Основные направления психологии в ХХ в. После выделения психологии в середине XIX в

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную науку произошла ее дифференциация на ряд направлений.

5.1. Психоанализ.

5.1.1. Общая характеристика психоанализа.

Психоанализ или глубинная психология (от греч. - душа и разложение). Зародился в начале 20 века. Основоположник направления Зигмунд Фрейд (1856–1939). Для направления характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания.

Основные методы психоанализа: анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. Корни поведения человека находятся в его детстве, а основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) показал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, окружения.

Карл Гу́став Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) считал, что личность формируется не под влиянием конфликтов раннего детства, а наследует образы предков, пришедшие из глубины веков, поэтому при исследовании человека и работе с ним необходимо учитывать также понятие «коллективного бессознательного». В своей аналитической психологии признает не только бессознательное в виде архетипов[34], но и групповое бессознательное как автономное психическое явление.

В неофрейдисткой Ка́рен Хо́рни (англ. Karen Horney, 16 сентября 1885 Гамбург, германия — 4 декабря 1952, США) поведение определяется присушим каждому человеку «основным беспокойством», лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

5.1.2. Структура личности по Фрейду.

Личность не обладает свободной волей поведение полностью определяется бессознательными и сексуальными мотивами.

Согласно концепции Зигмунда Фрейда (1856-1939) личность состоит из трех компонентов: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».

«ОНО»(ID) – бессознательная часть психики, биологические врожденные инстинктивные влечения (агрессивные и сексуальные). «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, и принципу сохранения внутреннего равновесия.

«Я»(Ego) – находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

«СВЕРХ-Я»(Super-Ego) - служит носителем моральных стандартов, выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.

Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» существуют средства психологической защиты:

вытеснение - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»;

проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу;

рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.

5.1.3. Теория сексуального развития 3. Фрейда.

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, неврозы, жизненные проблемы и трудности.

Оральная стадия. Психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной (удовольствия) зоной.

Анальная стадия. С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза).

Фаллическая стадия. В возрасте четырех лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, конфликты, запреты, травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии.

Задача психоанализа (по Фрейду):

1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека;

2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и, придать этой энергии новое направление.

Цель психоаналитической терапии, по Фрейду, «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности».

Неофрейдисты пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Адлер - стремление к власти вследствие чувства неполноценности;

К. Юнг - коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству;

Э. Фромм - невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества и механизмы отторжения личности от общества.

Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к изучению бессознательного в психике, и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

5.1.4. Защитные механизмы (по Фрейду).

Защитное поведение - позволяет человеку защититься от проблем, которые он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий.

На какое-то время защитный механизм необходим, но сами защитные механизмы часто порождают новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее псевдопроблемами.

Фрейд 7 защитных механизмов:

1. Подавление желаний – удаление желаний из сферы сознания, часто является источником телесных заболеваний психогенной природы: головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.

2. Отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события. Человек проявляет безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях.

3. Рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний.

4. Инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами. Например, ребенок хочет получить любовь к себе матери, но, не получая, начинает злить мать, вызвать ненависть матери к себе.

5. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, недостатков, мыслей, чувств.

6. Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить, раздвоенности личности.

7. Регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника.

5.1.2. Теория личности К. Юнга.

По Карлу Гу́ставу Юнгу (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария)психика - взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: