double arrow

Приемная семья

Основные различия приемной семьи и семейного детского дома в количестве приемных детей, функциях, выполняемых родителя­ми, нормативах социально-экономической помощи.

Приемная семья — замещающая, где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью, и приемный роди­тель получает социальные гарантии педагога независимо от уровня образования, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания,

( Новый Семейный кодекс РФ предусматривает возможность пе­редачи оставшегося без попечения родителей ребенка в приемную семью на договорной срок с выплатой семье денежных средств на содержание ребенка. Тем самым в организуемой в постсоветский период новой системе обслуживания детей-сирот наблюдаются чер­ты, использовавшиеся в дореволюционной России второй половины XIX и начала XX в. [170].

Для увеличения количества детей, воспитывающихся в семьях, решения некоторых проблем опекунов (попечителей), матсриаль-326


ной заинтересованности и поддержки граждан, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, законо­дателем была предусмотрена такая форма семейного устройства, как приемная семья. Это особенно важно для детей, которые в со­ответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение).

Органами управления образованием субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления ведется работа по совершен­ствованию института приемной семьи. На сегодняшний день в Рос­сийской Федерации образовано 2440 приемных семей с общим кон­тингентом более пяти тысяч воспитанников [47].

Во многих регионах Российской Федерации действуют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок предо­ставления приемным семьям дополнительных льгот и материаль­ной поддержки, порядок и размеры оплаты труда приемных роди­телей.

s Помощью приемной семьи пользуется определенный контингент детей. Сюда входят, в первую очередь, воспитанники детских учре­ждений интернатного типа (домов ребенка, детских домов, гакол-интерпатов), если у них вовсе нет близких и полностью утрачена связь с кровной семьей. Приемная семья становится родным домом и для детей-инвалидов, которым часто не остается места в родной семье. Находят в ней приют и дети из многодетных семей, когда разъединить знающих друг друга братьев-сестер не представляет­ся возможным, когда имеет прямой смысл влить их всех в новую — приемную — семью [124].

Согласно Положению о приемной семье, она «является одггой из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, с полным государственным обеспече­нием детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание». Такая семья образуется постановлением районно­го, городского органа, органа городского района исполнительной власти, по представлению органа управления образованием. После того как постановление принято, заключается договор об условиях воспитания и содержания детей в приемной семье.

При этом предпочтение отдается семьям или одиноким гражда­нам, имеющим опыт в воспитании детей, являющимися усыновите­лями или опекунами, добросовестно выполняющими свои обязан­ности.

Договорная основа — не единственный признак приемной семьи, их несколько. И все они по-разному соотносятся между собой, об­разуя все-таки семью. Прежде всего, приемная семья будет тако-


бой, если гражданин возьмет на воспитание не менее пяти детей-си­рот или детей, лишившихся родительского попечения. Тем самым создаются стимулы для устройства большего числа осиротевших несовершеннолетних. Но их не должно быть более десяти человек.

Договор как основа отношений по семейному воспитанию, под­бор родителя-воспитателя, приравнивание его труда к труду в сфе­ре производства— главные отличительные признаки приемной семьи.

При устройстве в проемную семью родительские правоотноше­ния не возникают. Попавший в приемную семью ребенок продол­жает сохранять правовую связь со своими родителями. Ему так­же принадлежат все причитающиеся родительским детям пособия, платежи (они перечисляются на лицевой счет воспитанника в сбере­гательном банке). Передача ребенка в приемную семью не разрыва­ет и тех его связей с родителями, которые основываются на брачно-семейном законодательстве (алименты, наследство и проч.).

Опека по своим признакам ближе к приемной семье. Это озна­чает, что родите л и-во с пи тате л и приобретают право на воспитание приемного ребенка, обязанности делать все по защите его интере­сов. Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все причитающиеся ему по­собия, платежи. Но опекун тратит все поступающие на имя несо­вершеннолетнего суммы, а не перечисляет их на счет подопечного, поскольку последний не имеет других источников существования: в этом некоторые преимущества материального обеспечения вос­питанника приемной семьи, находящегося целиком и полностью на государственном обеспечении.

В 1998 г. начался активный процесс преобразования детских до­мов семейного типа в приемные семьи, а также создания новых приемных семей [58]. Однако в большинстве регионов РФ передача детей на воспитание в приемные семьи сдерживается на местном уровне. Главы администраций органов местного самоуправления отказываются создавать службы по устройству детей на воспитание в семьи.

Семья, решившаяся усыновить или взять на попечение ребенка-сироту, сталкивается с трудностями, обусловленными как малой ин­формированностью приемных родителей, так и спецификой разви­тия ребенка, воспитывавшегося в учреждениях интернатного типа (в доме ребенка, детском доме, школе-интернате).

Необходимость основных знаний о психических нарушениях в детс ко-под рос тко в ом возрасте объясняется здесь не только крайней неосведомленностью любого непрофессионала (в том числе, кстати, и педагога) в этой области, но и чрезвычайно высокой распростра-


ценностью психической патологии среди детой— «социальных» си­рот. Она выявляется практически у всех детей (от 90 до 100%). что обусловлено тремя факторами:

1) генетическим (наследованием патологических личностных
качеств или психических заболеваний, которыми страдают их ро­
дители):

2) экзогенно-ор1анпческим фактором (неблагоприятной бере­
менностью, протекавшей на фоне интенсивного эмоционального на­
пряжения, тяжелой работы, недостаточного питания, а чаще все­
го—злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими ве­
ществами; недоношенностью; гипотрофией плода: патологически­
ми родами: тяжелыми заболеваниями в раннем грудном возрасте);

3) социальным (так или иначе почти все дети, попавшие в се­
мью, до эюго имеют опыт сиротства или испытывают все тяготы
уродливой семейной ситуации, что не может не сказаться на осо­
бенностях их развития) [96-97].

В результате у приемных родителей нередко возникают мысли об опрометчивости их поступка, о непреодолимости выявившихся проблем. Нарушается контакт с приемным ребенком, который вы­зывает чувство раздражения или разочарования. В крайних случа­ях от такого ребенка стремятся избавиться, возвращают в то учре­ждение, из которого он был взят. Известны случаи, когда прием­ных детей не забирают из психоневрологического отделения дет­ской больницы, кула они были определены на лечение: это крайние случаи, но примеры есть.

Для того чтобы помочь приемной матери разобраться в особен­ностях ребенка и целенаправленно добиваться оптимального эф­фекта — его позитивной социализации. — необходимы не только ба­зовые знания в области психологии, психиатрии, дефектологии. наркологии и т.п., но и постоянная опора на специалистов раз­личного профиля, осуществляющих комплексный междисципли­нарный патронаж.

Не менее важным является повышение уровня медико-психоло­го-педагоги чес ко и компетентности родителей.

С целью научного подтверждения эффективности модели при­емной семьи как замещающей профессиональной семьи В. Н. Ослоп и А. Б. Холмогорова провели экспериментально-психологическое исследование семей с различным статусом и сроком приема детей. которое полностью подтвердило выраженную положительную ди­намику эмоционального, когнитивного, социального и личностного развития у всех без исключения детей-сирот после помещения в приемную Семью (176].


Ребенок, попадая в приемную семью, строит отношения не толь­ко со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, т. е. имеет дело уже с системными процессами. Рас­пространенной ошибкой в процессе социального и психологического сопровождения является выдвижение на первый план матери или приемных родителей, т. е. преимущественная концентрация на дет-ско-родительских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой, паттерна­ми взаимодействия, имеющей свою историю и идеологию, т.е. цен­ности, традиции, ритуалы. Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы как целого (в противном случае он будет отвергнут).

В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, при­способить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и должна переструктурироваться (как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репертуара стратегий функцио­нирования) или отвергнуть ребенка.

В процессе интеграции ребенок становится частью семейной си­стемы, и тогда делается заключение о его адаптации, либо он оста­ется внешним элементом и в результате дезадаптируется. Семьи об­ладают определенными психологическими условиями, которые мо­гут как способствовать адаптации ребенка, так и вытеснять его из системы. Поэтому В. Н. Ослоп и А. В. Холмогорова рассматривают именно системную парадигму в качестве основного методологиче­ского подхода к подбору и психологическому сопровождению про­фессиональной семьи. В их исследовании рассматриваются факти­чески две семейные системы: 1) семейная система базовой семьи, в которую принимается ребенок-сиро га; 2) семейная система, возни­кающая в результате включения в нее ребенка-сироты и принципи­ально меняющая ситуацию базовой семьи [Там же].

В семьях с психологической подготовкой первый этап адапта­ции длится около двух месяцев и по ряду признаков его можно назвать ориентировочным. Семьи достаточно позитивно оценива­ют поведение нового члена, они склонны видеть приемного ребен­ка как вполне нормального по таким характеристикам поведения, как агрессивность, асоциальность, страхи, депрессия (проводилась оценка родителями поведения ребенка по специальной шкале). В качестве «проблемной зоны» ребенка родители обычно выделяют недостатки внимания.

Ребенок, попадая из обстановки детского дома в семью, пере­живает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно


сопротивляться изменениям, которых от него требует среда. Дети, прошедшие подготовку к приходу в семью, легче переживают этот этап.

Дети внутренне наиряжены, однако внешне очень стараются ве­сти себя примерно, так как мотивация жизни в семье у них высокая. Ребенок, не подготовленный к приему, переживает сильный кризис, который проявляется в виде различных вариантов отклоняющегося поведения (чаще всего асоциальных поступков), отмечается также эмоциональная дезадаптация в виде депрессивного состояния. I В неподготовленных и оставленных без помощи семьях этот этап растягивается до одного года и тяжело переживается всеми члена­ми семьи. При этом они, как правило, воспринимают приемных детей в качестве агрессоров и безнадежно асоциальных.

Второй этап, который по основным признакам может быть на­зван этапом напряжения, также по-разному протекает в семьях, находящихся в системе поддержки и вне ее. В семьях, лишенных психологического сопровождения, начинает особенно сильно нарас­тать напряжение, учащается количество обращений за помощью, как правило, появляются эпизоды воровства. Причем выявилась некоторая закономерность: если у ребенка устанавливаются хоро­шие отношения в семье, то и воровство происходит дома. Если в отношениях имеет место эмоциональная холодность, то дети совер­шают кражи в школе.

Но даже на этом фоне показатели развития ребенка во всех се­мьях резко возрастают. Дети уже после второго месяца приема со­вершают интеллектуальный скачок. Возрастает уровень успеваемо­сти, улучшается речь, особенно лексико-грамматическая структу­ра, увеличивается запас слов. Яркий пример - девочка восьми лет, которой психиатром был поставлен диагноз «имбицилыюсть уме­ренно выраженная», была признана необучаемой. Приемная семья отдала ее в коррекционную школу, где она стала второй по успева­емости ученицей в классе. Возрастают показатели эмоционального благополучия, уровень депрессии становится ниже среднего.

К восьмому месяцу патронажа семьи переживают определенный кризис, длящийся один-два месяца. У родителей резко возрастает уровень критики по отношению к приемным детям. Практически в два раза увеличиваются показатели дслинквсптности детей в оцен­ках семьи, жалобы на то. что в семье устали, дети раздражают их и т. д. Это состояние можно назвать кризисом перестройки, внешним проявлением которой становится отвержение. Несмотря на внешнее отвержение, уровень эмоционального благополучия детей остается стабильно хорошим. К концу первого года состояние семьи стабили-


зируется. Достаточно высоко оценивают динамику развития детей по всем показателям учителя. В семьях, находящихся вне систе­мы психологического сопровождения, второй этап («напряжение») имеет затяжной характер и продолжается от одного года до полу­тора лет.

После первого года снижается уровень напряженности в се­мье, появляются позитивные изменения в отношениях, продолжа­ют улучшаться показатели развития приемных детей. Конфликт­ными остаются отношения в подсистеме приемных детей, которые нередко видят друг в друге конкурентов за место в семье. У членов кровных семей возрастает чувство вины перед приемными. Прием­ные дети на бессознательном уровне идентифицируются с кров­ными, хотят быть принятыми семьей. Наблюдается определенный «штиль* в состоянии семьи, т.е. можно выделить этап штиля (от 11-го до 24-го месяца приема), па котором происходит взаимное осо­знание причастности. К концу второго года (два-три месяца) этот «штиль» заканчивается неожиданным «взрывом», который выра­жается в повышении уровня неудовлетворенности практически по всем областям функционирования семьи. Приемные дети начинают оцениваться как еще более агрессивные и асоциальные. У кровных, по мнению родителей, повышается агрессивность. Этот этап может быть назван этапом, разочарования, или депрессии.

Некоторые семьи на этом прекращают свое существование как приемные и отдают детей обратно в детский дом. Кризис может закончиться и более глубоким осознанием проблем и ответственно­сти, связанных с приемом, сложнее всего кризис осознания проблем переживает мать — глава семьи. Вслед за осознанием проблем про­исходит принятие детей и своей новой идентичности — семья начи­нает функционировать как новая система.

Таким образом, были выделены следующие этапы развития се­мейной системы в течение первого года после приема ребенка-си­роты:

1) «ориентировка» (взаимное изучение — два месяца);

2) «напряжение» (преобладание эмоционального дискомфор­
та—от трех до восьми месяцев);

3) «отвержение" (преобладание негативного отношения к при­
емным детям—восемь-десять месяцев) или первый кризис «си­
стемной перестройки» (176-177].

В следующие два-три года после приема выделяют следующие этапы:

1) «штиль» (осознание взаимной связи или причастности— 11-24 месяца};


2) «депрессия» (постепенное осознание проблем, связанных с
приемом — 24-30 месяцев), или второй кризис системной перестройки;

3) «принятие проблем» (принятие новой семейной идентично­
сти и завершение процесса формирования повой семейной системы)
[Там же|.

Следовательно, динамика развития приемной семьи имеет свои психологические закономерности, этапы и кризисы. Приемной семье необходима научно обоснованная психологическая помощь, психолого-педагогическое сопровождение значительно облегчает и улучшает динамику взаимной адаптации ребенка-си роты и прием­ной семьи.

Несмотря на усилия государственных учреждений и обществен­ных организаций по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, общество в липе его граждан еще не готово (даже при условии адекватного материального воз­мещения) принять на себя обязанности по воспитанию в своей семье чужого ребенка, в особенности школьного возраста.

Безусловно, развитие семейного воспитания детей-сирот наря­ду с материальными сложностями сдерживают стесненные жилищ­ные условия большинства семей, эмоциональная усталость, быто­вые трудности. Вместе с тем в тех регионах, где опекунам и прием­ным семьям оказывается систематическая материальная поддерж­ка, где население постоянно информируется через средства массо­вой информации о благополучных семьях с усыновленными детьми, необходимости реорганизации детских домов, где опекуны, прием­ные семьи получают наряду с материальной психологическую и правовую поддержку, проблемы «социального» сиротства решают­ся успешно.

Весьма важной при этом может быть введение новой должности семейного психолога. В его функции может входить:

— постоянная психологическая поддержка семьи;

— динамическое наблюдение за психологическим состоянием
членов семьи;

— выявление проблем в развитии, обучении, эмоциональном
благополучии и психическом здоровье детей;

— выявление психологических проблем и педагогических труд­
ностей родителей;

— помощь в преодолении кризисных ситуаций;

— снятие эмоциональной напряженности и конфликтности в
семье;

— консультирование родителей по проблемам воспитания и раз­
вития ребенка, а также взаимоотношений в семье;


— помощь в организации семейного досуга, имеющего большое значение для сплочения семьи (определение в творческие кружки, спортивные секции, организация совместных экскурсий для детей и родителей, создание условий для совместного отдыха детей с ро­дителями в санаториях и домах отдыха и т. п.) [79].

Все сказанное о приемных семьях позволяет заметить, что они обладают множеством лишь им присущих правовых признаков, ко­торые служат внешним выражением их педагогической сути. При­чем налицо не искусственное образование, а доказавшее свою жиз­неспособность явление, пусть даже и не столь широкого масшта­ба. Но и с его помощью решается проблема общегосударственного значения: устройство осиротевшего ребенка, который находится в особо бедственном положении и никому не нужен.

Ведется внедрение модели еще одной формы семейного воспи­тания — фостеровских семей, или семей патронатных воспитателей. Эта модель позволяет не только положительно решить вопрос об устройстве в семью детей-сирот, но и соидать механизм временного замещения кровных родителей в случае их противоправного пове­дения, необходимости проведения социальной реабилитации роди­телей для возвращения ребенка в родную семью в последующем.

Контрольные вопросы и задания

1.Проследите в историческом аспекте тенденцию воспитания детей-
сирот в семейных условиях.

2. Раскройте направления защиты ребенка в семье в XIX в. в России и
их значение для дальнейшего развития законодательгтва в этой области.

3. Изложите опыт деипетитуациопализации детей-сирот в США и
Швеции.

4. Какие замещающие семьи по правовому статусу относятся к про­
фессиональным и непрофессиональным?

5. Раскройте проблемы усыновления и основные права и обязанности
приемных родителей.

6. В чем различие опеки (попечительства) и усыновления, особенно­
сти опекунской семьи.

7. Изложите основные принципы устройства детей в инновационные
типы профессиональной замещающей семьи (детские деревни, семейные
детские дома).

8. Что такое приемная семья?

9. Опишите психологические особенности адаптации детей в прием­
ных семьях.

10. Проведите сравнительный анализ позитивных и негативных осо­
бенностей воспитания детей-сирот в разных типах семейного устройства.


Глава 2

ПАТРОНАТ — НОВАЯ ФОРМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'

2.1. Исторический экскурс

Хотя патропатное воспитание известно еще со времен антично­сти, однако свое распространение оно получило в Европе и США лишь с середины XIX в. В качестве примера приведем развитие патронатного воспитании в США.

Доктор Роберт Кук Бакнер, баптистский пастор из Тенесси, че­ловек, усилиями которого был основан детский дом (теперь Дет­ский дом Бакнера), был основателем и редактором «Религиозного Вестника». Он использовал свою газету, позднее переименованную в «Баптизм в Техасе», для получения поддержки, которая помогла бы осуществлению его мечты — созданию детского дома. В 1877 г. в штате Техас на ежегодном Съезде священнослужителей было при­нято решение начать строительство детского дома, как только бу­дет собрана сумма в 2000 долларов. Доктору Бакперу было пору­чено заниматься сбором средств.

Его деятельность на этом поприще началась буквально через два дня. Доктор Бакнер собрал первые 27 долларов, пустив по кру­гу свою шляпу среди единомышленников, навещавших его. К лету 1879 г. у него было уже 1200 долларов, и он решил составить и подать необходимые документы в штате Техас. Этой же осенью, взяв недостающие 800 долларов в банке под личную расписку, док­тор Бакнер арендовал небольшой коттедж в Восточном Далласе. Первые трое детей были размещены в этом доме под присмотром Л. Х.Тилманаиегожспы в декабре 1879г. В сентябре 1880 г. доктор Бакнер покупает участок земли площадью 44 акра в шести милях к востоку от Далласа. В этом месте сейчас находится Детский дом Бакнера. Но доктор Бакнер не остановился на этом и продолжал приобретать землю и собирать средства. На рубеже веков Детскому дому Бакнера принадлежало более 500 акров земли.

Доктор Бакнер умер 9 апреля 1919 г. через сорок лет после то­го как были поданы первые документы на строительство детского дома. Без его способности ставить цель и достигать ее не был бы основан Благотворительный фонд Бакнера и его разнообразные ор­ганизации, действующие по всему штату.

Сейчас Благотворительный фонд Бакнера - самая большая в США частная организация по социальному обеспечению, обслужи-

' Материал главы разработан f уместно с М.Дугласом и Е. В. Селениной.


вающая около 15000 человек в год. Фонд Бакнера — многопрофиль­ное учреждение, которое работает с детьми, семьями и престарелы­ми людьми и занимается лечением, реабилитацией и воспитанием. Фонд Бакнера оказывает помощь всем нуждающимся независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, материального и социального положения.

Сталкиваясь с различными социальными проблемами в шта­те Техас, Фонд Бакнера использует современные методологии и способы, постоянно расширял и диверсифицируя свои программы, предназначенные для борьбы с распространяющимися социальны­ми пороками. Действующие службы Фонда Бакнера: воспитание дегей -- воспитание в интернате, лечение психически травмирован­ных подростков, предоставление ночлега, диагностический центр, патронатное воспитание; уход за престарелыми — независимое про­живание, патронаж, уход за больными с болезнью Альцгеймера; служба по охране детства, усыновление и материнство, консульти­рование при беременности; Barrier-reduced housing, помощь непол­ным семьям, помощь жертвам насилия в семье и бездомным, лет­ний лагерь и восстановительный центр [1-2]. Детские дома Бакнера и дома для престарелых расположены в 13 городах штата Техас.

В настоящее время вес знания, накопленные годами, использу­ются для предоставления таких же услуг в других странах. Работа в партнерстве с местными и государственными структурами в дру­гих странах, а также совместные усилия вместе с другими амери­канскими организациями и церквями дали возможность проникать глубоко в культуру стран и обществ, и прикоснуться к жизням де­тей.

Отделение «Международной помощи дет ям-си ротам» существу­ет с 1995г.. с того момента, когда «Бакнер» начал работать в России и Румынии по приглашению государственных и правительствен­ных структур и организаций этих стран, которые заинтересовались опытом организации «Бакнер» для преодоления растущего количе­ства проблем, связанных с детскими домами. Сотни тысяч детей в этих странах живут в сиротских учреждениях. Это дети, которые стали невинными жертвами социальных и политических потрясе­ний: в момент, когда изменяется уклад жизни, исчезают границы, а политические системы стремятся к стабильности, бессчетное ко­личество детей авынадают» из системы, проваливаясь в глубины нищеты, голода и отчаяния.

Сегодня организация «Бакнер» оказывает серьезное влияние на жизни детей и семей, работая с ними в разных странах по всему миру. «Бакнер» имеет более чем столетний опыт по организации


фостеровских семей, подготовке патронатных родителей.

Одна из основных целей «Бакнера»—помочь в развитии про­грамм, которые сокращают количество детей, помещаемых в сирот­ские учреждения, и позволяют улучшить качество заботы о детях в таких учреждениях, если у детей нет другой альтернативы.

Одной из первых программ, разработанных по этому вопросу, была программа патронатного воспитания. Программа имеет сле­дующие цели,

— Предоставить возможность получения помощи ребенку как
альтернативы воспитанию в интернатом учреждении.

— Найти для ребенка семью, которая стала бы для него под­
держкой и воспитательным примером.

— Уменьшить количество детей в детском доме.

— Обеспечить постоянство в планировании будущего для ре­
бенка.

— Обеспечить ребенку индивидуальный подход и внимание
[90, 95].

В течение последних десяти лет «Бакнер» осуществляет про­грамму патронатного (фостеровского) воспитания в России.

На основе договора Министерства образования и науки РФ, бла­го творите;!ьной организации «Христианская солидарность по всему миру». Фонда Бакнера и администрации ряда регионов (Москвы, Владимирской, Калининградской и других областей) формируется региональная модель патронатной семьи с использованием зару­бежного опыта и его адаптацией для российской действительности [90, 95, 181).

В XX в. развитие патронатного воспитания в разных странах мира шло быстрыми темпами, особенно с конца Второй мировой войны. За шесть послевоенных десятилетий внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей.

Дома семейного типа (США). В государственном законе «Помощь при усыновлении» и «Акте об обеспечении заботы о де­тях» (1980) учтена потребность детей в постоянстве и стабильности. i азмещение детей вне родного дома разрешается па срок не более восемнадцати месяцев. По истечении срока должно приниматься решение о том, на какую семью возлагается ответственность рас­тить ребенка. Если изначальная (биологическая) семья не смогла реабилитироваться, чтобы вернуть ребенка домой, рекомендуется поместить ребенка в патронатную семью.

Это дает возможность уменьшить срок пребывания детей в до-


мах семенною num. Биологические родтелп получили широкую поддержку, с тем тюбы их дети в конце концов возвратились в родную семью. Детей стали помещать недалеко от их дома, что давало возможность биологическим родителям чаще и в большей степени участвовать в повседневной жизни ребенка в доме семей­ного типа. Выделялись средства, чтобы определить детей, которых не смогли вернуть в домашнюю обстановку, в более благоприятную для них среду. В результате проведенной работы 75% детей были возвращены долгой, а 25% определены в благоприятную семейную

обстановку.

Патронат в Великобритании. В 19S9 г. в Англии был при­нят Закон о детях (The Children Act). В основу этого Закона были положены следующие принципы:

- только родная семья может предоставить ребенку возмож­
ность для максимально полного развития и для обеспечения его
благосостояния:

- признание безусловного приоритета в сохранении родитель­
ских прав (родительской ответственности) у кровных родителей.
Родителям обеспечиваются условия для сохранения ими родитель­
ской ответственности и в случае содержания ребенка вне дома:

— государственные органы, родители замещающей семьи (фо-
стеровские родители) и другие лица, обеспечивающие содержание
ребенка вне дома, по закону обязаны способствовать контактам ре­
бенка с его кровными родителями или родственниками:

— государственные, органы обязаны стремиться работать в со­
трудничестве с кровными родителями и устанавливать это сотруд­
ничество:

— кровные родители имеют право участвовать в процессе приня­
тия решений о мерах помощи ребенку, поскольку подобное партнер­
ство — эффективный способ добиться прогресса в развитии ребенка
в период его содержания вне дома;

— приоритетный характер имеет устройство ребенка в семью
родственников или знакомых; если это невозможно, ему подыски­
вается семья, «замещающая кровную» (фоетеровская семья);

— при содержании ребенка вне дома должны предприниматься
активные меры по возвращению его в родную семью:

— основная обязанность всех органов, предоставляющих по­
мощь ребенку и его семье. — составление индивидуального плана
мер, обеспечивающих достижение благосостояния и развития ре­
бенка;

- при решении всего комплекса вопросов в отношении плани­рования жизни ребенка учитывается его мнение.


Фостеровскам семья (в переводе на русский язык означает «се­мья, заменяющая кровную и обеспечивающая заботу, уход и воспи­тание»)— эю семья, предоставляющая условия для содержания и ухода за ребенком, «о котором заботятся местные органы власти». Согласно Закону о детях, этой гемье не передается «родительская ответственность» по отношению к этому ребенку (так как она сов­местно исполняется родителями и местными органами власти), но семья наделяется полномочиями действовать в соответствии с ра­зумной необходимостью с целью ззшиты и обеспечения воспитания ребенка.

Патронат в Швеции. В Швеции существуют дома, где вос­питатели с высшим специальным образованием (обычно педагоги и психологи) создают благоприятные семейные условия для детей в возрасте от нескольких недель до двенадцати лет. Социальные ку­раторские службы направляют в эти дома детей, у которых слож­ные отношения в семье. Если родители, которые под влиянием раз­ных причин перестали заниматься воспитанием детей, оскорбля­ли их достоинство, издевались над ними, начинают понимать свои ошибки и раскаялись в том. что произошло, то через восемь недель дети могут вновь возвратиться в семью. Для тех же, кто остает­ся в указанных домах, создаются благоприятные (домашние) усло­вия: совместные вечера, просмоары телепередач, организация игр, праздников. У каждого ребенка есть отдельная комната, его мо­гут навещать друзья и одноклассники. Дети посещают обычные детские сады и школы. Если через полгода не удается установить нормальные отношения между родителями и детьми, воспитание ребенка могут временно доверить новой семье, с которой заключа­ется годовой контракт. Предпочтение отдается тем семьям, у ко­торых есть собственные дети. Через юд биологические родители могут вернуть своих детей. Кроме того, в течение года им дается возможность встречаться с ними (это нововведение, раньше кон­такты биологических родителей с детьми строго ограничивались).

Патронат в России. Прообраз патронатпой семьи появился в России еще в 1708г. (практически одновременное другой моделью призрения сирот — воспитательным домом), когда Московский опе­кунский совет признал наилучшей мерой предупреждения смерт­ности детей в воспитательных домах «раздачу» их на воспитание в деревни за деньги [70]. Екатерина II ввела понятие «патронат» (патронаж) в отношении сирот, что означало передачу детей для вскармливания в семью за пять рублей в месяц. Это порождало так называемый питомнический промысел, когда крестьяне брали на воспитание сирот, практически не кормили их. эксплуатирова-


ли как рабов, а деньги, которые государство платило на содержа­ние детей, использовали на нужды хозяйства. Данная модель была признана общественностью «позорным промыслом», поскольку она делала из ребенка «раба и ненавистника» (Там же].

Во времена нэпа, в 1924 г., была сделана попытка, создания ин­ститута патронатных семей, который просуществовал до 15)30 г. В то время появилась тенденция к сокращению числа детских домов. Система патроната, не дала ожидаемых результатов, так как полу­чение льгот для семей, берущих детей на воспитание, было связано со многими бюрократическими формальностями.

В 1936 г. появился термин «патронат», который напрямую свя­зан с принятием ВЦИК и СНК РСФСР постановления «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся».

В годы Второй мировой войны возрождается институт патрони­рования. К 1943 г. 74648 сирот были отданы на патронат. Только по официальным данным, в России в конце войны насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без родителей. Из них 278 тыс. (41%) находились в семьях, заменивших родительскую |170].

Впервые патропатное воспитание было введено в законодатель­ство СССР в 1943 г., когда был принят указ Наркомпроса, регла­ментирующий данную форму помещения в семью при разграниче­нии ответственности за ребенка между органом опеки, воспитате­лем и кровными родителями. В дальнейшем, к сожалению, патро­нат был заменен опекой.

В 1957 г. делается попытка изучения особенностей патронаг-ной семьи: А. И. Довгалевская описывает мотивы патронирования, критерии выбора ребенка, некоторые социальные характеристики семей, демонстрирует достаточно высокую эффективность данной модели воспитания детей-сирот [70].

Однако, как мы уже отмечали, в 1960-х годах Н. С. Хрущев объ­являет школы-интернаты лучшей формой воспитания и обучения детей, и институт замещающей профессиональной семьи прекра­щает свое существование практически до 1990-х годов [9].

Реанимация данной модели в 1988 г. была, несомненно, связана с падением «железного занавеса». Со стыдом надо признать, что содержанию детей в наших детских домах первыми ужаснулись и стали стимулировать изменения в этой ситуации западные миссио­неры. Может быть, поэтому реанимация данной модели была вос­принята общественностью как чуждый зарубежный опыт, противо­речащий российской ментальное™.

Развитие патроната как формы семейного устройства детей-си­рот шло поэтапно |173, 243], в Европе первый этап совпал с после-


военными реформами. Определяющей была цель скорейшей пере­дачи в семью детей из учреждений. Существовало мнение, что в семью можно поместить только «подходящих» детей: маленьких и здоровых. Плата за воспитание ребенка была очень низкой, так как считалось, что патронатные воспитатели берут детей из-за «люб­ви», а пс из-за денег. Таким семьям никто не помогал. Они счита­лись семьями, * замещающими» кровную, и должны были взять на себя все родительские обязанности. Кровные родители практиче­ски полностью отстранялись от процесса воспитания. В тот период большое количество детей было роздано по семьям, однако из-за отсутствия помощи и предварительного отбора воспитателей дети там плохо «приживались», возникла проблема перемещения детей из семьи в семью.

Второй этап развития патроната сложился, когда стало оче­видно, что необходима профилактическая работа с кровными (био­логическими) семьями, иначе государственная помощь превратится в конвейер по изъятию и передаче детей. Практика показала, что количество отобраний детей у родителей, сроки устройства мож­но сократить, если вовремя «поработать» с кровными родителями, обращаясь с ними с большим пониманием и симпатией. Возник со­циальный патронат в кровной семье. Перед патронатными воспита­телями встали новые сложные задачи— воспитание очень трудных детей, которых все-таки приходилось забирать из тех семей, кото­рым уже нельзя помочь. Таким образом, возникла и была осознана необходимость проводить обучение патронатных воспитателей. Так же как и на предыдущем этапе, социальный работник органа по за­щите детства один принимал все решения, нес всю ответственность за решение судьбы ребенка, кровных родителей и патронатных вос­питателей.

Третий этап связан с началом помещения в семьи детей-ин­валидов и трудных подростков. Ранее существовало мнение, что патронатные воспитатели не способны брать на воспитание подоб­ных детей, хотя при этом считалось, что на это способны сотрудни­ки детских домов. С началом практики помещения в семью детей этой категории возникла необходимость разработки новых подхо­дов к взаимодействию с такими воспитателями и к предоставлению им помощи. Была введена практика заключения письменных до­говоров, трудовых контрактов: впервые патронатные воспитатели стали получать зарплату за работу наряду с пособием на ребенка-Кровные родители и подростки стали рассматриваться как равные партнеры в «предприятии^.

Четвертый этап — этап профессионализации труда патронат-


ных воспитателей. Отношения между социальными работниками и патронатными воспитателями перерастали в нормальные рабочие

(партнерские) отношения.

Пятый. этап. Практически до конца 1970-х годов службами за­щиты детства не принимались в расчет последствия попечения — то, что происходит с молодыми людьми после того как о них пе­рестает официально заботиться государство и они покидают места их устройства (обычно в возрасге восемнадцати лет либо ранее). В Англии 86% детей, содержащихся вне дома, но достижении со­вершеннолетия возвращаются к родителям, из семьи которых они были изъяты из-за ее асоциального образа жизни, в результате чего большинство из них оказываются на улице, становятся наркомана­ми или преступниками. В ряде стран в должностные обязанности патронатных воспитателей стали вводить обязанность «оставаться родным человеком» для молодых людей после их восемнадцатиле­тия. Во многих странах сейчас признается необходимость разра­ботки системы оплаты за эту работу (как минимум до достижения воспитанником дваддатитрехлетнего возраста).

Шестой этап — использование; иатронатных воспитателей для восстановления связей ребенка с кровной семьей с целью сохране­ния семьи. Во многих странах существуют так называемые «патро-натпые семьи в помощь кронным родителям» — это как бы логиче­ское продолжение эволюции роли патронатной системы, направлен­ной на сохранение семьи для ребенка. На этом этапе уже никто не отрицает необходимости полной «профессионализации» патронат-ного воспитания.

Приведенное описание эволюции существовавших в мире пред­ставлений о патронатном воспитании во многом поучительно и, воз­можно, поможет преодолеть сложившиеся стереотипы. Не обяза­тельно проходить весь путь сначала, можно попытаться использо­вать накопленный опыт и создать работоспособную систему, мак­симально отвечающую интересам детей и их семей.

2.2. Развитие системы патронатного воспитания в современных условиях

В современной России количество детей, оставшихся без попече­ния родителей, ежегодно растет, а число детей, воспитывающихся в учреждениях, приближается к 250 тысячам, поэтому утвержде­ние, что воспитание в семье — наилучшее для нормальной жизни и развития ребенка, становится все более актуальным [257-258].

Зарубежное и российское законодательство провозгласило се-


мейное устройство детей, нуждающихся в государственной под­держке, приоритетным, таким образом, сегодня наиболее актуаль­ны:

— устройство ребенка не в учреждение, а в замещающую семью;

— профессиональная работа и помощь семье, чтобы появилась
возможность оставления ребенка с родителями.

Такой новой, гибкой формой устройства ребенка в семью и рабо­ты с проблемной семьей является патронатпое воспитание, которое помогает решению основной задачи — сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка.

В 1994 г. ряд российских специалистов объединились и сфор­мировали рабочую группу под эгидой благотворительной органи­зации Центр обучения и исследований проблем детского благосо­стояния «Христианская солидарность» (Москва). Целью рабочей группы Центра стала разработка модели реформирования системы опеки и попечительства в Российской Федерации на основе призна­ния безусловной ценности семьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка. В Москве был открыт детский дом № 19 «На­ша семья» — первый в России детский дом, представляющий патро-натпое воспитание [242].

Патронатпое воспитание — аналог широко применяемой за ру­бежом формы помещения детей в фостеровскис семьи. Это форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитате­лем.

Патронатное воспитание может стать новой, более гибкой фор­мой устройства ребенка в семью и работы с проблемной семьей. Введение форм патронатного воспитания позволит перекрыть по­ток детей, направляемых в учреждения органами опеки, даст воз­можность поместить в семью любого ребенка и на любой срок; вер­нуть детей домой или не допустить изъятия ребенка из кровной се­мьи путем социальной помощи на дому на основе сотрудничества с родителями; перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие плани­рование попечения над ребенком.

Оказание своевременной помощи этим детям и семьям может существенно снизить риск, а в ряде случаев предотвратить их по­падание в категорию оставшихся без попечения родителей.

В ряде регионов Российской Федерации (Москва. Республика Башкортостан, Псковская, Пермская, Владимирская. Курганская, Оренбургская области, всего двадцать регионов) идет работа по ор-


ганизации патронатного воспитания и социального пагроната [181, 256].

С 2002 г. Министерство образования РФ включило работу но патронату в Федеральную целевую программу «Дети-сироты».

В настоящее время можно сказать, что завершился этап отра­ботки модели перепрофилирования учреждения для детей-сирот в учреждение по патронату. В большинстве по регионам разработаны нормативные документы, регулирующие патронат и работу таких учреждений, технологии работы служб учреждений [Там же).

Все экспериментальные площадки проводят подготовку канди­датов в патронатные воспитатели, разрабатывают свои программы подготовки, технологии обследования семьи, заметно отличающие­ся от формальных действий, используемых обычно органами опеки. Это позволяет близко узнать кандидатов, которые, в свою очередь, 'также имеют возможность оценить себя и свои способности взять ребенка в семью, что повышает процент успешности размещения детей.

Патронатный воспитатель — это человек, включенный в систему надомного труда; он осуществляет свои воспитательные функции не столько на альтруистической (эмоциональной) основе, сколько на профессионально-деятельностной. Это новый вид педагогическо­го труда, который вполне совместим с профессиональной деятель­ностью в каком-либо другом месте. Патронатный воспитатель, как и любой другой работающий гражданин, получает отпуск, боль­ничный лист, пенсионную карточку. Ему засчитывается трудовой стаж. Он может рассчитывать на помощь и поддержку специали­стов, обеспечивающих социальное сопровождение патронатных се­мей и их воспитанников. Чтобы стать патронатным воспитателем, нужно познакомиться с особенностями этого вида профессиональ­ной деятельности и пройти соответствующую профессиональную подготовку.

Министерство образования РФ инициировало подписание дого­воров с администрациями Владимирской, Калининградской, Перм­ской и других областей, в которых с помощью американских и ан­глийских коллег реализуются проекты по патронатному воспита­нию. В итоге накоплен интересный опыт, проанализированы первые результаты, разработана новая модель патроната с его основными принципами, методами и технологиями [Там же].

Следует различать основные понятия в новой модели семейного воспитания [95, 243].

Патронат — воспитание и оказание необходимой помощи де­тям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемые в


формах патронатного воспитания, либо социального патроната.

Социальный патронат — оказание уполномоченной службой (организацией) необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в кровной семье, по признанного в установ­ленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Патронатное воспитание — воспитание ребенка, нуждающего­ся в государственной защите, в семье патронатного воспитателя.

Следовательно, современное определение патронатного воспи­тания можно сформулировать следующим образом. Патронатное воспитание — осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного кровной семьей, форма семейно­го устройства ребенка при обязательном условии разграничения от­ветственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномочен­ной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим Патронатное воспитание.

Основной смысл патрон атного воспитания — наличие договора, партнерских отношений и тесная связь патронатного воспитания и ребенка со службой, осуществившей передачу на патронатное вос­питание. Родительские права не передаются полностью патронат-ному воспитателю, часть этих прав исполняет устроившая ребенка служба или учреждение.

Цель nampmtamuoso воспитания — обеспечение семейного вос-нитания детей, нуждающихся в государственной защите.

Патронатная семья но своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается пи­танием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Администрация детского дома остается за­конным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают вы­полнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав.

На патронатное воспитание могут передаваться дети из детских сиротских учреждений, при этом само детское учреждение сохра­няет функции опекуна ребенка, а патронатные воспитатели берут обязательство отвечать за его жизнь и здоровье. Дети передаются по трудовому договору между воспитателем и учреждением, в ко­тором разграничивается ответственность по -защите прав ребенка.

Патронатное воспитание имеет ряд отличий от других форм се­мейного устройства детей, нуждающихся в государственной защи­те, в частности от усыновления и опеки.

Усыновление и опека предполагают полную передачу ответ-


ганизации патронатного воспитания и социального патроната [181, 256].

С 2002 г. Министерство образования РФ включило работу по патронату в Федеральную целевую программу «Дети-сироты».

В настоящее время можно сказать, что завершился этап отра­ботки модели перепрофилирования учреждения для детей-сирот в учреждение по патронату. В большинстве по регионам разработаны нормативные документы, регулирующие патронат и работу таких учреждений, технологии работы служб учреждений [Там же].

Все экспериментальные площадки проводят подготовку канди­датов б патронатные воспитатели, разрабатывают свои программы подготовки, технологии обследования семьи, заметно отличающие­ся от формальных действий, используемых обычно органами опеки. Это позволяет близко узнагь кандидатов, которые, в свою очередь, также имеют возможность оцепить себя и свои способности взять ребенка в семью, что повышает процент успешности размещения детей.

Патронатный воспитатель —это человек, включенный в систему надомного труда; он осуществляет свои воспитательные функции не столько на альтруистической (эмоциональной) основе, сколько на профессионально-деятелыюстной. Это новый вид педагогическо­го труда, который вполне совместим с профессиональной деятель­ностью в каком-либо другом месте. Патронатный воспитатель, как и любой другой работающий гражданин, получает отпуск, боль­ничный лист, пенсионную карточку. Ему засчитывается трудовой стаж. Он может рассчитывать на помощь и поддержку специали­стов, обеспечивающих социальное сопровождение иатронатных се­мей и их воспитанников. Чтобы стать патронатным воспитателем, нужно познакомиться с особенностями этого вида профессиональ­ной деятельности и пройти соответствующую профессиональную

подготовку.

Министерство образования РФ инициировало подписание дого­воров с администрациями Владимирской. Калининградской, Перм­ской и других областей, в которых с помощью американских и ан­глийских коллег реализуются проекты по патронатпому воспита­нию. В итоге накоплен интересный опыт, проанализированы первые результаты, разработана новая модель патроната с его основными принципами, методами и технологиями [Там жс|.

Следует различать основные понятия в новой модели семейного воспитания [95, 243].

Патронат — воспитание и оказание необходимой помощи де­тям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемые в


формах патронатпого воспитания, либо социального патроната.

Социальный патронат— оказание уполномоченной службой (организацией) необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в кровной семье, но признанного в установ­ленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Патронатное воспитание — воспитание ребенка, нуждающего­ся в государственной защите, в семье патронатного воспитателя.

Следовательно, современное определение патронатного воспи­тания можно сформулировать следующим образом. Патронагное воспитание — осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного кровной семьей, форма семейно­го устройства ребенка при обязательном условии разграничения от­ветственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномочен­ной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.

Основной смысл патропатпого воспитания —наличие договора, партнерских отношений и тесная связь патронатного воспитания и ребенка со службой, осуществившей передачу на патронатное вос­питание. Родительские права не передаются полностью патронат-ному воспитателю, часть этих прав исполняет устроившая ребенка служба или учреждение.

Цель патронатного воспитания — обеспечение семейного вос­питания детей, нуждающихся в государственной защите.

Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается пи­танием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Администрация детского дома остается за­конным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают вы­полнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав.

На патронатное воспитание могут передаваться дети из детских сиротских учреждений, при этом само детское учреждение сохра­няет функции опекуна ребенка, а патронатные воспитатели берут обязательство отвечать на его жизнь и здоровье. Дети передаются по трудовому договору между воспитателем и учреждением, в ко­тором разграничивается ответственность по защите прав ребенка.

Патронатное воспитание имеет ряд отличий от других форм се­мейного устройства детей, нуждающихся в государственной защи­те, в частности от усыновления и опеки.

Усыновление и опека предполагают полную передачу отвст-


ствешюстп по защше прав и представлению интересов ребенка усы­новителям (бессрочно) и опекунам (до восемнадцати летня ребен­ка). Передаются дети только с установленным юридическим стату­сом (под опеку передаются дети и без установленною статуса, по без выплат пособий).

Приемная семья также предполагает полную передачу прав па ребенка приемным родителям, но па основе до! овора, который уста­навливает сроки и порядок оплаты. Передаются дети только с уста­новленным юридическим статусом.

Воспитатель домашней группы учреждений социальной реаби­литации Ti приютов не получаст всех прав па ребенка, но срок, на который ему передается ребенок, органичен сроком нахождения ре­бенка в приюте (как правило, полгода), также: закон не предусмат­ривает четкого распределения обязанностей между таким воспита­телем и учреждением.

В отличие от перечисленных форм семейного устройства патро-натное воспитание является гибкой формой, так как:

-- данная форма применима для устройства детей с установлен­ным юридическим статусом и без него;

—срок патронатпого воспитания устанавливается исходя ни кон­
кретных нужд ребенка и широко варьирует:

—четко разграничена ответственность по защите прав ребенка
и определены обязанности сторон — учреждения (службы) патро-
натпого воспитателя: если применяется социальный патронат над
семьей, то кровного родителя.

Главные элементы профессиональной заменяющей (патронат-ной) семьи как «новой модели* [243] заключаются в следующем.

Во-первых, расширяется круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сюда входят также и «родительские» дети — дети, имею­щие законного представителя, но нуждающиеся а государственной защите. Это «дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны до­стичь, либо находятся в условиях, не позволяющих им достичь! необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления»,

Вторым элементом модели работы является введение системы социального ч.'ппроната пас) детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите. К семье, в которой ребенок признан нуж­дающимся в государственной защите, «прикрепляется» пагропат-


ный воспитатель, оказывающий пеооходнмую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи. Работа по социальному патронату может осуществляться учреждением, предоставляющим патронат-нос воспитание (далее —учреждение V Это либо вновь созданное учреждение, либо перепрофилированное учреждение для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, приют или интернат).

В настоящее время правовым основанием для введения систе­мы социального патроната над детьми является ч. 2 ст. 6-1 Семей­ного кодекса РФ, в соответствии с которой «родители не вправе представлять интересы своих летен, если органом опеки и попе­чительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представи­теля по защите прав и интересов детей». Условия н порядок назна­чения такого представителя Семейный кодекс РФ не определяет. Однако, как следует п.! текста данной статьи, такой представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Он выполняет функцию надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации осуществляет (при взаимном согла­сии сторон) необходимые виды и формы помощи по защите прав н интересов ребенка.

Третий элемент модели — составление плана по защите нрав ре­бенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанав­ливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в i осу дарственно ft защите, сро­ки их исполнения, четкое разграничение ответственности при вы­полнении плана между сторонами, участвующими в процессе вос­питания и содержания ребенка. После составления и утверждения плана Комиссией по охране прав детей (куда входят представите­ли различных органов и организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих необходимой информацией о нем) осу­ществляется регулярный контроль за его выполнением.

Четвертый элемент модели — делегирование, полномочий по опе­ке и попечительству не только одной управленческой структуре (которой на ирактике: как правило, является соответствующий от­дел образования органа местного самоуправления или в некоторых случаях отдел социальной защиты населения, или отдел по мате­ринству и детству, что принципиально не меняет существа дела. так как работу по опеке и попечительству ведут один или несколь­ко специалистов по охране детства), а нескольким, уполномоченным главой органа местного самоуправления службам (органам, оргаци-


зациям), которые будут выполнять эту работу. Вся работа по опеке и попечительству может быть распределена между собственно спе­циалистом по охране детства и другими полномочными службами.

Пятый элемент модели — создание, (перепрофилирование) учре­ждения, предоставляющего патронатное воспитание. Это учре­ждение для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нужда­ющегося в государственной защите, к помещению в семью, а также для работы по поиску, отбору и обучению патронатных воспита­телей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабили­тационной работы с детьми, признанными нуждающимися в госу­дарственной защите, но находящимися в кровных семьях, а также переданными в семьи патронатных воспитателей.

Директор в пределах фонда оплаты труда выводит усреднен­ную ставку персонала по воспитанию и уходу за детьми в расчете на одного воспитанника. Это дает возможность принять на работу воспитателя для каждого из детей учреждения на основании тру­дового договора.

Воспитатель принимает ребенка на воспитание в семью, отве­чает за жизнь и здоровье ребенка, подчиняется Уставу детского дома, решениям его мед и ко-психолого-педагогического совета, вос­питывает ребенка под руководством специалистов учреждения и контролируется его специальной социальной службой.

Для решения стоящих перед учреждением вышеперечисленных задач в учреждении создается специализ про ванная служба (в виде сектора, группы социальных работников, психологов, педагогов).

Шестой элемент — разграничение прав и обязанностей по защи­те прав и законных интересов ребенка. Традиционно сложилось (и это подкреплено нормами действующего законодательства Россий­ской Федерации, ст. 123 Семейного кодекса РФ), что законное пред­ставительство интересов ребенка может осуществляться родителя­ми ребенка, лицами, их заменяющими (усыновителями, опекуном, попечителем, приемными родителями) или юридическим лицом — администрацией детского учреждения, в котором содержится ребе­нок. До устройства ребенка на воспитание в семью или учреждение исполнение обязанностей его законного представителя возлагается на органы опеки и попечительства.

Передача ребенка на воспитание в семью или в учреждение озна­чает одновременно и передачу всех полномочий в отношении этого ребенка его новому воспитателю — законному представителю. По­сле этого оргаь опеки и попечительства осуществляет лишь «фор­мальное» вмешательство в условия жизни и воспитания ребенка (например, в форме контрольных обследований подопечных детей


два раза в год); что касается воспитанников учреждений для детей-сирот, то работа органа опеки с ними после их помещения в детский дом практически заканчивается.

Данный подход неприемлем в условиях работы по новой мо­дели. В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в го­сударственной защите, т.е. распределение обязанностей по закон­ному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными пред­ставителями ребенка) и патронатньш воспитателем.

Основание для р аз граничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка — постановление главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в го­сударственной защите или иные правовые акты, устанавливающие правовой статус ребенка как оставшегося без попечения родителей. Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных ин­тересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патропатным воспитателем и уполномоченной службой (учреждением) устанавливается в плане по защите прав ребенка. Разграничение прав и обязанностей позволяет четко определить обязанности каждой из сторон по отношению к ребенку, а также следить за их своевременным выполнением.

Седьмой элемент модели — создание комиссии по защите прав ребенка, она возглавляется специалистом по охране детства, прини­мает план по защите прав ребенка (подготовленный соответствую­щей полномочной службой, например учреждением), вносит необ­ходимые изменения и дополнения в него на основании результатов проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждаю­щегося в государственной защите. Комиссия рассматривает и пере­сматривает план по защите прав ребенка по каждому несовершен­нолетнему, нуждающемуся в государственной защите.

На постоянной основе в комиссии работают специалисты (ин­спектора) по охране детства. Остальные члены комиссии приглаша­ются на рассмотрение каждого конкретного дела по должности — из числа сотрудников органов и учреждений образования, здраво­охранения, социальной защиты населения, внутренних дел и т.п., те, кто непосредственно работал с ребенком и может дать соответ­ствующую информацию о нем и участвовать в принятии конкрет­ного решения.

Восьмой элемент —контроль уполномоченной службы за со­стоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной за-


щите. Отличие этой формы контроля от традиционных «контроль­ных обследований» опекаемых детей заключается в том, что осу­ществляется не просто проверка условий жи:ши и воспитания ре­бенка, а проверка выполнения плана но защите прав ребенка. Про­верка должна включать в себя оценку состояния здоровья ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внеш­него вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания.

2.3. Виды патронатного воспитания

Патронатное воспитание предоставляется для различных кате­горий детей, нуждающихся в государственной защите. Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возмож­ность возвращения его туда. Тогда возникают случаи, когда ребе­нок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Затем, если кровная семья после установленного срока оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям. Если такой возможности нет, то ребенок устраи­вается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуаци­ях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатиыми воспитателями.

На основе зарубежного опыта фо стеров с ких семей, а также исхо­дя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государствен­ной защите, с учетом срока устройства детей на патронатное воспи­тание, можно выделить следующие виды организации патронатного

воспитания:

— экстренное устройство, на срок от одного дня до одного ме­
сяца;

— устройство на короткий период на срок от одного месяца до

шести месяцев;

— устройство на длительное время, на срок от шести месяцев и

более;

— периодическое устройство, на несколько дней, на выходные

дни, на каникулы (243].

Учитывая задачи патронатного воспитания как формы семей­ного устройства, можно выделить следующие его виды:

— экстренная помощь для маленьких детей как альтернатива

домам ребенка;

— устройство в семью патронатного воспитателя с перспективой

усыновления; 350


— устройство в семью патронатного воспитателя детей-инвали­
дов;

— устройство в семью детей, у которых нет родных (опекунов),
детей школьного возраста, детей с проблемами в развитии и пове­
дении, т.е. тех детей, для которых патронатное воспи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: