Этап 6

Этап 5.

Этап 4.

Этап 2.

Диагностика проблем

Как уже отмечалось ранее, суть этапа диагностики состоит в выделении ключевых про­блем, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, анализе характера влияния таких проблем на развитие ситуации.

По мнению большинства исследователей, процесс развития проблемной ситуации (т.е. ее усугубление) происходит по цепочке циклических связей между проблемами.

Поэтому, ключевыми будут проблемы, находящие на таких циклических путях.

Особое внимание должно уделяться проблемам, находящимся на нескольких циклических путях, т.к. решение данных проблем позволяет "разорвать" сразу несколько циклов.

Рассмотрим алгоритм исследования проблемной ситуации, широко применяемый при анализе слабоструктурированных проблем.

Этап 1.

Выявление базовых (приоритетных) проблем путем интервьюирования специалистов и руководителей, проведения экспертных опросов и группового обсуждения проблем.

Примерный перечень базовых проблем предприятия.

1. Сокращение объемов реализации товаров в натуральном выражении.

2. Снижение выручки от реализации.

3. Нехватка денежных средств для осуществления текущих хозяйственных операций.

4. Недостаточное обеспечение производства сырьем.

Построение ПСД (причинно-следственных) диаграмм для базовых проблем путем их иерархической декомпозиции (см. раздел "Идентификация элементов проблемы").

Этап 3.

Формирование каталога проблем (КП), включающего в себя все выявленные в процессе иерархической декомпозиции проблемы-причины.

Проведение интервьюирования, экспертизы и группового обсуждения с целью определения типовых (предварительных) решений для выявленных проблем.

Формирование каталога решений (КР).

Построение таблиц принятия решений (ТПР) для базовых проблем.

ТПР строятся на основе анализа ПСД соответствующей базовой проблемы и возможных вариантов решения данной проблемы.

Для примера рассмотрим ТПР (см. табл. 6.4.) для базовой проблемы "Снижение объемов реализации товаров и услуг" [5].

Таблица принятия решений для проблемы Снижение объемов реализации товаров и услуг"

Таблица 6.4.

\ варианты решения Формулировка проблемы \                            
Снижение объемов реализации товаров                 * *        
Снижение платежеспособного спроса на товары * * * * *                  
Снижение потребности предприятий в отечественных товарах       * *                  
Рост объемов импорта товаров     *                      
Сезонное снижение потребности в товарах   *           *   *        
Снижение объемов производства и реализации изделий, для производства которых данные товары выступают как сырье.     *                      
Снижение активности фирм в области рекламы и стимулирования спроса.                           *
Рост цен на отечественные изделия, для производства которых данные товары выступают как сырье.     *   *                  
Снижение покупательной способности населения                           *
Рост объемов импорта изделий, для производства которых данные товары выступают как сырье.     *                      

Предварительные решения данной проблемы (по результатам интервьюирования):

1. варьирование ценами;

2. варьирование условиями продажи (форма оплаты, предоставление скидок и т.д.);

3. формирование ассортимента и заказов с учетом рентабельности товара и емкости сегмента рынка;

4. снижение удельного веса товаров, производимых "на склад";

5. увеличение удельного веса товаров, производимых "на заказ";

6. варьирование закупочными ценами на сырье.

7. ориентация на закупку дешевого и низкокачественного сырья;

8. остановка производства и накопление текущего запаса сырья;

9. сокращение численности работающих (административные отпуска или увольнения);

10. сокращение рабочего фонда времени (неполная рабочая неделя);

11. сокращение доли условно-постоянных расходов в себестоимости;

12. поддержка зарплаты на низком уровне;

13. снижение длительности производственного цикла;

14. увеличение расходов на маркетинг.

Этап 7.

Выявление циклических взаимосвязей между базовыми проблемами и проблемами-причинами на основе каталога проблем и построенных ПСД. Построение диаграммы влияния (ДВ).

Пример диаграммы влияния, связывающей выявленные на этапе 1 базовые проблемы, приведен на рис.6.2. [5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: