Основные различия приемной семьи и семейного детского дома в количестве приемных детей, функциях, выполняемых родителями, нормативах социально-экономической помощи.
Приемная семья — замещающая, где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью, и приемный родитель получает социальные гарантии педагога независимо от уровня образования, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания,
( Новый Семейный кодекс РФ предусматривает возможность передачи оставшегося без попечения родителей ребенка в приемную семью на договорной срок с выплатой семье денежных средств на содержание ребенка. Тем самым в организуемой в постсоветский период новой системе обслуживания детей-сирот наблюдаются черты, использовавшиеся в дореволюционной России второй половины XIX и начала XX в. [170].
Для увеличения количества детей, воспитывающихся в семьях, решения некоторых проблем опекунов (попечителей), матсриаль-326
ной заинтересованности и поддержки граждан, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, законодателем была предусмотрена такая форма семейного устройства, как приемная семья. Это особенно важно для детей, которые в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение).
|
|
Органами управления образованием субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления ведется работа по совершенствованию института приемной семьи. На сегодняшний день в Российской Федерации образовано 2440 приемных семей с общим контингентом более пяти тысяч воспитанников [47].
Во многих регионах Российской Федерации действуют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления приемным семьям дополнительных льгот и материальной поддержки, порядок и размеры оплаты труда приемных родителей.
s Помощью приемной семьи пользуется определенный контингент детей. Сюда входят, в первую очередь, воспитанники детских учреждений интернатного типа (домов ребенка, детских домов, гакол-интерпатов), если у них вовсе нет близких и полностью утрачена связь с кровной семьей. Приемная семья становится родным домом и для детей-инвалидов, которым часто не остается места в родной семье. Находят в ней приют и дети из многодетных семей, когда разъединить знающих друг друга братьев-сестер не представляется возможным, когда имеет прямой смысл влить их всех в новую — приемную — семью [124].
Согласно Положению о приемной семье, она «является одггой из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным обеспечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание». Такая семья образуется постановлением районного, городского органа, органа городского района исполнительной власти, по представлению органа управления образованием. После того как постановление принято, заключается договор об условиях воспитания и содержания детей в приемной семье.
|
|
При этом предпочтение отдается семьям или одиноким гражданам, имеющим опыт в воспитании детей, являющимися усыновителями или опекунами, добросовестно выполняющими свои обязанности.
Договорная основа — не единственный признак приемной семьи, их несколько. И все они по-разному соотносятся между собой, образуя все-таки семью. Прежде всего, приемная семья будет тако-
бой, если гражданин возьмет на воспитание не менее пяти детей-сирот или детей, лишившихся родительского попечения. Тем самым создаются стимулы для устройства большего числа осиротевших несовершеннолетних. Но их не должно быть более десяти человек.
Договор как основа отношений по семейному воспитанию, подбор родителя-воспитателя, приравнивание его труда к труду в сфере производства— главные отличительные признаки приемной семьи.
При устройстве в проемную семью родительские правоотношения не возникают. Попавший в приемную семью ребенок продолжает сохранять правовую связь со своими родителями. Ему также принадлежат все причитающиеся родительским детям пособия, платежи (они перечисляются на лицевой счет воспитанника в сберегательном банке). Передача ребенка в приемную семью не разрывает и тех его связей с родителями, которые основываются на брачно-семейном законодательстве (алименты, наследство и проч.).
Опека по своим признакам ближе к приемной семье. Это означает, что родите л и-во с пи тате л и приобретают право на воспитание приемного ребенка, обязанности делать все по защите его интересов. Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все причитающиеся ему пособия, платежи. Но опекун тратит все поступающие на имя несовершеннолетнего суммы, а не перечисляет их на счет подопечного, поскольку последний не имеет других источников существования: в этом некоторые преимущества материального обеспечения воспитанника приемной семьи, находящегося целиком и полностью на государственном обеспечении.
В 1998 г. начался активный процесс преобразования детских домов семейного типа в приемные семьи, а также создания новых приемных семей [58]. Однако в большинстве регионов РФ передача детей на воспитание в приемные семьи сдерживается на местном уровне. Главы администраций органов местного самоуправления отказываются создавать службы по устройству детей на воспитание в семьи.
Семья, решившаяся усыновить или взять на попечение ребенка-сироту, сталкивается с трудностями, обусловленными как малой информированностью приемных родителей, так и спецификой развития ребенка, воспитывавшегося в учреждениях интернатного типа (в доме ребенка, детском доме, школе-интернате).
Необходимость основных знаний о психических нарушениях в детс ко-под рос тко в ом возрасте объясняется здесь не только крайней неосведомленностью любого непрофессионала (в том числе, кстати, и педагога) в этой области, но и чрезвычайно высокой распростра-
ценностью психической патологии среди детой— «социальных» сирот. Она выявляется практически у всех детей (от 90 до 100%). что обусловлено тремя факторами:
1) генетическим (наследованием патологических личностных
качеств или психических заболеваний, которыми страдают их ро
дители):
|
|
2) экзогенно-ор1анпческим фактором (неблагоприятной бере
менностью, протекавшей на фоне интенсивного эмоционального на
пряжения, тяжелой работы, недостаточного питания, а чаще все
го—злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими ве
ществами; недоношенностью; гипотрофией плода: патологически
ми родами: тяжелыми заболеваниями в раннем грудном возрасте);
3) социальным (так или иначе почти все дети, попавшие в се
мью, до эюго имеют опыт сиротства или испытывают все тяготы
уродливой семейной ситуации, что не может не сказаться на осо
бенностях их развития) [96-97].
В результате у приемных родителей нередко возникают мысли об опрометчивости их поступка, о непреодолимости выявившихся проблем. Нарушается контакт с приемным ребенком, который вызывает чувство раздражения или разочарования. В крайних случаях от такого ребенка стремятся избавиться, возвращают в то учреждение, из которого он был взят. Известны случаи, когда приемных детей не забирают из психоневрологического отделения детской больницы, кула они были определены на лечение: это крайние случаи, но примеры есть.
Для того чтобы помочь приемной матери разобраться в особенностях ребенка и целенаправленно добиваться оптимального эффекта — его позитивной социализации. — необходимы не только базовые знания в области психологии, психиатрии, дефектологии. наркологии и т.п., но и постоянная опора на специалистов различного профиля, осуществляющих комплексный междисциплинарный патронаж.
