Менеджмент ресурсов

Менеджмент ресурсов.

Лекция №9.

Системы качества.

Итак, мы упоминали ранее, что все требования к системе качества в стандарте ISO 9001:2008 изложены в 5 разделах.

1. Система менеджмента качества.

2. Ответственность руководства.

3. Менеджмент ресурсов.

4. Процессы жизненного цикла продукции.

5. Измерение, анализ и улучшение.

Ранее мы уже рассмотрели раздел «Ответственность руководства» и изучили темы «Управление документацией» и «Процессы». Ознакомление с данными темами было полезно перед изучением раздела «Система менеджмента качества», так как этот раздел стандарта содержит общие требования к системе менеджмента ка­чества на основе процессного подхода и требования к документации.

Основные общие требования к системе качества сформулированы следующим образом.

Организация должна:

· определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;

· определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

· определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результатив­ности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

· обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

· осуществлятъ мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

· приниматъ меры, необходимъсе для достижения запланированных резулъта­тов и nостоянного улучшения этих nроцессов.

Организация должна осуществлятъ менеджмент этих nроцессов в соответ­ствии с требованиями настоящего стандарта.

Из вышесказанного ясно, что основой системы качества является управление всеми процессами, всеми видами деятельности организации.

Кроме того этот раздел содержит требования к документации и эти требования мы рассмотрели ранее в лекции «Управление документацией».

Организация должна определить и обеспечить необходимые ресурсы для реа­лизации своих целей и задач, в том числе в области качества и выполнения требо­ваний потребителей.

Имеются в виду все виды ресурсов - человеческие, инфраструктура, произ­водственная среда, финансовые средства.

Наибольшее внимание стандарт ISO 9001:2008 уделяет человеческим ресурсам, поскольку компетентность и отношение к труду персонала в основном и определя­ют качество продукции.

Управление персоналом преимущественно основано на следующих технологиях:

1. распределение ответственности и полномочий;

2. управление квалификацией;

3. управление мотивацией.

Наибольшую сложность для многих организаций представляет именно управление квалификацией персонала.

В соответствии с данным стандартом организация должна:

· определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;

· обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;

· оценивать результативность принятых мер;

· обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важнос­ти его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

· поддерживать в рабочем состоянии соответствующе записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.

В организации должны быть установлены критерии компетентности персона­ла, осуществляющего различные виды деятельности, влияющие на качество про­дукции: необходимое образование, квалификация, наличие специальных допус­ков, сертификатов, лицензий, специальной подготовки, разряды рабочих.

Оценка компетентности персонала может осуществляться при приеме персона­ла на работу и при периодической оценке компетентности. Последнее может про­изводиться либо для подтверждения квалификации, либо для ее повышения путем аттестации, сертификации персонала, квалификационных экзаменов и т. д.

Существенную помощь в решении этой задачи может оказать табличное представление «Квалификационной матрицы» и матрицы «Знания и навыки, требуемые исходя из роли в процессах».

B квалификационной матрице проводится оценка по сле­дующим категориям (как правило - строки «Квалификационной матрицы»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: