ЛЕКЦИЯ № 4
Оснастка талевой системы
От кратности оснастки iТС зависят: длина каната, кинематика и нагруженность всей подъёмной части буровой установки. Чем > iТС, тем < dК (диаметр каната), DБ (диаметр барабана), DШ (диаметры шкивов),но > i (длина каната).
Скорости подъёма крюка vКР определяются из выражения
,
где DСР – средний диаметр навивки каната на барабан,
nдв.л - частота вращения вала двигателя лебёдки,
iТР - передаточное отношение трансмиссии.
После преобразования выражения получаем
,
откуда видно, что чем > iТС, тем < iТР. Это приводит к меньшему редуцированию привода, упрощает его конструкцию и снижает металлоёмкость.
Различают оснастки: крестовую - оси талевого блока и кронблока перекрещиваются под углом 90о и параллельную – оси параллельны. Крестовая лучше, т.к. получается более плотная намотка каната на барабан, уменьшается раскачка талевого блока при холостом ходе и его закручивание.
Развёрнутые схемы и последовательность оснастки талевой системы показаны на рис. 13 на доске.
|
|
а) при ручной расстановке свечей, б) при АСП
1, 2, 3, 4, 5 - шкивы талевого блока, I, II, III, IV, V, VI – шкивы кронблока.
2.Буровые лебёдки
Предназначены для спуска, подъёма и удержания на весу бурильной, обсадной колонн и бурильного инструмента при бурении и креплении скважин. Универсальные лебёдки, кроме того, могут выполнять передачу вращения ротору, служат для свинчивания и развинчивания труб, выполнения тартальных работ при извлечении грунтоносок.
Требования к лебёдкам:
1) мощность и тяговое усилие должны быть достаточными для выполнения наиболее тяжёлых технологических операций,
2) скорости подъёма и спуска должны обеспечивать безаварийность и экономичность СПО,
3) масса и габариты должны отвечать требованиям перевозок ж/д и др. видами транспорта,
4) система управления должна обеспечивать автоматическое отключение привода и включение тормоза при срабатывании предохранительных устройств (ограничителя нагрузки, ограничителя подъёма крюка и т.д.)
По параметрам и конструкции буровые лебёдки различают:
1) по мощности привода (200¸3000 кВт),
2) по числу скоростей (2, 3, 4, 5, 6 скоростные),
3) по характеру привода (ступенчатый, непрерывно-ступенчатый, бесступенчатый),
4) по схеме включения быстроходной скорости (независимой и зависимой),
5) по числу валов (1, 2-х и 3-х вальные),
6) по числу скоростей, передаваемых ротору и кинематической схеме передач между лебёдкой и ротором,
7) по способу управления подачей долота (ручное или автоматическое),
8) с капельной или струйной смазкой цепных передач,
9) с воздушным или водяным охлаждением тормозных шкивов,
|
|
10) с гидродинамическим или электромагнитным вспомогательным тормозом,
11) с ручным или дистанционным управлением.
Кинематические схемы 1-о, 2-х и 3-х вальных лебёдок приведены на Рис. 10.
Технические характеристики буровых лебёдок приведены в таблицах 7 и 8.
Рисунок 10 – Кинематические схемы лебёдок
а) одновальная, в) двухвальная, г) трёхвальная
1 – регулирующий тормоз; 2, 8 – муфты фрикционные быстрой и тихой скоростей; 3 – трансмиссия привода ротора; 4, 7 – трансмиссия быстрой и тихой скоростей привода подъёмного вала; 5 – барабан лебёдки; 6 – станина; 9 – коробка передач; 10 – трансмиссия силового привода; 11 – вал трансмиссионный; 12 – фрикционная катушка; 13 барабан тартальный.