Жизненные кризисы

По мнению Эрик Эриксона (1902 г. рожд.), человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов.

Первый кризис ( на 1-ом году ) - связан тем удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка, ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Второй кризис - (3 года) связан 1-м опытом обучения, если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать себя, то ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, и связанных со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис (6,5-7 лет) - происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис (14 лет) ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис (17 лет)- усвоение образцов поведения значимых для подростка людей (идентификация). Идентификация - предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей.

Шестой кризис (20-35)людям - связан с поиском близости с любимым человеком, с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис (40 лет) - характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис во время старения (после 60-65) - знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: