В его аналитической модели выделяет три блока.
Коллективное бессознательное – весь культурно-исторический опыт человечества, представлений в психологии человека в виде унаследованных архетипов.
Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», эмоционально заряженных мыслей, чувств, вытесненных из сознания.
Индивидуальное сознательное – структура служащая основой самосознания и включает мысли и чувства, воспоминания, воспоминания, благодаря которым мы сознаем себя, регулируя свою сознательную деятельность.
Юнг открыл комплексы – совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.
Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами».
Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству.
|
|
Юнг и его последователями изучали – динамику архетипов и коллективного бессознательного, мифотворческие свойства психики, определенные типы медиумических явлений и синхронные связи психологических процессов с объективной реальностью.
1) сознание – ЭГО – «Я»;
2) индивидуальное бессознательное – «ОНО»;
3) «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов».
Коллективное бессознательное – идентично у всех людей и наиболее глубинный уровень психики, результат предшествующего филогенетического опыта, совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, наиболее распространенные в ту или иную эпоху.
Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне.
Персона (маска) - часть архетипа, усвоенная и направленная вовне.
Тень - сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, носит врожденный характер: «если «сорвать маску», то увидим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах».
Психологическая коррекция эффективна, если происходит коррекция «тени» и «персоны».
5.2. Бихевиоризм (поведенческая психология).
5.2.1. Общая характеристика бихевиоризма.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение). Зародилось в начале 20 в. Основатели направления американские психологи Эдвард Ли То́рндайк (1874–1949) и Джон Уотсен (1878–1958). В этом направлении проводится анализ поведения, которое трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды, а из изучения предмета исключается сознание, которые невозможно наблюдать непосредственно.
|
|
Задачи направления: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.
Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»), удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.
Необихевиоризм отказался от классической формулы бихевиоризма, а пытался учесть явления сознания как фактора определяющего поведение
Его основатель американский психолог Джо́н Бро́дес Уо́тсон (1878-1958). Предметом изучения этого направления, является поведение (от англ. behavior – поведение).[YUN10] Задача направления в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
Личность человека - совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.
Уотсон предложил формулу: «стимул – реакция» (S – R).
Американский психолог То́рндайк Эдвард Ли (1874-1949) уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление.
Виды подкрепления:
- положительное - похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.
- отрицательное - боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.).
Человека чаще всего ожидает положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательного подкрепления.
Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек понимается, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те, или иные реакции, действия, поведение, изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
Эдвард Чейс Толмен (1886-1959) в 1948 изменил схему S-I-R, где I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула.
В 1965 Алберт Бандура (1925-) создатель «теории социального научения», высказал, что одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана со склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.