Под методикой ведения АФО понимают установление определенной логической последовательности отдельных направлений анализа и взаимосвязи между ними.
Выбор методики зависит от особенностей бизнеса, стратегии развития компании, внешней среды и т.п. Так, целевая установка на рост эффективности продаж в качестве приоритетного направления анализа определяет анализ доходности бизнеса, а в качестве ключевых показателей — динамику продаж, доли рынка, доходности вложений капитала.
В табл.1 приведены основные этапы проведения анализа финансовой отчетности (АФО) компании, а в табл. 2 методика ведения анализа финансовой отчетности (АФО) компании.
Таблица 1
ЭЭтапы | Шаги | Действия |
1.Подготови-тельный | Сбор информации | Подбор основных форм бухгалтерской отчетности за несколько отчетных периодов, включая пояснительную записку и аудиторское заключение. Проверка наличия всех отчетных форм и приложений, а также реквизитов, подписей и печатей на отчетных формах. Сбор данных аналитического учета. Подбор публикуемых статистических данных по отрасли, к которой принадлежит предприятие. Подбор информации, полученной на фондовых товарных биржах. Работа с базами данных, которые собирают крупные компании. |
Проверка достоверности информации | Выявление арифметических ошибок, выверка промежуточных итогов, выверка валюты баланса, сопоставление данных из разных форм отчетности, проверка взаимной увязки показателей отчетных форм и подсчет основных контрольных соотношений между ними. Выявление и устранение несопоставимых данных в отчете. | |
Построение агрегированного баланса | Перевод типовых форм отчетности в формат аналитических таблиц, удобных для проведения горизонтального и вертикального анализа. | |
2.Оценка качества финансовой отчетности | Выявление «больных» статей в балансе | Выявление статьи «убытки». С целью очистки баланса от убытков необходимо из статьи «Дополнительный капитал» изьять сумму убытков, так как наличие убытков означает «проедание» собственного капитала. Проверка наличия просроченной ДЗ. Проверка наличия просроченной КЗ. |
Выявление завуалирован- ных статей | Ознакомление с пояснительной запиской к балансу и аналитическими счетами | |
Оценка баланса по признакам «хорошего» баланса | Признаки «хорошего» баланса: рост валюты баланса, превышение темпов роста СК в сравнении с темпами роста ЗК, сбалансированность темпов роста ДЗ и КЗ, отсутствие «больных» статей, рост удельного веса СК в валюте баланса. | |
Расчет про- межуточных показателей | Расчет величины чистых активов. Расчет величины рабочего капитала. Расчет коэффициента обеспеченности собственными источниками финансирования. Оценка полученных результатов. | |
3.Основные направления анализа финансовой отчетности | Оценка имущественного потенциала компании | Проведение горизонтального и вертикального анализа баланса. Анализ полученных результатов (за счет каких пассивов сформировано имущество предприятия, в какие активы вкладывается большая часть средств, какие активы доминируют) |
Оценка финансового состояния компании | Анализ ликвидности и финансовой устойчивости | |
Оценка результативности и эффективности деятельности компании | Анализ деловой активности (рентабельности и оборачиваемости) | |
4.Заключи-тельный этап | Выводы, рекомендации | Формулировка выводов и рекомендаций анализируемому предприятию с учетом специфики ведения бизнеса |
В ряде случаев фактическое положение дел может сильно отличаться от данных отчетности в силу объективных причин или «злого умысла».
С одной стороны, данные бухгалтерского учета имеют определенную информационную ограниченность. Так, в отчетности отсутствует информация, не имеющая стоимостного выражения, широко используются прогнозные оценки (сомнительные долги, условные обязательства), стоимость активов и обязательств отражается на момент формирования отчетности (статичность).
С другой стороны, многие компании стараются влиять на финансовые результаты деятельности, приукрашивая реальную действительность, стараясь соответствовать ожиданиям инвесторов, что, в конечном счете, повышает стоимость компании. Эти методы называют агрессивным учетом (Aggressive Accounting). Но, несмотря на имеющиеся недостатки, именно финансовая отчетность служит основой сравнительного анализа в силу того, что формируется всеми компаниями на рынке по единым правилам (бухгалтерским стандартам). В результате обеспечивается сопоставимость данных, проводятся сравнения, строятся рейтинги. Учет осуществляется систематически, непрерывно, следовательно, можно получать данные в динамике. Менеджеры могут сравнить текущие данные с показателями предшествующих периодов, финансовыми отчетами деловых партнеров или конкурентов. Кроме того, отчетность в целом ряде случаев проходит внешний контроль (внешний аудит, налоговые проверки и пр.).
Таблица 2