Не менее важным является повышение уровня медико-психолого-педагоги чес ко и компетентности родителей.
С целью научного подтверждения эффективности модели приемной семьи как замещающей профессиональной семьи В. Н. Ослоп и А. Б. Холмогорова провели экспериментально-психологическое исследование семей с различным статусом и сроком приема детей. которое полностью подтвердило выраженную положительную динамику эмоционального, когнитивного, социального и личностного развития у всех без исключения детей-сирот после помещения в приемную Семью (176].
|
|
Ребенок, попадая в приемную семью, строит отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, т. е. имеет дело уже с системными процессами. Распространенной ошибкой в процессе социального и психологического сопровождения является выдвижение на первый план матери или приемных родителей, т. е. преимущественная концентрация на дет-ско-родительских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой, паттернами взаимодействия, имеющей свою историю и идеологию, т.е. ценности, традиции, ритуалы. Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы как целого (в противном случае он будет отвергнут).
В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и должна переструктурироваться (как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репертуара стратегий функционирования) или отвергнуть ребенка.
В процессе интеграции ребенок становится частью семейной системы, и тогда делается заключение о его адаптации, либо он остается внешним элементом и в результате дезадаптируется. Семьи обладают определенными психологическими условиями, которые могут как способствовать адаптации ребенка, так и вытеснять его из системы. Поэтому В. Н. Ослоп и А. В. Холмогорова рассматривают именно системную парадигму в качестве основного методологического подхода к подбору и психологическому сопровождению профессиональной семьи. В их исследовании рассматриваются фактически две семейные системы: 1) семейная система базовой семьи, в которую принимается ребенок-сиро га; 2) семейная система, возникающая в результате включения в нее ребенка-сироты и принципиально меняющая ситуацию базовой семьи [Там же].
В семьях с психологической подготовкой первый этап адаптации длится около двух месяцев и по ряду признаков его можно назвать ориентировочным. Семьи достаточно позитивно оценивают поведение нового члена, они склонны видеть приемного ребенка как вполне нормального по таким характеристикам поведения, как агрессивность, асоциальность, страхи, депрессия (проводилась оценка родителями поведения ребенка по специальной шкале). В качестве «проблемной зоны» ребенка родители обычно выделяют недостатки внимания.
Ребенок, попадая из обстановки детского дома в семью, переживает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно
сопротивляться изменениям, которых от него требует среда. Дети, прошедшие подготовку к приходу в семью, легче переживают этот этап.
Дети внутренне наиряжены, однако внешне очень стараются вести себя примерно, так как мотивация жизни в семье у них высокая. Ребенок, не подготовленный к приему, переживает сильный кризис, который проявляется в виде различных вариантов отклоняющегося поведения (чаще всего асоциальных поступков), отмечается также эмоциональная дезадаптация в виде депрессивного состояния. I В неподготовленных и оставленных без помощи семьях этот этап растягивается до одного года и тяжело переживается всеми членами семьи. При этом они, как правило, воспринимают приемных детей в качестве агрессоров и безнадежно асоциальных.
Второй этап, который по основным признакам может быть назван этапом напряжения, также по-разному протекает в семьях, находящихся в системе поддержки и вне ее. В семьях, лишенных психологического сопровождения, начинает особенно сильно нарастать напряжение, учащается количество обращений за помощью, как правило, появляются эпизоды воровства. Причем выявилась некоторая закономерность: если у ребенка устанавливаются хорошие отношения в семье, то и воровство происходит дома. Если в отношениях имеет место эмоциональная холодность, то дети совершают кражи в школе.
Но даже на этом фоне показатели развития ребенка во всех семьях резко возрастают. Дети уже после второго месяца приема совершают интеллектуальный скачок. Возрастает уровень успеваемости, улучшается речь, особенно лексико-грамматическая структура, увеличивается запас слов. Яркий пример - девочка восьми лет, которой психиатром был поставлен диагноз «имбицилыюсть умеренно выраженная», была признана необучаемой. Приемная семья отдала ее в коррекционную школу, где она стала второй по успеваемости ученицей в классе. Возрастают показатели эмоционального благополучия, уровень депрессии становится ниже среднего.
К восьмому месяцу патронажа семьи переживают определенный кризис, длящийся один-два месяца. У родителей резко возрастает уровень критики по отношению к приемным детям. Практически в два раза увеличиваются показатели дслинквсптности детей в оценках семьи, жалобы на то. что в семье устали, дети раздражают их и т. д. Это состояние можно назвать кризисом перестройки, внешним проявлением которой становится отвержение. Несмотря на внешнее отвержение, уровень эмоционального благополучия детей остается стабильно хорошим. К концу первого года состояние семьи стабили-
зируется. Достаточно высоко оценивают динамику развития детей по всем показателям учителя. В семьях, находящихся вне системы психологического сопровождения, второй этап («напряжение») имеет затяжной характер и продолжается от одного года до полутора лет.
После первого года снижается уровень напряженности в семье, появляются позитивные изменения в отношениях, продолжают улучшаться показатели развития приемных детей. Конфликтными остаются отношения в подсистеме приемных детей, которые нередко видят друг в друге конкурентов за место в семье. У членов кровных семей возрастает чувство вины перед приемными. Приемные дети на бессознательном уровне идентифицируются с кровными, хотят быть принятыми семьей. Наблюдается определенный «штиль* в состоянии семьи, т.е. можно выделить этап штиля (от 11-го до 24-го месяца приема), па котором происходит взаимное осознание причастности. К концу второго года (два-три месяца) этот «штиль» заканчивается неожиданным «взрывом», который выражается в повышении уровня неудовлетворенности практически по всем областям функционирования семьи. Приемные дети начинают оцениваться как еще более агрессивные и асоциальные. У кровных, по мнению родителей, повышается агрессивность. Этот этап может быть назван этапом, разочарования, или депрессии.
Некоторые семьи на этом прекращают свое существование как приемные и отдают детей обратно в детский дом. Кризис может закончиться и более глубоким осознанием проблем и ответственности, связанных с приемом, сложнее всего кризис осознания проблем переживает мать — глава семьи. Вслед за осознанием проблем происходит принятие детей и своей новой идентичности — семья начинает функционировать как новая система.
Таким образом, были выделены следующие этапы развития семейной системы в течение первого года после приема ребенка-сироты:
1) «ориентировка» (взаимное изучение — два месяца);
2) «напряжение» (преобладание эмоционального дискомфор
та—от трех до восьми месяцев);
3) «отвержение" (преобладание негативного отношения к при
емным детям—восемь-десять месяцев) или первый кризис «си
стемной перестройки» (176-177].
В следующие два-три года после приема выделяют следующие этапы:
1) «штиль» (осознание взаимной связи или причастности— 11-24 месяца};
2) «депрессия» (постепенное осознание проблем, связанных с
приемом — 24-30 месяцев), или второй кризис системной перестройки;
3) «принятие проблем» (принятие новой семейной идентично
сти и завершение процесса формирования повой семейной системы)
[Там же|.
Следовательно, динамика развития приемной семьи имеет свои психологические закономерности, этапы и кризисы. Приемной семье необходима научно обоснованная психологическая помощь, психолого-педагогическое сопровождение значительно облегчает и улучшает динамику взаимной адаптации ребенка-си роты и приемной семьи.
Несмотря на усилия государственных учреждений и общественных организаций по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, общество в липе его граждан еще не готово (даже при условии адекватного материального возмещения) принять на себя обязанности по воспитанию в своей семье чужого ребенка, в особенности школьного возраста.
Безусловно, развитие семейного воспитания детей-сирот наряду с материальными сложностями сдерживают стесненные жилищные условия большинства семей, эмоциональная усталость, бытовые трудности. Вместе с тем в тех регионах, где опекунам и приемным семьям оказывается систематическая материальная поддержка, где население постоянно информируется через средства массовой информации о благополучных семьях с усыновленными детьми, необходимости реорганизации детских домов, где опекуны, приемные семьи получают наряду с материальной психологическую и правовую поддержку, проблемы «социального» сиротства решаются успешно.
Весьма важной при этом может быть введение новой должности семейного психолога. В его функции может входить:
— постоянная психологическая поддержка семьи;
— динамическое наблюдение за психологическим состоянием
членов семьи;
— выявление проблем в развитии, обучении, эмоциональном
благополучии и психическом здоровье детей;
— выявление психологических проблем и педагогических труд
ностей родителей;
— помощь в преодолении кризисных ситуаций;
— снятие эмоциональной напряженности и конфликтности в
семье;
— консультирование родителей по проблемам воспитания и раз
вития ребенка, а также взаимоотношений в семье;
— помощь в организации семейного досуга, имеющего большое значение для сплочения семьи (определение в творческие кружки, спортивные секции, организация совместных экскурсий для детей и родителей, создание условий для совместного отдыха детей с родителями в санаториях и домах отдыха и т. п.) [79].
Все сказанное о приемных семьях позволяет заметить, что они обладают множеством лишь им присущих правовых признаков, которые служат внешним выражением их педагогической сути. Причем налицо не искусственное образование, а доказавшее свою жизнеспособность явление, пусть даже и не столь широкого масштаба. Но и с его помощью решается проблема общегосударственного значения: устройство осиротевшего ребенка, который находится в особо бедственном положении и никому не нужен.
Ведется внедрение модели еще одной формы семейного воспитания — фостеровских семей, или семей патронатных воспитателей. Эта модель позволяет не только положительно решить вопрос об устройстве в семью детей-сирот, но и соидать механизм временного замещения кровных родителей в случае их противоправного поведения, необходимости проведения социальной реабилитации родителей для возвращения ребенка в родную семью в последующем.
Контрольные вопросы и задания
1.Проследите в историческом аспекте тенденцию воспитания детей-
сирот в семейных условиях.
2. Раскройте направления защиты ребенка в семье в XIX в. в России и
их значение для дальнейшего развития законодательгтва в этой области.
3. Изложите опыт деипетитуациопализации детей-сирот в США и
Швеции.
4. Какие замещающие семьи по правовому статусу относятся к про
фессиональным и непрофессиональным?
5. Раскройте проблемы усыновления и основные права и обязанности
приемных родителей.
6. В чем различие опеки (попечительства) и усыновления, особенно
сти опекунской семьи.
7. Изложите основные принципы устройства детей в инновационные
типы профессиональной замещающей семьи (детские деревни, семейные
детские дома).
8. Что такое приемная семья?
9. Опишите психологические особенности адаптации детей в прием
ных семьях.
10. Проведите сравнительный анализ позитивных и негативных осо
бенностей воспитания детей-сирот в разных типах семейного устройства.
Глава 2
ПАТРОНАТ — НОВАЯ ФОРМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'
2.1. Исторический экскурс
Хотя патропатное воспитание известно еще со времен античности, однако свое распространение оно получило в Европе и США лишь с середины XIX в. В качестве примера приведем развитие патронатного воспитании в США.
Доктор Роберт Кук Бакнер, баптистский пастор из Тенесси, человек, усилиями которого был основан детский дом (теперь Детский дом Бакнера), был основателем и редактором «Религиозного Вестника». Он использовал свою газету, позднее переименованную в «Баптизм в Техасе», для получения поддержки, которая помогла бы осуществлению его мечты — созданию детского дома. В 1877 г. в штате Техас на ежегодном Съезде священнослужителей было принято решение начать строительство детского дома, как только будет собрана сумма в 2000 долларов. Доктору Бакперу было поручено заниматься сбором средств.
Его деятельность на этом поприще началась буквально через два дня. Доктор Бакнер собрал первые 27 долларов, пустив по кругу свою шляпу среди единомышленников, навещавших его. К лету 1879 г. у него было уже 1200 долларов, и он решил составить и подать необходимые документы в штате Техас. Этой же осенью, взяв недостающие 800 долларов в банке под личную расписку, доктор Бакнер арендовал небольшой коттедж в Восточном Далласе. Первые трое детей были размещены в этом доме под присмотром Л. Х.Тилманаиегожспы в декабре 1879г. В сентябре 1880 г. доктор Бакнер покупает участок земли площадью 44 акра в шести милях к востоку от Далласа. В этом месте сейчас находится Детский дом Бакнера. Но доктор Бакнер не остановился на этом и продолжал приобретать землю и собирать средства. На рубеже веков Детскому дому Бакнера принадлежало более 500 акров земли.
Доктор Бакнер умер 9 апреля 1919 г. через сорок лет после того как были поданы первые документы на строительство детского дома. Без его способности ставить цель и достигать ее не был бы основан Благотворительный фонд Бакнера и его разнообразные организации, действующие по всему штату.
Сейчас Благотворительный фонд Бакнера - самая большая в США частная организация по социальному обеспечению, обслужи-
' Материал главы разработан f уместно с М.Дугласом и Е. В. Селениной.
вающая около 15000 человек в год. Фонд Бакнера — многопрофильное учреждение, которое работает с детьми, семьями и престарелыми людьми и занимается лечением, реабилитацией и воспитанием. Фонд Бакнера оказывает помощь всем нуждающимся независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, материального и социального положения.
Сталкиваясь с различными социальными проблемами в штате Техас, Фонд Бакнера использует современные методологии и способы, постоянно расширял и диверсифицируя свои программы, предназначенные для борьбы с распространяющимися социальными пороками. Действующие службы Фонда Бакнера: воспитание дегей -- воспитание в интернате, лечение психически травмированных подростков, предоставление ночлега, диагностический центр, патронатное воспитание; уход за престарелыми — независимое проживание, патронаж, уход за больными с болезнью Альцгеймера; служба по охране детства, усыновление и материнство, консультирование при беременности; Barrier-reduced housing, помощь неполным семьям, помощь жертвам насилия в семье и бездомным, летний лагерь и восстановительный центр [1-2]. Детские дома Бакнера и дома для престарелых расположены в 13 городах штата Техас.
В настоящее время вес знания, накопленные годами, используются для предоставления таких же услуг в других странах. Работа в партнерстве с местными и государственными структурами в других странах, а также совместные усилия вместе с другими американскими организациями и церквями дали возможность проникать глубоко в культуру стран и обществ, и прикоснуться к жизням детей.
Отделение «Международной помощи дет ям-си ротам» существует с 1995г.. с того момента, когда «Бакнер» начал работать в России и Румынии по приглашению государственных и правительственных структур и организаций этих стран, которые заинтересовались опытом организации «Бакнер» для преодоления растущего количества проблем, связанных с детскими домами. Сотни тысяч детей в этих странах живут в сиротских учреждениях. Это дети, которые стали невинными жертвами социальных и политических потрясений: в момент, когда изменяется уклад жизни, исчезают границы, а политические системы стремятся к стабильности, бессчетное количество детей авынадают» из системы, проваливаясь в глубины нищеты, голода и отчаяния.
Сегодня организация «Бакнер» оказывает серьезное влияние на жизни детей и семей, работая с ними в разных странах по всему миру. «Бакнер» имеет более чем столетний опыт по организации
фостеровских семей, подготовке патронатных родителей.
Одна из основных целей «Бакнера»—помочь в развитии программ, которые сокращают количество детей, помещаемых в сиротские учреждения, и позволяют улучшить качество заботы о детях в таких учреждениях, если у детей нет другой альтернативы.
Одной из первых программ, разработанных по этому вопросу, была программа патронатного воспитания. Программа имеет следующие цели,
— Предоставить возможность получения помощи ребенку как
альтернативы воспитанию в интернатом учреждении.
— Найти для ребенка семью, которая стала бы для него под
держкой и воспитательным примером.
— Уменьшить количество детей в детском доме.
— Обеспечить постоянство в планировании будущего для ре
бенка.
— Обеспечить ребенку индивидуальный подход и внимание
[90, 95].
В течение последних десяти лет «Бакнер» осуществляет программу патронатного (фостеровского) воспитания в России.
На основе договора Министерства образования и науки РФ, благо творите;!ьной организации «Христианская солидарность по всему миру». Фонда Бакнера и администрации ряда регионов (Москвы, Владимирской, Калининградской и других областей) формируется региональная модель патронатной семьи с использованием зарубежного опыта и его адаптацией для российской действительности [90, 95, 181).
В XX в. развитие патронатного воспитания в разных странах мира шло быстрыми темпами, особенно с конца Второй мировой войны. За шесть послевоенных десятилетий внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей.
Дома семейного типа (США). В государственном законе «Помощь при усыновлении» и «Акте об обеспечении заботы о детях» (1980) учтена потребность детей в постоянстве и стабильности. i азмещение детей вне родного дома разрешается па срок не более восемнадцати месяцев. По истечении срока должно приниматься решение о том, на какую семью возлагается ответственность растить ребенка. Если изначальная (биологическая) семья не смогла реабилитироваться, чтобы вернуть ребенка домой, рекомендуется поместить ребенка в патронатную семью.
Это дает возможность уменьшить срок пребывания детей в до-
мах семенною num. Биологические родтелп получили широкую поддержку, с тем тюбы их дети в конце концов возвратились в родную семью. Детей стали помещать недалеко от их дома, что давало возможность биологическим родителям чаще и в большей степени участвовать в повседневной жизни ребенка в доме семейного типа. Выделялись средства, чтобы определить детей, которых не смогли вернуть в домашнюю обстановку, в более благоприятную для них среду. В результате проведенной работы 75% детей были возвращены долгой, а 25% определены в благоприятную семейную
обстановку.
Патронат в Великобритании. В 19S9 г. в Англии был принят Закон о детях (The Children Act). В основу этого Закона были положены следующие принципы:
- только родная семья может предоставить ребенку возмож
ность для максимально полного развития и для обеспечения его
благосостояния:
- признание безусловного приоритета в сохранении родитель
ских прав (родительской ответственности) у кровных родителей.
Родителям обеспечиваются условия для сохранения ими родитель
ской ответственности и в случае содержания ребенка вне дома:
— государственные органы, родители замещающей семьи (фо-
стеровские родители) и другие лица, обеспечивающие содержание
ребенка вне дома, по закону обязаны способствовать контактам ре
бенка с его кровными родителями или родственниками:
— государственные, органы обязаны стремиться работать в со
трудничестве с кровными родителями и устанавливать это сотруд
ничество:
— кровные родители имеют право участвовать в процессе приня
тия решений о мерах помощи ребенку, поскольку подобное партнер
ство — эффективный способ добиться прогресса в развитии ребенка
в период его содержания вне дома;
— приоритетный характер имеет устройство ребенка в семью
родственников или знакомых; если это невозможно, ему подыски
вается семья, «замещающая кровную» (фоетеровская семья);
— при содержании ребенка вне дома должны предприниматься
активные меры по возвращению его в родную семью:
— основная обязанность всех органов, предоставляющих по
мощь ребенку и его семье. — составление индивидуального плана
мер, обеспечивающих достижение благосостояния и развития ре
бенка;
- при решении всего комплекса вопросов в отношении планирования жизни ребенка учитывается его мнение.
Фостеровскам семья (в переводе на русский язык означает «семья, заменяющая кровную и обеспечивающая заботу, уход и воспитание»)— эю семья, предоставляющая условия для содержания и ухода за ребенком, «о котором заботятся местные органы власти». Согласно Закону о детях, этой гемье не передается «родительская ответственность» по отношению к этому ребенку (так как она совместно исполняется родителями и местными органами власти), но семья наделяется полномочиями действовать в соответствии с разумной необходимостью с целью ззшиты и обеспечения воспитания ребенка.
Патронат в Швеции. В Швеции существуют дома, где воспитатели с высшим специальным образованием (обычно педагоги и психологи) создают благоприятные семейные условия для детей в возрасте от нескольких недель до двенадцати лет. Социальные кураторские службы направляют в эти дома детей, у которых сложные отношения в семье. Если родители, которые под влиянием разных причин перестали заниматься воспитанием детей, оскорбляли их достоинство, издевались над ними, начинают понимать свои ошибки и раскаялись в том. что произошло, то через восемь недель дети могут вновь возвратиться в семью. Для тех же, кто остается в указанных домах, создаются благоприятные (домашние) условия: совместные вечера, просмоары телепередач, организация игр, праздников. У каждого ребенка есть отдельная комната, его могут навещать друзья и одноклассники. Дети посещают обычные детские сады и школы. Если через полгода не удается установить нормальные отношения между родителями и детьми, воспитание ребенка могут временно доверить новой семье, с которой заключается годовой контракт. Предпочтение отдается тем семьям, у которых есть собственные дети. Через юд биологические родители могут вернуть своих детей. Кроме того, в течение года им дается возможность встречаться с ними (это нововведение, раньше контакты биологических родителей с детьми строго ограничивались).
Патронат в России. Прообраз патронатпой семьи появился в России еще в 1708г. (практически одновременное другой моделью призрения сирот — воспитательным домом), когда Московский опекунский совет признал наилучшей мерой предупреждения смертности детей в воспитательных домах «раздачу» их на воспитание в деревни за деньги [70]. Екатерина II ввела понятие «патронат» (патронаж) в отношении сирот, что означало передачу детей для вскармливания в семью за пять рублей в месяц. Это порождало так называемый питомнический промысел, когда крестьяне брали на воспитание сирот, практически не кормили их. эксплуатирова-
ли как рабов, а деньги, которые государство платило на содержание детей, использовали на нужды хозяйства. Данная модель была признана общественностью «позорным промыслом», поскольку она делала из ребенка «раба и ненавистника» (Там же].
Во времена нэпа, в 1924 г., была сделана попытка, создания института патронатных семей, который просуществовал до 15)30 г. В то время появилась тенденция к сокращению числа детских домов. Система патроната, не дала ожидаемых результатов, так как получение льгот для семей, берущих детей на воспитание, было связано со многими бюрократическими формальностями.
В 1936 г. появился термин «патронат», который напрямую связан с принятием ВЦИК и СНК РСФСР постановления «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся».
В годы Второй мировой войны возрождается институт патронирования. К 1943 г. 74648 сирот были отданы на патронат. Только по официальным данным, в России в конце войны насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без родителей. Из них 278 тыс. (41%) находились в семьях, заменивших родительскую |170].
Впервые патропатное воспитание было введено в законодательство СССР в 1943 г., когда был принят указ Наркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при разграничении ответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и кровными родителями. В дальнейшем, к сожалению, патронат был заменен опекой.
В 1957 г. делается попытка изучения особенностей патронаг-ной семьи: А. И. Довгалевская описывает мотивы патронирования, критерии выбора ребенка, некоторые социальные характеристики семей, демонстрирует достаточно высокую эффективность данной модели воспитания детей-сирот [70].
Однако, как мы уже отмечали, в 1960-х годах Н. С. Хрущев объявляет школы-интернаты лучшей формой воспитания и обучения детей, и институт замещающей профессиональной семьи прекращает свое существование практически до 1990-х годов [9].
Реанимация данной модели в 1988 г. была, несомненно, связана с падением «железного занавеса». Со стыдом надо признать, что содержанию детей в наших детских домах первыми ужаснулись и стали стимулировать изменения в этой ситуации западные миссионеры. Может быть, поэтому реанимация данной модели была воспринята общественностью как чуждый зарубежный опыт, противоречащий российской ментальное™.
Развитие патроната как формы семейного устройства детей-сирот шло поэтапно |173, 243], в Европе первый этап совпал с после-
военными реформами. Определяющей была цель скорейшей передачи в семью детей из учреждений. Существовало мнение, что в семью можно поместить только «подходящих» детей: маленьких и здоровых. Плата за воспитание ребенка была очень низкой, так как считалось, что патронатные воспитатели берут детей из-за «любви», а пс из-за денег. Таким семьям никто не помогал. Они считались семьями, * замещающими» кровную, и должны были взять на себя все родительские обязанности. Кровные родители практически полностью отстранялись от процесса воспитания. В тот период большое количество детей было роздано по семьям, однако из-за отсутствия помощи и предварительного отбора воспитателей дети там плохо «приживались», возникла проблема перемещения детей из семьи в семью.
Второй этап развития патроната сложился, когда стало очевидно, что необходима профилактическая работа с кровными (биологическими) семьями, иначе государственная помощь превратится в конвейер по изъятию и передаче детей. Практика показала, что количество отобраний детей у родителей, сроки устройства можно сократить, если вовремя «поработать» с кровными родителями, обращаясь с ними с большим пониманием и симпатией. Возник социальный патронат в кровной семье. Перед патронатными воспитателями встали новые сложные задачи— воспитание очень трудных детей, которых все-таки приходилось забирать из тех семей, которым уже нельзя помочь. Таким образом, возникла и была осознана необходимость проводить обучение патронатных воспитателей. Так же как и на предыдущем этапе, социальный работник органа по защите детства один принимал все решения, нес всю ответственность за решение судьбы ребенка, кровных родителей и патронатных воспитателей.
Третий этап связан с началом помещения в семьи детей-инвалидов и трудных подростков. Ранее существовало мнение, что патронатные воспитатели не способны брать на воспитание подобных детей, хотя при этом считалось, что на это способны сотрудники детских домов. С началом практики помещения в семью детей этой категории возникла необходимость разработки новых подходов к взаимодействию с такими воспитателями и к предоставлению им помощи. Была введена практика заключения письменных договоров, трудовых контрактов: впервые патронатные воспитатели стали получать зарплату за работу наряду с пособием на ребенка-Кровные родители и подростки стали рассматриваться как равные партнеры в «предприятии^.
Четвертый этап — этап профессионализации труда патронат-
ных воспитателей. Отношения между социальными работниками и патронатными воспитателями перерастали в нормальные рабочие
(партнерские) отношения.
Пятый. этап. Практически до конца 1970-х годов службами защиты детства не принимались в расчет последствия попечения — то, что происходит с молодыми людьми после того как о них перестает официально заботиться государство и они покидают места их устройства (обычно в возрасге восемнадцати лет либо ранее). В Англии 86% детей, содержащихся вне дома, но достижении совершеннолетия возвращаются к родителям, из семьи которых они были изъяты из-за ее асоциального образа жизни, в результате чего большинство из них оказываются на улице, становятся наркоманами или преступниками. В ряде стран в должностные обязанности патронатных воспитателей стали вводить обязанность «оставаться родным человеком» для молодых людей после их восемнадцатилетия. Во многих странах сейчас признается необходимость разработки системы оплаты за эту работу (как минимум до достижения воспитанником дваддатитрехлетнего возраста).
Шестой этап — использование; иатронатных воспитателей для восстановления связей ребенка с кровной семьей с целью сохранения семьи. Во многих странах существуют так называемые «патро-натпые семьи в помощь кронным родителям» — это как бы логическое продолжение эволюции роли патронатной системы, направленной на сохранение семьи для ребенка. На этом этапе уже никто не отрицает необходимости полной «профессионализации» патронат-ного воспитания.
Приведенное описание эволюции существовавших в мире представлений о патронатном воспитании во многом поучительно и, возможно, поможет преодолеть сложившиеся стереотипы. Не обязательно проходить весь путь сначала, можно попытаться использовать накопленный опыт и создать работоспособную систему, максимально отвечающую интересам детей и их семей.
2.2. Развитие системы патронатного воспитания в современных условиях
В современной России количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно растет, а число детей, воспитывающихся в учреждениях, приближается к 250 тысячам, поэтому утверждение, что воспитание в семье — наилучшее для нормальной жизни и развития ребенка, становится все более актуальным [257-258].
Зарубежное и российское законодательство провозгласило се-
мейное устройство детей, нуждающихся в государственной поддержке, приоритетным, таким образом, сегодня наиболее актуальны:
— устройство ребенка не в учреждение, а в замещающую семью;
— профессиональная работа и помощь семье, чтобы появилась
возможность оставления ребенка с родителями.
Такой новой, гибкой формой устройства ребенка в семью и работы с проблемной семьей является патронатпое воспитание, которое помогает решению основной задачи — сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка.
В 1994 г. ряд российских специалистов объединились и сформировали рабочую группу под эгидой благотворительной организации Центр обучения и исследований проблем детского благосостояния «Христианская солидарность» (Москва). Целью рабочей группы Центра стала разработка модели реформирования системы опеки и попечительства в Российской Федерации на основе признания безусловной ценности семьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка. В Москве был открыт детский дом № 19 «Наша семья» — первый в России детский дом, представляющий патро-натпое воспитание [242].
Патронатпое воспитание — аналог широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровскис семьи. Это форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем.
Патронатное воспитание может стать новой, более гибкой формой устройства ребенка в семью и работы с проблемной семьей. Введение форм патронатного воспитания позволит перекрыть поток детей, направляемых в учреждения органами опеки, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок; вернуть детей домой или не допустить изъятия ребенка из кровной семьи путем социальной помощи на дому на основе сотрудничества с родителями; перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком.
Оказание своевременной помощи этим детям и семьям может существенно снизить риск, а в ряде случаев предотвратить их попадание в категорию оставшихся без попечения родителей.
В ряде регионов Российской Федерации (Москва. Республика Башкортостан, Псковская, Пермская, Владимирская. Курганская, Оренбургская области, всего двадцать регионов) идет работа по ор-
ганизации патронатного воспитания и социального пагроната [181, 256].
С 2002 г. Министерство образования РФ включило работу но патронату в Федеральную целевую программу «Дети-сироты».
В настоящее время можно сказать, что завершился этап отработки модели перепрофилирования учреждения для детей-сирот в учреждение по патронату. В большинстве по регионам разработаны нормативные документы, регулирующие патронат и работу таких учреждений, технологии работы служб учреждений [Там же).
Все экспериментальные площадки проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, разрабатывают свои программы подготовки, технологии обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки. Это позволяет близко узнать кандидатов, которые, в свою очередь, 'также имеют возможность оценить себя и свои способности взять ребенка в семью, что повышает процент успешности размещения детей.
Патронатный воспитатель — это человек, включенный в систему надомного труда; он осуществляет свои воспитательные функции не столько на альтруистической (эмоциональной) основе, сколько на профессионально-деятельностной. Это новый вид педагогического труда, который вполне совместим с профессиональной деятельностью в каком-либо другом месте. Патронатный воспитатель, как и любой другой работающий гражданин, получает отпуск, больничный лист, пенсионную карточку. Ему засчитывается трудовой стаж. Он может рассчитывать на помощь и поддержку специалистов, обеспечивающих социальное сопровождение патронатных семей и их воспитанников. Чтобы стать патронатным воспитателем, нужно познакомиться с особенностями этого вида профессиональной деятельности и пройти соответствующую профессиональную подготовку.
Министерство образования РФ инициировало подписание договоров с администрациями Владимирской, Калининградской, Пермской и других областей, в которых с помощью американских и английских коллег реализуются проекты по патронатному воспитанию. В итоге накоплен интересный опыт, проанализированы первые результаты, разработана новая модель патроната с его основными принципами, методами и технологиями [Там же].
Следует различать основные понятия в новой модели семейного воспитания [95, 243].
Патронат — воспитание и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемые в
формах патронатного воспитания, либо социального патроната.
Социальный патронат — оказание уполномоченной службой (организацией) необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в кровной семье, по признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
Патронатное воспитание — воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семье патронатного воспитателя.
Следовательно, современное определение патронатного воспитания можно сформулировать следующим образом. Патронатное воспитание — осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного кровной семьей, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим Патронатное воспитание.
Основной смысл патрон атного воспитания — наличие договора, партнерских отношений и тесная связь патронатного воспитания и ребенка со службой, осуществившей передачу на патронатное воспитание. Родительские права не передаются полностью патронат-ному воспитателю, часть этих прав исполняет устроившая ребенка служба или учреждение.
Цель nampmtamuoso воспитания — обеспечение семейного вос-нитания детей, нуждающихся в государственной защите.
Патронатная семья но своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается питанием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Администрация детского дома остается законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав.
На патронатное воспитание могут передаваться дети из детских сиротских учреждений, при этом само детское учреждение сохраняет функции опекуна ребенка, а патронатные воспитатели берут обязательство отвечать за его жизнь и здоровье. Дети передаются по трудовому договору между воспитателем и учреждением, в котором разграничивается ответственность по -защите прав ребенка.
Патронатное воспитание имеет ряд отличий от других форм семейного устройства детей, нуждающихся в государственной защите, в частности от усыновления и опеки.
Усыновление и опека предполагают полную передачу ответ-
ганизации патронатного воспитания и социального патроната [181, 256].
С 2002 г. Министерство образования РФ включило работу по патронату в Федеральную целевую программу «Дети-сироты».
В настоящее время можно сказать, что завершился этап отработки модели перепрофилирования учреждения для детей-сирот в учреждение по патронату. В большинстве по регионам разработаны нормативные документы, регулирующие патронат и работу таких учреждений, технологии работы служб учреждений [Там же].
Все экспериментальные площадки проводят подготовку кандидатов б патронатные воспитатели, разрабатывают свои программы подготовки, технологии обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки. Это позволяет близко узнагь кандидатов, которые, в свою очередь, также имеют возможность оцепить себя и свои способности взять ребенка в семью, что повышает процент успешности размещения детей.
Патронатный воспитатель —это человек, включенный в систему надомного труда; он осуществляет свои воспитательные функции не столько на альтруистической (эмоциональной) основе, сколько на профессионально-деятелыюстной. Это новый вид педагогического труда, который вполне совместим с профессиональной деятельностью в каком-либо другом месте. Патронатный воспитатель, как и любой другой работающий гражданин, получает отпуск, больничный лист, пенсионную карточку. Ему засчитывается трудовой стаж. Он может рассчитывать на помощь и поддержку специалистов, обеспечивающих социальное сопровождение иатронатных семей и их воспитанников. Чтобы стать патронатным воспитателем, нужно познакомиться с особенностями этого вида профессиональной деятельности и пройти соответствующую профессиональную
подготовку.
Министерство образования РФ инициировало подписание договоров с администрациями Владимирской. Калининградской, Пермской и других областей, в которых с помощью американских и английских коллег реализуются проекты по патронатпому воспитанию. В итоге накоплен интересный опыт, проанализированы первые результаты, разработана новая модель патроната с его основными принципами, методами и технологиями [Там жс|.
Следует различать основные понятия в новой модели семейного воспитания [95, 243].
Патронат — воспитание и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемые в
формах патронатпого воспитания, либо социального патроната.
Социальный патронат— оказание уполномоченной службой (организацией) необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в кровной семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
Патронатное воспитание — воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семье патронатного воспитателя.
Следовательно, современное определение патронатного воспитания можно сформулировать следующим образом. Патронагное воспитание — осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного кровной семьей, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.
Основной смысл патропатпого воспитания —наличие договора, партнерских отношений и тесная связь патронатного воспитания и ребенка со службой, осуществившей передачу на патронатное воспитание. Родительские права не передаются полностью патронат-ному воспитателю, часть этих прав исполняет устроившая ребенка служба или учреждение.
Цель патронатного воспитания — обеспечение семейного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите.
Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается питанием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Администрация детского дома остается законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав.
На патронатное воспитание могут передаваться дети из детских сиротских учреждений, при этом само детское учреждение сохраняет функции опекуна ребенка, а патронатные воспитатели берут обязательство отвечать на его жизнь и здоровье. Дети передаются по трудовому договору между воспитателем и учреждением, в котором разграничивается ответственность по защите прав ребенка.
Патронатное воспитание имеет ряд отличий от других форм семейного устройства детей, нуждающихся в государственной защите, в частности от усыновления и опеки.
Усыновление и опека предполагают полную передачу отвст-
ствешюстп по защше прав и представлению интересов ребенка усыновителям (бессрочно) и опекунам (до восемнадцати летня ребенка). Передаются дети только с установленным юридическим статусом (под опеку передаются дети и без установленною статуса, по без выплат пособий).
Приемная семья также предполагает полную передачу прав па ребенка приемным родителям, но па основе до! овора, который устанавливает сроки и порядок оплаты. Передаются дети только с установленным юридическим статусом.
Воспитатель домашней группы учреждений социальной реабилитации Ti приютов не получаст всех прав па ребенка, но срок, на который ему передается ребенок, органичен сроком нахождения ребенка в приюте (как правило, полгода), также: закон не предусматривает четкого распределения обязанностей между таким воспитателем и учреждением.
В отличие от перечисленных форм семейного устройства патро-натное воспитание является гибкой формой, так как:
-- данная форма применима для устройства детей с установленным юридическим статусом и без него;
—срок патронатпого воспитания устанавливается исходя ни кон
кретных нужд ребенка и широко варьирует:
—четко разграничена ответственность по защите прав ребенка
и определены обязанности сторон — учреждения (службы) патро-
натпого воспитателя: если применяется социальный патронат над
семьей, то кровного родителя.
Главные элементы профессиональной заменяющей (патронат-ной) семьи как «новой модели* [243] заключаются в следующем.
Во-первых, расширяется круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сюда входят также и «родительские» дети — дети, имеющие законного представителя, но нуждающиеся а государственной защите. Это «дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, либо находятся в условиях, не позволяющих им достичь! необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления»,
Вторым элементом модели работы является введение системы социального ч.'ппроната пас) детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите. К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите, «прикрепляется» пагропат-
ный воспитатель, оказывающий пеооходнмую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи. Работа по социальному патронату может осуществляться учреждением, предоставляющим патронат-нос воспитание (далее —учреждение V Это либо вновь созданное учреждение, либо перепрофилированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, приют или интернат).
В настоящее время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является ч. 2 ст. 6-1 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой «родители не вправе представлять интересы своих летен, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя по защите прав и интересов детей». Условия н порядок назначения такого представителя Семейный кодекс РФ не определяет. Однако, как следует п.! текста данной статьи, такой представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Он выполняет функцию надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации осуществляет (при взаимном согласии сторон) необходимые виды и формы помощи по защите прав н интересов ребенка.
Третий элемент модели — составление плана по защите нрав ребенка — акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в i осу дарственно ft защите, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка. После составления и утверждения плана Комиссией по охране прав детей (куда входят представители различных органов и организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих необходимой информацией о нем) осуществляется регулярный контроль за его выполнением.
Четвертый элемент модели — делегирование, полномочий по опеке и попечительству не только одной управленческой структуре (которой на ирактике: как правило, является соответствующий отдел образования органа местного самоуправления или в некоторых случаях отдел социальной защиты населения, или отдел по материнству и детству, что принципиально не меняет существа дела. так как работу по опеке и попечительству ведут один или несколько специалистов по охране детства), а нескольким, уполномоченным главой органа местного самоуправления службам (органам, оргаци-
зациям), которые будут выполнять эту работу. Вся работа по опеке и попечительству может быть распределена между собственно специалистом по охране детства и другими полномочными службами.
Пятый элемент модели — создание, (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание. Это учреждение для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью, а также для работы по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми, признанными нуждающимися в государственной защите, но находящимися в кровных семьях, а также переданными в семьи патронатных воспитателей.
Директор в пределах фонда оплаты труда выводит усредненную ставку персонала по воспитанию и уходу за детьми в расчете на одного воспитанника. Это дает возможность принять на работу воспитателя для каждого из детей учреждения на основании трудового договора.
Воспитатель принимает ребенка на воспитание в семью, отвечает за жизнь и здоровье ребенка, подчиняется Уставу детского дома, решениям его мед и ко-психолого-педагогического совета, воспитывает ребенка под руководством специалистов учреждения и контролируется его специальной социальной службой.
Для решения стоящих перед учреждением вышеперечисленных задач в учреждении создается специализ про ванная служба (в виде сектора, группы социальных работников, психологов, педагогов).
Шестой элемент — разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка. Традиционно сложилось (и это подкреплено нормами действующего законодательства Российской Федерации, ст. 123 Семейного кодекса РФ), что законное представительство интересов ребенка может осуществляться родителями ребенка, лицами, их заменяющими (усыновителями, опекуном, попечителем, приемными родителями) или юридическим лицом — администрацией детского учреждения, в котором содержится ребенок. До устройства ребенка на воспитание в семью или учреждение исполнение обязанностей его законного представителя возлагается на органы опеки и попечительства.
Передача ребенка на воспитание в семью или в учреждение означает одновременно и передачу всех полномочий в отношении этого ребенка его новому воспитателю — законному представителю. После этого оргаь опеки и попечительства осуществляет лишь «формальное» вмешательство в условия жизни и воспитания ребенка (например, в форме контрольных обследований подопечных детей
два раза в год); что касается воспитанников учреждений для детей-сирот, то работа органа опеки с ними после их помещения в детский дом практически заканчивается.
Данный подход неприемлем в условиях работы по новой модели. В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатньш воспитателем.
Основание для р аз граничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка — постановление главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные правовые акты, устанавливающие правовой статус ребенка как оставшегося без попечения родителей. Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патропатным воспитателем и уполномоченной службой (учреждением) устанавливается в плане по защите прав ребенка. Разграничение прав и обязанностей позволяет четко определить обязанности каждой из сторон по отношению к ребенку, а также следить за их своевременным выполнением.
Седьмой элемент модели — создание комиссии по защите прав ребенка, она возглавляется специалистом по охране детства, принимает план по защите прав ребенка (подготовленный соответствующей полномочной службой, например учреждением), вносит необходимые изменения и дополнения в него на основании результатов проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. Комиссия рассматривает и пересматривает план по защите прав ребенка по каждому несовершеннолетнему, нуждающемуся в государственной защите.
На постоянной основе в комиссии работают специалисты (инспектора) по охране детства. Остальные члены комиссии приглашаются на рассмотрение каждого конкретного дела по должности — из числа сотрудников органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел и т.п., те, кто непосредственно работал с ребенком и может дать соответствующую информацию о нем и участвовать в принятии конкретного решения.
Восьмой элемент —контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной за-
щите. Отличие этой формы контроля от традиционных «контрольных обследований» опекаемых детей заключается в том, что осуществляется не просто проверка условий жи:ши и воспитания ребенка, а проверка выполнения плана но защите прав ребенка. Проверка должна включать в себя оценку состояния здоровья ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания.
2.3. Виды патронатного воспитания
Патронатное воспитание предоставляется для различных категорий детей, нуждающихся в государственной защите. Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность возвращения его туда. Тогда возникают случаи, когда ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Затем, если кровная семья после установленного срока оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям. Если такой возможности нет, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатиыми воспитателями.
На основе зарубежного опыта фо стеров с ких семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, с учетом срока устройства детей на патронатное воспитание, можно выделить следующие виды организации патронатного
воспитания:
— экстренное устройство, на срок от одного дня до одного ме
сяца;
— устройство на короткий период на срок от одного месяца до
шести месяцев;
— устройство на длительное время, на срок от шести месяцев и
более;
— периодическое устройство, на несколько дней, на выходные
дни, на каникулы (243].
Учитывая задачи патронатного воспитания как формы семейного устройства, можно выделить следующие его виды:
— экстренная помощь для маленьких детей как альтернатива
домам ребенка;
— устройство в семью патронатного воспитателя с перспективой
усыновления; 350
— устройство в семью патронатного воспитателя детей-инвали
дов;
— устройство в семью детей, у которых нет родных (опекунов),
детей школьного возраста, детей с проблемами в развитии и пове
дении, т.е. тех детей, для которых патронатное воспи