Общение.
Понятие об интеллекте
Темперамент
Ревская Н.Е. Психология и педагогика. СПб: Альфа, 2001. – С. 130, 133-134.
10. Характер.
Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 98-101.
Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М: Академия, 2001. - С.122- 123.
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С.251-253, 255.
Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 105-113.
Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 116-121, 123-124.
Тема 1. Педагогика как наука
1.1. Предмет, объект, задачи педагогики.
Первое упоминание о педагогике обнаружено в древнеегипетских папирусах за 2,5 тыс. лет до н. э., где описано, как жрецы обучали детей фараонов началам арифметики и геометрии.
|
|
Название педагогика[55] получила от рабов в Древней Греции специально приставленных к детям из аристократических семей, которым поручали присмотр за своими детьми, когда те шли к учителям, либо на прогулках.
Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать науку.
Выделение педагогики в самостоятельную науку связано с изданием в 1657 г. Яном Амосом Коменским (1592–1670) труда «Великая дидактика [56]» [57] .
Он в этой книге:
– впервые обосновал идею всеобщего обучения;
– создал систему связанных ступеней обучения;
– внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;
– разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);
– изложил основные требования к учебнику;
– сформулировал основные требования к учителю.
Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Жан Жак Руссо (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), Иоганн Генрих Песталоцци (12.1.1746, Цюрих,— 17.2.1827, Бругг).
Педагогик а – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объект педагогики – явления обусловливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предметом - процесс обучения и воспитания человека реализуемый в условиях педагогической системы.
Задачи педагогики:
• изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности;
|
|
• изучение закономерностей образования, обучения, воспитания;
• обобщение практического опыта педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
• прогнозирование развития образовательных систем;
• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;
• разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.
1.2. Основные категории педагогики.
Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие, образование и воспитание личности.
Воспитание – специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.
Образование – процесс физического и духовного формирования личности, социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на идеальные образы (исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны) результат обучения, совокупность знаний, умений навыков, способов мышления
Образовательная система – комплекс институтов образования (школа, внешкольное образование: кружки, секции).
Развитие [58] - изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных.
Виды развития: физическое, психическое, социальное, духовное.
Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по развитию у себя социально важных качеств.
Самообразование – система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Педагогическая задача – желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология – система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутри предметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.
1.3. Место педагогики в системе наук.
Выделяют следующие формы связи педагогики с другими науками:
1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
|
|
2) заимствование методов исследований;
3) использование конкретных результатов исследований других наук;
4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Педагогика связана со следующими науками.
Философией - философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики.
Психологией - необходимо понимать потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности личности и строить образование с учетом этого.
Биологией - изучающей индивидуальное развитие человека, в педагогике важно учитывать соотношения природных и социальных факторов развития человека.
С антропологией, как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости, педагогика рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал антропологии.
Связь с медициной привела к появлению коррекционной педагогики предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Связьс экономикой - вызвало, возникновению такой отрасли, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Связь с социологией - т.к. обе науки связаны с планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
С политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов.
1.4. Структура педагогики
Педагогика включает в себя следующие отрасли:
- общая педагогика – исследующая основные закономерности образования;
- история педагогики - развитие педагогических идей в различные исторические эпохи;
|
|
- сравнительная педагогика - закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;
- возрастная педагогика - особенности воспитания и обучения человека на разных возрастных этапах;
- специальная педагогика - разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в развитии;
- профессиональная педагогика - изучающая закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности;
- социальная педагогика - разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;
- исправительно-трудовая педагогика - перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;
- лечебная педагогика – разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.
1.5. Методологические принципы педагогики.
- гуманности и демократичности педагогики;
- социальной обусловленности воспитания;
- формирования личности в обществе и группе;
- принцип системности;
- определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.
1.6. Методы педагогики.
Методы педагогических исследований – способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования и формирования личности.
Общенаучные методы применяемые и в других науках.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.