоящих перед ЛПР, может потребоваться в течение всего цикла разработки и принятия управленческого решения.

Это может быть обусловлено рядом причин.

· Анализ проблемной ситуации может показать необходимость изменения целей деятельности организации и ее подразделений.

· Более тщательная разработка целей способствует поиску многоцелевых решений. Такие решения экономят время и ресурсы по сравнению с несколькими одноцелевыми решениями.

Выявление факта возникновения или существования проблемы. Определение степени критичности проблемы.

На основании определенных на предыдущем этапе желаемых значений показателей, нормативов и стандартов (путем сравнения с их текущими значениями) определяется факт возникновения проблемы.

Степень критичности наиболее просто может быть определена по величине расхождения между желаемыми и фактическими значениями показателей. Более подробно этот вопрос рассмотрен в разделе "Методы оценки критичности проблемных ситуаций".

Структурирование проблемы включает:

· Уточнение оценочной системы.

· Уточнение симптомов проблемы.

· Сбор дополнительной релевантной информации.

· Структурирование и диагностика проблемы.

· Разработка прогноза развития ситуации.

Цель стадии - выявление истинных причин возникновения проб­лемной ситуации.

Уточнение оценочной системы.

Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации нередко оказывается целесообразным формирование ин­дексов или индикаторов, характеризующих состояние ситуа­ции в зависимости от изменения значений определяющих ее развитие факторов.

В основе использования оценок различной природы лежат, как правило, одни и те же методы оценивания, которым предшествует построение со­ответствующих оценочных систем.

Оценочная система формируется как для индивидуаль­ных, так и для коллективных сравнительных оценок.

В состав оценочной системы входят:

· показатели, характеризующие объект оценки;

· шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев;

· принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оцен­ка либо производится сравнительная оценка предпочтитель­ности альтернативных вариантов.

Соответствующие разновидности оценочных систем ис­пользуются и для расчета индексов, и для расчета рейтин­гов, и для определения приоритетов, и для сравнительной оценки альтернативных вариантов решений во всем много­образии ситуаций принятия решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: