Метод подгонки

Метод заключается в том, что в размерную цепь включается так назы­ваемое компенсирующее звено за счет введения в конструкцию специальной детали - неподвижного компенсатора. При расчете такой размерной цепи на все ее составляющие звенья назначаются легко достижимые допуски. Тре­буемая точность замыкающего звена достигается за счет дополнительной об­работки (пригонки) неподвижного компенсатора на сборке. В качестве не­подвижного компенсатора обычно используется прокладка, постановочное кольцо или одна из деталей сборочного соединения (см. рис.5).

Достоинством этого метода является то, что он позволяет при высоких требованиях к точности замыкающего звена назначать расширенные допуски на составляющие звенья размерной цепи, благодаря чему упрощается механическая обработка деталей и сокращается трудоемкость их обработки. Не­достатком метода является то, что в процессе сборки иногда приходится производить предварительную сборку, затем разборку и повторную сборку для подгонки компенсатора, что приводит к увеличению трудоемкости сборки.

Расчет размерных цепей (см. рис.6) при использовании метода пригонки осуществ­ляется как по методу максимума и минимума, так и по теоретико-вероятностному методу.

Отличие этого метода от МГВ состоит в том, что требуемая точность выходных параметров сборочных единиц достигается подбором одного или нескольких ЭРЭ с постоянными параметрами, находящимися в разных производственных партиях. Постановка такого эле­мента в изделие обеспечивает частичную или полную компенсацию производствен­ных погрешностей выходных параметров.

В качестве компенсирующего рекомен­дуется выбирать элемент, погрешность параметра которого оказывает наиболее сильное влияние на выходные параметры сборочной единицы.

.

Рис.5 Эскиз сборочного узла с компенсирующей прокладкой (Ak)

Рис.6 Схема размерной цепи

После назначения допусков на составляющие размеры размерной цепи, определяем верхние и нижние отклонения для составляющих размерных звеньев.

Предельные отклонения составляющих звеньев ∆вi и ∆нi вычисляют по формулам:

где oi – координата середины поля допуска i –го звена; δi – допуск i-го звена.

Определяем диапазон регулирования компенсатора по формуле

где ξ k =+1, если компенсатор – увеличивающее звено и ξ k =-1, если компенсатор уменьшающее звено.

Определяем среднее отклонение компенсатора по формуле

Определяем верхнее и нижнее отклонения компенсатора по следующим формулам

Определяем начальную толщину компенсатора по формуле

Округляем начальную толщину компенсатора в меньшую сторону до стандартных значений толщин материала для определения толщины постоянно устанавливаемой прокладки.

Так как начальная толщина компенсатора была уменьшена в меньшую сторону до ближайшего значения толщин материала прокладки, величина диапазона регулирования изменилась. Скорректируем ее по формуле

Определяем количество сменных прокладок по формуле

Округляем S до стандартных значений толщин листового материала, в меньшую сторону. Пересчитываем число прокладок с учетом изменения их толщины. Полученное число прокладок округляем до ближайшего целого в большую сторону.

Основным преимуществом метода подгонки является возмож­ность получения высокой точности выходных параметров сбороч­ных единиц при больших допусках на параметры ЭРЭ.

Недостатком метода являются необходимость дополнительных работ, связанных с измерениями и подгонкой параметров сбороч­ных единиц, высокая стоимость этих операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: