Выразительность как коммуникативное качество речи

Выразительность — это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей). И действительно, какой бы со­держательностью ни отличалась та или иная речь, она ничего не стоит, если невнятна, плохо слышна и изобилует такими недо­статками, которые способны целиком переключить внимание слушающих с ее содержания на форму подачи.

Выразительность — это прежде всего образность речи, ее яр­кость, самобытность. Образная речь своими свойствами воздейству­ет на сознание, формирует конкретно-чувственные представления о действительности.

Образность создается прежде всего различными языковыми средствами выразительности, которые представлены ниже:

Фонетические средства (звукопись): Аллитерация – повтор согласных. Ассонанс – повтор гласных. ЗвукоподражаниеПтицы прх… прх… вспорхнули

Лексические и синтаксические средства:

Антитеза – противопоставление.

Аллегория - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством конкретного образа. Как троп аллегория используется в баснях (заяц- трусость), притчах; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами).

Символ – многозначный образ. Названия произведений зачастую символичны: «Мертвые души», «Ревизор» Гоголя.

Эпитет - художественное (образное, поэтическое) определение.

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку; скрытое сравнение. («Вся в пыли торчит щетина / Придорожного хвоща». (Саша Черный)

Олицетворение (персонификация) разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных: «Ветер спит, и все немеет…» (А. Фет)

Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по смежности, сжатое описание. Метонимия в отличие от метафоры основывается на реальной связи, на реальном отношении между предметами. Эти отношения, делающие два предмета мысли логически смежными друг другу, могут быть разных категорий. 1) наименование места в смысле его населения — «Украина глухо волновалась», 2) именование периода времени в смысле явлений, которые происходили в его течение — «голодный год», «бронзовый ве к»438 3) Уподобление действия с его орудием: «предать огню и мечу», «бойкое перо».

Синекдоха (разновидность метонимии) - как бы отправляется от части (или признака) предмета, которая бросается в глаза, заслоняет собой целое: «Носорог», название диковинного зверя, «заплатанной», у Гоголя про Плюшкина, — характерные синекдохи, где часть выдвинута на первый план, а целое лишь соподразумевается. Также замена множественного числа единственным («И слышно было до рассвета, как ликовал француз»), отвлеченное через конкретное и наоборот.

Сравнение – вид тропа, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, словно, точно и т.п. Могут быть сравнения в форме творительного падежа: Раненым медведем мороз дерет

Особый вид сравнения - т.н. отрицательные сравнения: То не конь.. Не людская молвь… (А.С. Пушкин)

Литота — стилистическая фигура преуменьшения предмета («Мальчик-с-пальчик» или «Девочка-дюймовочка»)

Гипербола – фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чем говорится: «Редкая птица долетит до Днепра» (Н.В. Гоголь)..

Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса. Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин) Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Выразительность речи усиливают риторические восклицания: Эх, тройка! Птица тройка! ( Н. Гоголь)

Анафора – единоначатие, повтор начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): " Город пышный, город бедный..." (А. С. Пушкин).

Эпифора - повтор конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры - рифма.

Градация – («лестница»), фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Инверсия - нарушение прямого порядка слов.

Оксюморон – сочетание контрастных по значению, логически несовместимых понятий: Живой труп, Оптимистическая трагедия.

Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложение, сходной расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста: А лмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой.

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь")

Эллипсис – опущение части высказывания. Мы врага бы на рога бы, только шкура дорога…

Надо заметить, что образность может создаваться и без тропов (например, выразительным было и остается пушкинское «Я вас любил...»...Просто и гениально!)

Я вас любил; любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Образность присуща в первую очередь письменной речи, в ко­торой автор имеет возможность максимально усовершенствовать свой текст, чтобы наиболее полно передать свои чувства, мысли, намерения. Именно удачно выбранное, яркое слово делает и речь яркой, незабываемой.

Вторым, не менее важным средством речевой выразительности является интонация (разнообразные оттенки голоса чтеца, ко­торые отражают смысловую и эмоциональную стороны речи).

Интонация складывается из логического ударения, пауз, темпа, силы и высоты голоса, тона. Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или груп­пы слов во фразе. Паузы бывают трех типов: логические, психологи­ческие и ритмические. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания. Психологические паузы делаются перед сло­вами, для автора эмоционально важными (какие он особенно хочет выделить), и не зависят от знаков препинания. Ритмические паузы встречаются только в стихах (ставятся после каждой стихотворной строки). Темп — это скорость речи, ее замедление или убыстрение, он зависит от характера речи и задач говорящего. Сила голоса — это степень громкости звучания речевого аппарата (тихо — громко). Сила голоса логически и психологически мотивирована содержанием. Вы­сота голоса — это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение. Высота голоса определяется логическим построением речи. Сила и высота голоса, темп речи определяют общую мелодику ее звучания. Тон — выражение голосом душевного состояния гово­рящего, его личного отношения (чувств) к объекту или предмету речи (разговора). Тон передает подтекст (скрытый смысл), который мы вкладываем в ту или иную фразу, выражая тем самым свое истинное отношение к слушателям и к тому, о чем говорим.

Все эти элементы интонации находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, определяются содержанием речи и обуслов­ливаются выбором говорящего, т. е. целиком зависят от его рече­вых намерений.

Интонационная, речевая выразительность является прерогати­вой устной речи. По словам Бернарда Шоу, «есть пятьдесят спосо­бов сказать "да" и пятьдесят способов сказать "нет" и только один способ это написать». Но это вовсе не означает, что устная речь должна быть необразной. Напротив, соединение интонационной экспрессии с языковой рождало образцы истинного ораторского искусства, творения, оставившие ярчайший след в истории отече­ственного и зарубежного красноречия.

Выразительность устной (звучащей) речи связана с тембром голоса, дикцией, интонацией, правильным паузированием. Если мы хотим интонационно адекватно передать свой замы­сел, так, чтобы нас правильно поняли, необходимо владеть техникой речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: