Понятия «безнадзорный» и «беспризорный». Законодательство Республики Беларусь в отношении безнадзорных и беспризорных детей.
В Беларуси ситуация с беспризорностью контролируется с помощью законодательной базы. Законодательство РБ, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции РБ, общепризнанных принципах междуна-родного права и состоит из Закона РБ от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закона РБ от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» и других законодательных актов.
Как правило, безнадзорные дети – это дети, находящиеся в социально опасном положении. Сегодня наметилась обнадеживающая тенденция к сокращению числа таких детей. Изменить ситуацию к лучшему удалось благодаря скоординированной работе различных государственных ведомств в рамках президентской программы «Дети Беларуси», действовавшей в период 2006 – 2010 гг. (в частности, подпрограммы «Дети-сироты», «Дети и Закон. Воспитание личности», «Социальная защита семьи и детей») и Декрета Президента РБ №18 от 2006 г., который обязывает безответственных родителей возмещать расходы по содержанию детей в госучреждениях. Для безработных (а таких среди безответственных пап и мам большинство) предоставляются рабочие места. Так, с начала действия декрета (январь 2007 года) у неблагополучных родителей отобрали 4446 детей, но 3060 мальчиков и девочек возвратились в биологические семьи. Родителей более двух тысяч детей лишили родительских прав, 76 %социальных сирот от этого числа устроили в замещающие семьи, 24 процента – в дома-интернаты.
Эту проблему затрагивает и Кодекс РБ об образовании (2011 г.). В разделе XVI глава 60 раскрывает государственную политику, систему работы, программы воспитания детей различных категорий, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении.
Правовые действия в отношении беспризорной категории детей осуществляются в соответствии с Законом РБ от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии со статьей 1 главы 1 настоящего Закона в социально-педагогической литературе используются следующее значение терминов:
· безнадзорность – социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений;
· безнадзорный – лицо в возрасте до 18 лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения;
· беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия;
· семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении, а также семья, где родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
· профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
· индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовер-шеннолетними правонарушений либо иных антиобщественных действий.
Индивидуальная профилактическая работа в соответствии с названным Законом осуществляется в отношении следующих категорий несовершеннолетних:
– беспризорных;
– занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
– уклоняющихся от получения общего базового образования;
– содержащихся в приемниках-распределителях для несовершенно-летних, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях или учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
– употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества и другие одурманивающие средства;
– совершивших правонарушения, предусмотренные Кодексом РБ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РБ;
– осужденных с применением различных принудительных мер воспитательного характера;
– освобожденных из воспитательных колоний, специальных школ и училищ закрытого типа, если после освобождения они находятся в социально опасном положении и нуждаются в социально помощи.
Органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних – это КНД, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы внутренних дел, специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения (специальные школы и профессионально-технические училища закрытого типа), центры социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и защите (детские социальные приюты, приемники-распределители и т.д.).
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние: оставшиеся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, ушедшие из детских интернатных учреждений, за исключением несовершенно-летних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты) в соответствии с их уставом выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказывают медицинскую, психологическую, социальную и иную помощь детям и их родителям (усыновителям, опекунам), содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи (по возможности), осуществляют социальную реабилитацию несовершенно-летних, защищают их права и законные интересы, организуют медицин-ское обслуживание, обучение и воспитание детей в соответствии с госу-дарственными программами, содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.
Эффективность профилактики безнадзорности несовершеннолетних обеспечивается функциональным взаимодействием всех учреждений и органов, призванных решать проблему безнадзорности и преступности детско-подростковой среды.
Профилактика беспризорности несовершеннолетних предполагает социально-педагогическую деятельность в микрорайонах населенного пункта. Следует помнить, что большинство участков социокультурного пространства, которые избирает беспризорный ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизо-ванностью (улицы, чердаки, подвалы, стройки и т.д.). Для беспризорных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое несет в себе негативный дезадаптирующий опыт.
В связи с этим за рубежом (в западной Европе) сложилось самостоятельное социальное направление по работе с детьми и молодежью, получившее название «уличной работы». Этот опыт сегодня удачно перенимают российские коллеги. Так, в 1997 г. благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Россия) и гуманитарная ассоциация «Эки либр» (Франция) подготовили совместную программу «Дети московских улиц», направленную на решение проблемы беспризорности в Москве. Из числа социальных работников и социальных педагогов была создана группа «Поиск», которая изучала условия жизни и поведение ребят «группы риска». В результате было выявлено 150 детей «группы риска» и 25 мест их встречи (метро, незаселенные дома, чердаки и подвалы, канализационные колодцы и т. д.).
На основе этой деятельности была создана социальная служба «Ребенок на улице». Главное назначение такой службы – выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом. Главными задачами данной службы являются:
1) мониторинг теорритории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы:
– выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;
– осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новых» детей;
– оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;
– способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;
2) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитаци-онного пространства (ПДН, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершен-нолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;
3) разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних «группы риска»;
4) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.
На этой основе было создано реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные организации, осуществляющие профилактику и реабилитацию детей и подростков «группы риска». Программа реабилитационного пространства имела главной целью восстановление психологического, физического, социального и правового состояния детей и подростков «группы риска». Данная программа предполагала создание банка данных детей и подростков этой категории, объединение для работы с ними государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации. Реабилитационное пространство включает приюты; детские клубы; дневной реабилитационный центр (где дети могут оставаться и на ночь); Детский наркотический центр; Центр по работе с детьми-инвалидами; Центр для детей, переживших насилие; школы-интернаты; детские дома; детские больницы. Центральным звеном реабилитационного пространства стал Центр социализации, в котором действуют станция экстренной помощи (медицинской, материальной, психологической, педагогической и т. д.); психологическая служба (выявление на основе диагностики и наблюдения причин девиантного поведения, участие в разработке программы реабилитации ребенка); методологический отдел (методическая помощь службам, клубам и т. д., работающим с подростками); социальная служба (разработка программы реабилитации ребенка); служба «Ребенок на улице» (органы опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы, социальные педагоги и социальные работники, которые реализуют программу реабилитации в отношении каждой семьи, имеющей ребенка этой категории, и работают с детьми, проживающими на улице).
При работе с уличными детьми работники службы руководствуются следующими принципами:
1) принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Заключается в эффективной защите прав и свобод ребенка, в том числе в ситуациях проблемных отношений несовершеннолетнего со взрослыми гражданами;
2) принцип добровольности. Он основан на позиции сотрудничества ребенка и социального педагога и желании ребенка вернуться в нормальную жизнь. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудничество специалист ограничивается функциями наблюдателя за жизнью подростка и его группы. Социальный педагог или социальный работник вправе вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего;
3) принцип принятия ценностей другого человека. В первое время педагогу следует полностью отказаться от оценки поступков беспризорника. Выражать свое мнение о поведении ребенка можно только после установления с ним доверительного контакта, но при этом всегда нужно делать скидку на те условия, в которых он живет;
4) принцип доверия. Заключается в невыражении сомнения в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Со временем социальный педагог микрорайона собирает все достоверные сведения о каждом уличном ребенке, которые в процессе работы несколько раз перепроверяются.
5) принцип открытости. В общении с детьми этой категории следует быть искренним и честным, так как эти дети особенно чувствительны ко лжи. Если ответ на вопрос не может быть дан в момент общения, значит нужно прямо сказать об этом.
6) принцип единой команды. Дети улиц часто меняют свое место жительства, и только тесное сотрудничество специалистов всех служб (милиция, школы, учреждения социальной защиты и здравоохранения, ПДН и т.д.) позволит держать их в поле зрения.
7) принцип специфики организации работы. Во-первых, осуществление работы в парах «мужчина–женщина», что позволяет сделать ее безопаснее; во-вторых, осуществление работы в вечернее (ночное) время, что позволяет встретить большее количество бездомных детей; в-третьих, четкое разделение территории между парами специалистов; в-пятых, привлечение к работе волонтеров и создание сети информаторов; в-шестых, применение различных форм поиска бездомных детей – рейд, обход, распространение листовок с указанием адресов и телефонов помощи, беседы со знакомыми уличными детьми, с детьми из приютов и интернатов, взрослыми из микрорайона, обращение в милицейские пункты и т.д.; в-седьмых, постоянный непосредственный контакт с уличными детьми.
Последнее специфическое положение весьма важно, так как вся работа с уличными детьми должна быть основана на глубоком понимании детской психологии. В Беларуси официальной службы «Ребенок на улице» не существует, однако работа по выявлению беспризорных детей, профилактике и коррекции их аномального поведения проводится специалистами СППС. Следует отметить, что первый контакт с беспризорниками может шокировать, т.к. дети этой категории бывают грубыми, резкими, действия их – угрожающими, они могут изначально быть настроены на обман, на то, чтобы выманить у взрослых деньги, сигареты, одежду и т.д. На общение со специалистами большинство этих детей сначала отзываются с недоверием. Целесообразно первую встречу с беспризорными детьми делать не продолжительной: 10–15 минут. Во время встречи представиться, рассказать о своей работе и задачах, связанных с помощью детям, спросить у беспризорников о тех детях, кто болен, нуждается в особой помощи. Как правило, в этом случае они охотно откликаются и говорят, кому нужна особая помощь. После этого следует назначить встречу с указанием времени и места, чтобы можно было связаться с теми, кто нуждается в особой помощи. При последующих встречах не следует задавать много вопросов, так как дети должны привыкнуть к новому человеку.
Если в дальнейшем контакт с детьми приводит к установлению сотрудничества, следует ориентировать детей на обращение в социально-педагогический центр (приют). Здесь в первую очередь детей обследуют медработники и психолог, так как дети зачастую находятся в кризисной ситуации. Г. Каплан и Б. Сэдок (1998) считают, что кризисная фаза может продолжаться от нескольких часов до шести недель. В это время подросток использует все имеющиеся у него ресурсы для разрешения кризиса, причем состояние смятения делает его восприимчивым к самой минимальной поддержке и позволяет добиться значительных результатов.
С психологической позиции в кризисной фазе допустимы такие методы, как уверение, внушение, манипуляция внешними факторами и психотропная фармакотерапия. Все эти методы направлены на снижение уровня тревоги у подростка, на быстрейшее установление терапевтического альянса, на использование позитивного переноса с целью перевести терапию в обучающую процедуру. Подростка нужно научить избегать опасных ситуаций, которые могут привести к развитию кризиса. Основная задача специалиста состоит в том, чтобы способствовать снижению уровня стресса и стабилизации эмоционального состояния подростка. Для этого следует информировать его о тех ресурсах, которые у него есть для того, чтобы справиться с ситуацией: подростку нужно дать сведения о законах, защищающих право на жизнь, здоровье, получение образования, и организациях, которые призваны эти права защищать и реализовывать.
Если есть основания считать, что подросток не имеет возможности самостоятельно справиться с ситуацией, психолог обязан предпринять необходимые меры, связаться с различными службами и органами.
Следует отметить, что на первом этапе кризиса пребывание подростка в стационаре, пусть и не по собственной воле, содержит для него больше позитивных, чем негативных факторов. Решается проблема освобождения от ответственности за совершенные незначительные правонарушения, создается барьер, защищающий его от спонтанной агрессии родителей или лиц, их замещающих, создаются возможности для взятия ситуации под контроль местными органами социальной защиты в послеклиническом периоде. При терапии эмоциональных нарушений, связанных со стрессом, положительную роль играет возможность перенесения ответственности за сложившуюся ситуацию с личности подростка на болезнь, особенно в начале лечения.
В целом можно выделить три основных типа поведения подростков в послекризисной ситуации: 1) реальное поведение – быстрое создание нового плана поведения, соответствующего реальной ситуации; 2) фантомное поведение – старый план жизни, не связанный с реальными изменениями в жизненной ситуации; 3) хаотическое поведение – характеризуется частой сменой плана действий.
Тип поведения во многом зависит от того, считает ли подросток возможным восстановление связи с семьей или нет. Как правило, на первом этапе это считается невозможным. Поэтому первейшая задача психолога и социального педагога – предложить подростку реалистический план действий на этот случай. Только после того как подросток осознает, что может выжить без непосредственной помощи членов своей семьи, появляется возможность для применения аналитических методов. Очень многое в этой фазе зависит от реакции родителей на побег. Надо понимать, что их поведение в такой ситуации также определяется особенностями семейных сценариев и связанных с ними защитных механизмов. Желательно подробно рассказать им о сути подростковых кризисов и удержать от преждевременного общения с сыном или дочерью.
В целом усилия воспитателей и специалистов Центра социализации направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, на его социальную и защиту и оказание различной помощи, преодоление последствий влияния негативных факторов.