Виды занятий по производственному обучению

Занятие в рамках учебной практики (урок производственного обучения). Типы и схематические структуры уроков производственного обучения

Типы уроков производственного обучения – вводный урок, урок изучения отдельных трудовых приемов и элементов операций, урок изучения операционных работ, урок изучения простых комплексных работ, урок изучения сложных комплексных работ на повышенный разряд, урок по изучению передовых приемов и технологий, контрольно-проверочный урок.

· традиционный урок производственного обучения определенного типа;

· зачетный урок;

· урок выполнения упражнений (самостоятельной работы);

· производственная конференция;

· производственная экскурсия;

· урок изобретательства и рационализации;

· урок-аукцион разработок, проектов, изобретений;

· отчетный урок;

· урок-деловая игра.

Задание: установите соотношение между типами уроков и видами занятия.

Одной из форм организации обучения в условиях ВПО и СПО выступает практикум по рабочей профессии.

Независимо от типа урока производственного обучения, его структура является единой для всех типов.

Основные характеристики урока:

•деятельность учащихся направлена на материальные объекты труда и имеет преобразующий характер;

•результатом практической деятельности учащихся являются матери­альные объекты (электрические жгуты, собранные блоки радиоаппаратуры и т.д.);

•практическая деятельность учащихся самостоятельная и управляется посредством инструктажа (устным и письменным), который проводит мас­тер производственного обучения;

•длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);

•в структуре урока возможно выделение трех основных типовых эле­ментов:

- вводный инструктаж;

- текущий инструктаж;

- заключительный инструктаж.

Ниже представлено общее содержание деятельности мастера и уча­щихся на различных структурных этапах урока (табл.).

Таблица

Структура урока производственного обучения (к планированию урока)

Структурный элемент Деятельность мастера – инструктирование Деятельность учащихся - усвоение умений и навыков
Вводный инструктаж Цель – создание ориентировочной основы деятельности учащихся 1.Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы 2.Анализ инструкционной карты, технологической документации 3.Ознакомление учащихся с с оборудованием, инструментами 4.Разъяснение структуры трудовой деятельности 5.Показ способов выполнения отдельных операций самим мастером, посредством привлечения учащихся. 6.Предупреждение о возможных ошибках, проведение инструктажа по технике безопасности 7. Выдача УПР Цель – восприятие инструктивных указаний 1.Пробное выполнение изучаемых операций 2.Ответы на вопросы мастера 3.Самостоятельная работа с инструкционной картой 4.Определение технологической последовательности выполнения учебно-производственной работы
Текущий инструктаж Цель – контроль за ходом выполнения учебно-производственного задания 1.Контроль выполнения правил техники безопасности 2.Целевые обходы, наблюдение 3.Корректировка действий учащихся Цель – отработка приемов и операций 1.Самостоятельное выполнение учебно-производственного задания 2.Самоконтроль деятельности
Заключительный инструктаж Цель – подведение итогов урока 1.Подведение итогов занятия с указанием успехов и недостатков 2.Демонстрация лучших работ, видов брака 3.Обсуждение, оценка работ 4.Ответы на вопросы учащихся 5.Ознакомление с темой следующего занятия 6.Выдача домашнего задания Цель – самоанализ деятельности 1.Сравнение своей работы с работами учащихся 2.Анализ успехов и недостатков

Конкретные варианты структурного построения урока на различных этапах формирования умений и навыков зависят от содержания практиче­ской деятельности.

Практикум по рабочей профессии (проводится в учреждениях ВПО и СПО) — форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение уча­щимися практических и лабораторных работ, проводимое при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения. Практи­кумы по рабочей профессии осуществляются в специализированных мастерских, лабораториях кабинетах и ориентированы на получение обучаемыми в результате производственного обучения рабочей профессии. Практикумы проводятся в форме уроков про­изводственного обучения, по определенной структуре, позво­ляющей избежать нарушения технологического процесса и травматизма обучающихся. Они направлены на формирование и демонстрацию обучае­мыми практических знаний о производственных процессах и оборудовании, профессиональных умений и навыков, профессиональных компетенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: