Этапы коммуникативной цепи.
Понятие о коммуникации.
Коммуникация (с лат. - общее, разделяемое со всеми) – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетенция – владение способами решения коммуникативных задач: слушания, активации партнера, регуляции эмоционального напряжения и т.д.
Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Каналы коммуникации – система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов к другим.
- замысел - то, что один человек намерен сообщить другому;
- кодирование – превращение замысла в знаковые средства (слова, предложения, невербальные средства);
|
|
- передача – выбор средств передачи замысла (речь, письмо, интонация и др.)
- обратная связь – некое сообщение о том как было понято сообщение.
Централизованная - один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, и играет основную роль в организации групповой деятельности. Рис. №…, через него осуществляется обмен между другими членами группы.
Фронтальная - участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции в совместной деятельности.
Радиальная – участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть, слышать друг друга, обмениваться информацией только через центральное лицо, что затрудняет отдельному члену учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно, независимо.
Иерархическая структура – имеется несколько, не менее двух уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет, межличностное общение каждого при этом ограничено, и коммуникация осуществляется в основном между двумя расположившимися рядом уровнями соподчинения.
Рис. Централизованная структура каналов коммуникаций
Децентрализованна я - каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию. Рис. №…
Цепная – межличностное общение осуществляется по цепочке, каждый из участников, за исключением двух крайних, взаимодействует с двумя соседями. А те кто занимает позиции, только с одним. Например, используется для конвейерной работы.
|
|
Круговая - одинаковыми возможностями обладают все без исключения члены группы, информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться, участники такой структуры могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.
Полная – никаких препятствий для свободного межличностного общения участников не возникает и каждый из членов группы может совершенно свободно взаимодействовать со всеми другими.
Рис. Децентрализованная структура каналов коммуникаций
Выбор структуры каналов коммуникации определяется целями и задачами, стоящими перед группой.
Модель коммуникативного процесса
Коммуникатор
Причины плохой коммуникации.
1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа, понимания людей, ситуаций, проблем;
2. предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам;
3. плохие отношения между людьми – если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
4. отсутствие внимания и интереса собеседника - интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя;
5. пренебрежение фактами - привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
6. неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
7. неверный выбор стратегии и тактики общения.