По характеру направленности

Общее

- дает знание основ наук о природе, обществе, человеке;

- формирует мировоззрение;

- развивает познавательные способности;

- приобрести учебные и трудовые умения, практические навыки.

Профессиональное – вооружает знаниями, умениями и навыками в определенной области, избранной человеком.

Политехническое – знакомит с основными принципами современного производства; вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Целью создания и развития системы дистанционного образования:

- предоставление обучаемым в любых районах страны равных образовательных возможностей;

- повышение уровня образования за счет активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, отраслевых центров повышения квалификации и др. образовательных учреждений;

2.7. Образование как система

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Основными элементами образовательной системы:

- цели и содержание образования;

-средства и способы получения образования;

- формы организации образовательного процесса;

- педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;

- субъекты и объекты образовательного процесса;

- система управления образовательным процессом;

-образовательная среда;

- результаты образования (уровень, качество).

Содержание образования включает следующие элементы:

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

2.8. Современное мировое образовательное пространство.

Для мирового образовательного пространства характерны следующие тенденции.

1. Ориентирование стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

2.Межгосударственное сотрудничество в области образования.

3. Увеличение гуманитарной составляющей, за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

4. Значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО[59].

19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран (в том числе и Россия) подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.

Цель Болонского процесса - в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы.

В число задач зафиксированных в Декларации, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:

♦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);

♦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;

♦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

2.9. Свойства современного образования.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими ниже перечисленными свойствами.

1. Гуманизация - ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов:

развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека;

сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, на умение свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.

Дифференциация [60] – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.

Дифференциация может воплощаться следующими способами:

- группированием учащихся по признаку их успеваемости,

- разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору,

- разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии,

- составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.

Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность - создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

На практике реализуется через:

- возможность выбирать темпы обучения,

- достигать разного уровня образованности,

- выбирать тип образовательного учреждения,

- через дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.).

Многоуровневость - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования.

Фундаментализация - взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности.

Информатизация – комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность - образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

2.10. Образовательная система России

В России первая попытка организации систематического образования для всего населения была предпринята при Петре I.

В 1716 г. была введена так называемая «школьная повинность».

В 1724 г. Петр I издал указ об открытии в Санкт-Петербурге Академии наук и университета с гимназией при ней.

Екатерине II удалось организовать регулярную начальную школу в России.

В годы правления Александра I в 1802 г. создано Министерство народного просвещения, а в 1804 г. появились первые государственные гимназии.

Российская образовательная система – сеть образовательных учреждений, обеспечивающих получение населением образования (рис. 1).

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

• государственными;

• муниципальными;

• негосударственными (частными либо находящимися в ведении общественных или религиозных организаций).

Дописать поствузовское

- аспирантура

- докторантура

Виды высшего образования

- институты

- академии

- университеты

Рис. 1. Типы образовательных учреждений в Российской Федерации

Лекция 3. Педагогический процесс.

3.1. Сущность педагогического процесса.

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Структура[61] педагогического процесса.

• цель и задачи;

• содержание;

• организация и управление им;

• методы осуществления - учебно-методические пособия, демонстрационные материалы, знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности

• результаты - знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры

3.2. Закономерности педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса – это существенные, повторяющиеся связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow