Кулачковые элементы. Тяговые аппараты с групповым приводом (групповые аппараты) имеют большое распространение, так как они обеспечивают порядково-временное связывание работы отдельных элементов системы управления э. п. с., т.е. четкую последовательность переключений в отдельных цепях. При них значительно проще цепи управления и, что особенно важно, сокращается число недостаточно надежных электрических блокировок. Однако время их срабатывания больше, чем у аппаратов с индивидуальным приводом.
Современные групповые аппараты выполняют только с поворотными переключающими механизмами. Ранее широко применяли аппараты барабанного типа, у которых на поворотном валу был укреплен изоляционный барабан с подвижными контактами в виде секторов, соединяющих друг с другом неподвижные пальцевые контакты. Однако такая конструкция мало приспособлена к условиям крупносерийного и массового производства, а также к применению эффективных дугогасительных устройств.
В групповых аппаратах кулачкового типа на поворотном валу укреплены кулачковые фасонные шайбы, воздействующие на подвижные части отдельных контакторов (контакторных элементов), замыкающих и размыкающих электрические цепи. У таких аппаратов большая часть основных элементов легко унифицируется, их крупносерийное или массовое производство не вызывает принципиальных трудностей.
Контакторные элементы по принципу действия подразделяют на следующие:
включающего типа (рис. 4.21, а) с принудительным включением контактов нажатием кулачка; выключение их происходит под действием выключающей пружины;
выключающего типа (рис. 4.21, б), у которых включение и нажатие контактов осуществляются включающей пружиной, а выключение — кулачком;
переключающие (рис. 4.21, в), у которых под действием кулачков происходит включение одного из двух контактных соединений при одновременном выключении другого.
В коммутационных аппаратах из-за возможности сваривания контактов наиболее ответственна операция выключения. Пружина выполняет эту операцию менее надежно, чем кулачок, так как она деформируется значительно сильнее кулачка. Поэтому даже в элементах включающего типа часто применяют механизм принудительного выключения, срабатывающий, если пружина не смогла разомкнуть контакты. Обычно этот механизм состоит из специального профильного кронштейна, а на поворотном рычаге подвижной части контакторного элемента и размыкающего пальца 7 на боковой поверхности кулачковой шайбы. Если контакты не разомкнулись, то при повороте кулачкового вала палец упирается в кронштейн и принудительно размыкает контакты.
Взаимодействие контакторного элемента с кулачковой шайбой. Обычно силы от кулачковой шайбы к подвижной части контакторного элемента передаются через ролик (часто шариковый подшипник), укрепленный на подвижной части аппарата, в результате чего снижается сила трения при взаимном перемещении кулачка и контакторного элемента. Рассмотрим эти процессы на примере элемента включающего типа.
Рис. 4.21 Контакторные элементы включающий (а), выключающий (б), переключающий (в):
1 - контакты; 2 - контактодержатель; 3 – рычаг; 4 – ролик; 5 – кулачковая шайба; 6 – кроиштейн; 7 - палец
Поверхность кулачковой шайбы (рис. 4.22, а) можно разделить на несколько однородных участков, которым соответствуют углы, и т.д. На участке с ролик перекатывается во впадине кулачковой шайбы по поверхности профиля, представляющего собой дугу радиуса. На этом участке момент, приложенный к кулачковому валу,
(4.18)
где f — коэффициент трения качения ролика по кулачковой шайбе (включая и его подшипники); — минимальная сила нажатия ролика.
Рис. 4.22 Профиль кулачковой шайбы (а), силы действующие на выступе шайбы (б), и моменты на кулачковом валу
Обычно величины и постоянны, т. е. и момент в пределах постоянен. Участок охватывает переходную выкружку радиусом. Для того чтобы избежать резких изменений момента, желательно, чтобы. был несколько больше радиуса ролика. Момент и постепенно нарастает к концу участка. Его значения зависят от соотношений между, и.
Участок соответствует перемещению ролика по наклонной поверхности кулачковой шайбы. Силы, действующие на этом участке, представлены на рис. 4.22,б. Момент от упора ролика в кулачковую шайбу
(4.20)
Обычно и момент от силы трения не учитывают, считая.
Параметры привода группового аппарата устанавливают исходя из момента сопротивления движению
(4.22)
где — суммарный момент переключаемых контакторных элементов; — суммарный момент элементов фиксации позиций (пружинных, пневматических, электромагнитных защелок и других подобных им), которые помогают остановить кулачковый вал в точно заданных положениях, соответствующих включению и выключению необходимых контакторных элементов; — результирующий момент от сил трения в аппарате, исключая силы трения в контакторных элементах, так как они входят в моменты.
Для групповых приводов зависимость зачастую определяет работоспособность аппарата. Ее характер связан с последовательностью включения и выключения контакторов. На рис. 4.23, а приведено условное обозначение процессов замыкания, как их обычно изображают в диаграммах замыканий контактов (например, см. рис. 4.31). На рис. 4.23, б показано синхронное замыкание и размыкание двух контакторных элементов и соответствующее изменение моментов в промежутке между двумя смежными позициями.
Предельные значения для элементов при замыкании и,
где он соединен с кулачковым валом 9, поворачивающимся при этом на 30°. В то же время ведомый вал механизма 4 поворачивается на 60°, а соединенный с ним через передачу 10 с кулачковый вал 8 поворачивается на 18°, что соответствует переходу этого вала на следующую позицию. Соединенный с ним через промежуточный вал 5 и передачи 7 с общим передаточным отношением кулачковый вал 6 поворачивается на угол 9°. Соответствующие переключения контакторов ясны из рис. 4.32.
Рис. 4.31 Кинематическая схема контроллера ЭКГ-8
1 – муфта; 2 – блокировочный вал; 3, 4 – механизмы мальтийского креста; 5 – промежуточный вал; 6 – вал переключателя обмоток; 7, 10 – зубчатые передачи; 8 – вал переключателя ступеней; 9- вал контакторов с дугогашением; 11 – вал главной блокировки; 12 – сельсин; 13 – передача червячная; 14 – ручной привод; 15 – двигатель
Рис. 4.33 Контакторные элементы без дугогашения (а) и с дугогашением (б):
1 – хомут; 2 - держатель; 3 – включающая пружина; 4, 18 – гибкие шунты; 5 - боковина; 7 – контактная пластина; 8 – якорь компенсатора; 9 – контактодержатель; 10 – наделки контактов; 11 – регулировочные прокладки; 12 – ярмо компенсатора; 13 – втулка резиновая; 14 – винт; 15 – зажим; 16 – ось; 17 – пружина резинового контакта; 19 – кулачковая шайба; 20 – полюс; 21 – фланец полюсов; 22 – катушка дугогашения; 23 – дугогасительная камера; 24 – контакты разрывные; 25 – рычаг контактодержатель
Контроллер рассчитан на значительные напряжения и токи. Напряжение токоведущих частей относительно корпуса 3100 В, напряжение между контактами контакторов с дугогашением 1100 В, без дугогашения — 260 В, номинальный ток 1300 А. В контакторных элементах на болыниетоки и напряжения (рис. 4.33) применены устройства компенсации электродинамических сил, резиновые втулки 13 для гашения кинетической энергии при включении. В контакторах с дугогашением (рис. 4.33, б), кроме того, осуществляется продувка сжатым воздухом дугогасительных камер для ускорения восстановления электрической прочности в них, а также применены разрывные (дугогасительные) контакты 24. Контакторы обоих типов выключающие; они замыкаются включающими пружинами 3 и размыкаются кулачковыми шайбами 19.
Главные контакты 10 с металлокерамическими наделками СОК-15 (85 % серебра и 15 % окиси кадмия) припаяны: не подвижный к контактодержателю 9, подвижной к контактной пластине 7. Разрывные контакты 24 с припаянными наделками из металлокерамики МВ-70 (67 % вольфрама, 30 % меди и 3 % никеля) расположены: неподвижный на контактодержателе 9, подвижной на рычаге-контактодержателе 25, поворачивающемся относительно рычага 5. Предусмотрена регулируемая притирающая пружина 17.
Механизм компенсации воздействия электродинамических сил состоит из ярма 12, охватывающего рычаг 5, и якоря 8, установленного на контактодержателе 9. При замкнутых контактах ток, протекающий в цепи контактной пластины 7, намагничивает магнитную систему компенсатора и в зазоре между ярмом и якорем создается сила магнитного притяжения, компенсирующая электродинамические силы.
Кулачковый контакторный элемент представляет собой комплексный аппарат; он расположен между боковинами 6 и укреплен на трубчатых рейках каркаса хомутом 1 и зажимом 15.
Дугогасительная система содержит катушку 22, полюсы 20 с фланцами 21 и дугогасительную камеру 23. Камера продувается сжатым воздухом и имеет дугогасительную решетку из медных и стальных пластин.
Групповые приводы с пневматическими двигателями получили довольно широкое распространение. Этому способствуют такие их свойства, как точная фиксация позиций самим приводом и возможность интенсивного гашения кинетической энергии включения. Имеет значение и хорошо отработанная технология изготовления поршневых машин.
По принципу работы привод представляет собой четырехцилиндровый поршневой двигатель, клапанная система которого управляется электромагнитными вентилями. Двигатели обычно четырехцилиндровые с V-образным расположением цилиндров (рис. 4.34, а). Диаграмма заполнения цилиндров сжатым воздухом и включения вентилей в пределах одного оборота коленчатого вала при пуске представлена на рис. 4.34, б.
При возврате в нулевую позицию все процессы протекают в обратной последовательности. Для фиксации позиций привода должны взаимно компенсироваться тангенциальные составляющие сил, действующие на шатуны двух смежных поршней, а радиальные составляющие должны быть направлены по прямой, соединяющей ось коленчатого вала и центр кривошипов (рис. 4.35). Тангенциальные составляющие:
где — сила, передаваемая шатуном; — угол между шатунами, фиксирующими положение привода.
Рис. 4.34 Схема (а) пневматического двигателя и диаграмма переключения его цилиндров (б)
1, 6 – блоки сдвоенных цилиндров Ц1 – Ц4; 2 – поршни цилиндров; 3 – шатуны; 4 – коленчатый вал; 5 – подшипники; 7 – кривошип; 8 – крышка цилиндра; 9 -воздухораспределитель; 10 – вентили включающие
В пределах одного оборота вала привод имеет четыре позиции; поэтому необходимо применение редуктора между коленчатым валом и кулачковым валом аппарата. Передаточное отношение.
Рис. 4.35. Фиксация положений 1—4 двигателя |
Рассмотренные условия фиксации положений привода не учитывают динамических процессов и особенно кинематическую энергию при остановке привода. При ускорении перехода привода из одного положения в другое возникает опасность нарушения точности фиксации и даже проскакивания позиций. Время перехода должно
Рис. 4.36. Групповой переключатель 1K.HD1 |
быть не менее 90—100 мс, время прохождения всех 32 позиций группового контроллера составляет (17 ± 2) с. Время перехода можно регулировать, изменяя проходное отверстие в прокладке между крышкой и цилиндром. В некоторых конструкциях для уточнения фиксации положений привода предусматривают в основных цилиндрах еще и вспомогательные, гасящие кинетическую энергию дополнительным трением и компрессией сжатого в них воздуха.
В качестве примера рассмотрим групповой переключатель 1KHD1 (рис. 4.36) электровоза ЧС2Т. Аппарат имеет следующие основные показатели: напряжение 3 кВ, номинальный ток 500 А, число позиций 6. Основное назначение аппарата — переключение тяговых двигателей на различные соединения в режимах тяги и торможения.
Аппарат собран на несущей конструкции, состоящей из трех каркасов 3, 5, 6, скрепленных стальными соединительными трубами 4. Между каркасами 3 и 5 установлены 10 контакторных элементов с дугогашением 2, имеющих общий блок 14 дугогасительных камер 1. Для закрепления блока предназначен запирающий рычаг 15. Между каркасами 5 и 6 установлены 24 контактора 13 без дугогашения, закрепленные на установочных рейках 12.
Каркас 6 имеет кронштейны 10 для установки пневматического двигательного привода 7 вместе с редуктором 11. На торце привода установлен блок 9 кулачковых контактов блокировки привода, а конец его вала 8 предназначен для установки съемного ручного привода вала. Все контакторные элементы выключающего типа, т. е. замыкаются пружинами и размыкаются кулачковыми шайбами.
Контакторный элемент с дугогашением (см. рис. 3.21) состоит из двух отдельных узлов: неподвижного и подвижного. В неподвижный узел входит контактодержатель 2 с парой контактов 6. Через дугогасительную катушку контактов держатель 2 электрически соединен с пластиной, к которой подключаются провода или шины. Пластины с помощью изолированных болтов кренят неподвижную часть контактора к установочным рейкам 1. В цепи между соединительной пластиной и контактодержателем 2 внутренний вывод катушки 4 припаян к сердечнику 3, а его полюсы 7 привернуты к держателю 2.
В подвижную часть входит контактодержатель 8 с парой подвижных контактов 6, поворачивающихся на валике 9. Оба контактодержателя 2 и 8 выполняют одновременно функции дугогасительных рогов. На верхнее плечо держателя 8 давит пружина. Контактодержатель 8 валиком соединен с нажимным рычагом 11, который роликом 12 опирается на профильную поверхность кулачковой шайбы 13. Контакты замыкаются под давлением пружины, когда ролик попадает во впадину кулачковой шайбы. Притирание и нажатие контактов 6 обеспечивает пружина. Ток от контактодержателя 8 к соединительной пластине проходит через гибкий шунт 10.
Для рассматриваемого контакторного элемента предусмотрена возможность применения дугогасительных камер как радиального, гак и щелевого типа. В последнем случае камеры выполняют с эффективными дугогасительными решетками.
При большом числе позиций вследствие малого угла поворота кулачковых валов не удается выполнять непосредственно переключения в силовых цепях такими аппаратами. В этом случае (например, на электровозе ЧС7) выполняют групповой аппарат для коммутации не силовых цепей, а цепей управления. При этом нет необходимости в больших углах поворота, так как притирание контактов в цепях управления может быть минимальным. Непосредственные переключения в силовых цепях осуществляют индивидуальные (обычно электропневматические) контакторы по сигналам группового переключателя, выполняющего лишь распорядительные функции.