Е-аукцион определяется как электронный рынок, который может существовать в контекстах В2В или В2С. Продавцы предлагают товары и услуги покупателям на Web-сайте в виде структурированного процесса установления цены и выполнения сделки.
Е-аукцион
Е-сорсинг предоставляет пользователю инструменты, позволяющие выявлять потенциальных поставщиков и в ходе переговоров обговаривать с ними условия, ведущие к самым низким затратам сторон и дополняет традиционный процесс стратегического сорсинга новыми информационными технологиями.
Е-сорсинг
(Слайд 12)
Важнейшей частью е-коммерции является е-сорсинг, позволяющий быстро отыскивать нужные рынки, цены и поставщиков, существенно улучшая принимаемые решения по закупкам.
Новое поколение программных SRM -решений для управления закупками в ИС предназначено для перехода от закупок трансакционного типа, базирующихся на системе е-заказов, к стратегически важным обеспечивающим видам деятельности, относящимся к управлению закупками.
Эти решения позволяют компаниям лучше фокусироваться на товарах (или товарных категориях) и чаще выполнять повторные циклы стратегического снабжения, тем самым добиваясь более высокой доходности на вложенный капитал.
К элементам е-сорсинга сейчас относят е-аукционы, е-каталоги, автоматизацию ведения контрактов с поставщиками, электронный анализ рынка продукции и поставщиков и ряд других информационных инструментов ИС.
ИС, решая задачи закупочной деятельности, может использовать е-аукционы (интернет - аукционы или онлайн – аукционы). Е-аукционы создают максимально прозрачную и динамичную среду для коммерческих трансакций и становятся важным элементом е-коммерции. В настоящее время более четверти участников рынка закупок используют онлайн - аукционы для приобретения материалов, причем соотношение крупных организаций с небольшими представляет собой четыре к одному.
(Слайд 13)
Существует два направления е-аукционов:
· на основе конкуренции между продавцами или между покупателями,
· на основе повышения или снижения цен.
На практике интернет-аукцион может проводиться самыми разными способами:
1. Аукцион с открытым предложением - поставщики могут выбирать продукцию, по которой могут сделать предложение, видеть конкурентные предложения других поставщиков и вносить сколько угодно предложений до установленного момента прекращения аукциона.
2. Аукцион с частным предложением - организация предлагает целевые цену и количество. Поставщики выбирают продукцию, по которой готовы вносить свои предложения к установленному сроку. После этого покупатель оценивает предложение каждого поставщика и делает выбор.
3. Аукцион справочных цен - покупатель указывает приемлемую цену, и первый поставщик, который готов предложить эту цену, получает контракт.
4. Обратный аукцион — онлайновый аукцион в режиме реального времени на основе снижающихся цен, в котором с одной стороны участвует закупающая организация, а с другой — группа заранее выбранных поставщиков. Обе стороны используют специализированное программное обеспечение. Поставщики конкурируют за контракт, предлагая свои варианты. Поставщикам предоставляется информация о статусе их предложений в режиме реального времени, и, как правило, контракт получает поставщик с заявкой самой низкой цены (или с самыми низкими общими затратами).
Е-аукционы в Интернете могут проходить в нескольких вариантах подачи заявок:
o английский - текущие заявки заменяются заявками с более высокой ценой, чтобы в конечном итоге получить максимальную цену на выставленный продукт.
o голландский - аукционист начинает с высокой цены, а затем ее поэтапно снижает до тех пор, пока не получит на нее заявку.
Отдельно позиционируются закрытые торги - этот процесс во многом похож на тендер - потенциальный покупатель предлагает претендентам подать свои предложения к установленному моменту и времени в закрытом формате. В конкретный день и час представители покупателя оценивают и сравнивают заявки в соответствии с установленными критериями рейтинга. Заявкой-победительницей считается та, которая получает максимальное количество баллов по этим критериям. Если несколько заявок получают одну и ту же оценку, победителем признается заявка с лучшей для покупателя ценой.
(Слайд 14)
Одним из важных элементов электронного снабжения, которые может использовать ИС, являются е-каталоги (Электронные или онлайновые каталоги).
В общем случае, это цифровая версия обычного каталога поставщика в виде веб – страницы с информацией о товарах и услугах, предлагаемых и продаваемых поставщиком / продавцом, синструментами, обеспечивающими поддержку размещения заказов он-лайн и осуществления платежей.
Е-каталоги включают информацию двух типов:
1. Данные о спецификации продуктов — вся информация, описывающая продукт;
2. Трансакционные данные — цена, информация об отгрузке и счетах, а также дисконтные скидки за количество приобретаемого товара.
Если данные по продуктовой спецификации одни и те же для всех покупателей, то трансакционные данные должны быть индивидуализированными, чтобы учесть цену и другие условия, которые заказчик обговорил в ходе переговоров с поставщиком.
Существуют три класса е-каталогов:
o Е-каталогпродавца предоставляет потенциальным покупателям доступ к онлайновым каталогам конкретного поставщика, имеющего возможности для совершения онлайновых закупок.
o Е-каталогипокупателей создаются закупающими организациями. Подобные каталоги ограничиваются товарами, которые содержат цены, спецификации и условия, заданные до проведения переговоров сторон сделки купли-продажи.
o Е-каталоги посредников предназначены для устранения недостатков е-каталогов продавцов / покупателей за счет стыковки собственного каталога по е-снабжению с основным каталогом, которым управляет торговая площадка.
Четыре подхода к построению и использованию онлайновых каталогов (Слайд 15):
1. Самостоятельный перевод каталога поставщика из ручного или электронного вида в онлайновую форму силами поставщика или потребителя.
2. Приобретение поставщиком готового пакета программного обеспечения для построения онлайновогокаталога или покупка для этих целей услуги провайдера программного обеспечения.
3. Приобретение потребителем данных о поставщиках и услугах у организаций, занимающихся созданием библиотек продуктовых спецификаций самых разных поставщиков, и продажей прав на ознакомление с продуктовыми спецификациями при разработке данных по сделкам.
4. Использование сети каталогов, в которой хост-компания собирает все каталоги и индивидуализирует данные для каждого покупателя. Покупатель может либо вывести каталог на свой сервер, либо получить доступ к нему через хост-компанию.
Основные достоинства использования е-каталогов покупателями и поставщиками (Слайд 16):
o облегчаются двусторонние связи между покупателями и продавцами в режиме реального времени;
o укрепляются взаимоотношения между покупателями и поставщиками за счет более полного обслуживания и информирования покупателей о продуктах;
o ускоряется реакция поставщика на рыночные условия и на требования потребителей (например, в части корректировки цены и параметров упаковки);
o устраняется временной разрыв между запросом от пользователя каталога, и получением информации.