Основные функции центральных банков

Центральный банк — прежде всего посредник между го­сударством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кре­дитные потоки с помощью инструментов, которые закреп­лены за ним в законодательном порядке и реже по тради­ции. Инструментарий денежно-кредитной политики разви­тых капиталистических государств необычайно широк.

Основные функции ЦБ: у

эмиссия банкнот;

• проведение денежно-кредитной политики;

рефинансирование кредитно-банковских институтов;

• проведение валютной политики;

регулирование деятельности кредитных институтов;

функция финансового агента правительства;

• организация платежно-расчетных отношений.

Эмиссия банкнот. Эта функция является старейшей и од­ной из наиболее важных функций ЦБ. С развитием капита­лизма она претерпела существенные изменения: если на ран­них этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с центральными осуществляли эмиссию банк­нот, то в процессе централизации эмиссии в ряде крупней­ших коммерческих банков и трансформации этих банков в центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком — центральным.

В настоящее время ЦБ обладает исключительным пра­вом на выпуск в обращение наличных денег, который осу­ществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иност­ранной валюте.

Денежно-кредитная политика центрального банка — со­ставная часть государственно-монополистического регули­рования экономики — представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (со­вокупного денежного оборота).

Совокупный денежный оборот включает наличную де­нежную массу в обращении и безналичные деньги, находя­щиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обраще­ния наличной и безналичной денежной массы связаны меж­ду собой и образуют единое целое.

Структура совокупного денежного оборота по мере раз­вития форм товарного обмена, и платежей расчетных от­ношений постоянно претерпевала изменения. До середийы XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме де­нежного оборота составляли*наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм 'обращения, и прежде всего системы безна-

личных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше. В настоящее время доля денежного компонен­та не превышает 5—10%.

Регулирование совокупного денежного оборота осущест­вляется посредством различных мер, одной из которых яв­ляется применение целевых ориентиров изменения денеж­ной массы в обращении.

Целевые ориентиры — установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы — по своей сути озна­чают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

Важным моментом, влияющим на эффективность регу­лирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок их установления — в виде кон­трольных цифр (во Франции), диапазона (в США), прогно­за (в Японии).

Существует прямая связь между установлением ориенти­ров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, исполь­зуемых центральным банком.

Выбор показателей, используемых для установления це­левых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, ме­тодов регулирования, обеспечивающих выполнение наме­ченных ориентиров или минимизацию отклонения от них. Как свидетельствует опыт, использование ЦБ различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы спо­собствует повышению эффективности и надежности функ­ционирования системы денежного регулирования.:" -

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии (кредитная экспансия), т.е. оживление конъюнктуры в условиях паде­ния производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровожда­емых «перегревами» конъюнктуры (кредитная рестрикция). ЦБ использует пр>и проведении денежно-кредитной по­литики комплекс инструментов, которые различаются:

  • по форме их воздействия (прямые и косвенные);
  • непосредственным объектам воздействия (предложе­ние денег й.спрос на деньги);
  • характеру параметров, устанавливаемых в ходе регули­рования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ:

  • установление минимальных резервных требований;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Необходимость поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции заставляет ЦБ использовать та­кой инструмент денежно-кредитного регулирования, как из­менение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в ЦБ в качестве обеспечения их обя­зательств по депозитам.

Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и нацболее распространенных ме­тодов регулирования, относится к косвенным методам регу­лирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Политика минимальных резервов впервые была опробо­вана в США:-в 1930-е гг., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику ЦБ всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодатель­ством в определенном отношении тс банковским обязатель-. ствам. Первоначально практика резервирования средств пред­назначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспо­собным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию: Другая функция подобного резер­вирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерчес­ких банков, которые те могут направить в производство. В пе­риод бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса наоборот. Повышение нормы резерва на один—два процентных пункта — действенное средство огра­ничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования — регулирование коэффициента мультипли­кации банковских денег Какправило, норма минимальных ре­зервов дифференцируется.

Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и опре­деляемая как процент от общей суммы вкладов коммерче­ских банков.

Регулирование минимальных резервных требований име­ет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует ми­нимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент де­нежно-кредитной политики центрального банка.

Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и дру­гих кредитно-банковских учреждениях. В результате повы­шения норм обязательных резервных требований ЦБ сокра­щает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

Способы установления базы резервных требований в раз­ных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном выражении. Как правило, данные требова­ния устанавливаются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи — например, в ФРГ в базу исчисления резервных требований не были включены депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам де­позитов. Как правило, по срочным и сберегательным депо­зитам устанавливается более высокая норма резервов../ Расчет минимальных резервных требований осуществля­ется на основании месячной и квартальной базы, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определённого периода можно точно определить сред­нюю их величину.

Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммер­ческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ. Таким образом, официальная учетная ставка ЦБ — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сро­ков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для, рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень офи­циальной учетной ставки, ЦБ определяет стоимость привле­чения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, и наоборот.

Изменение учетной ставки относится к косвенным ин­струментам денежно-кредитного регулирования. Его широ­кое использование обусловлено простотой применения. Если ЦБ преследует цель уменьшить кредитные возможно­сти коммерческих банков, он повышает официальную учет­ную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинанси­рования; если же цель ЦБ — расширить доступ к кредитам коммерческих банков, он снижает уровень ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степе­ни прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Использование процентной ставки ЦБ особенно активно практикуется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испыты­вающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством по­вышения процентных ставок. Наглядным примером в этом отношении является процентная политика Банка Англии, проводимая в периоды валютных кризисов, падения курса фунта стерлингов и усиления инфляционных процессов.

Учетная ставка ЦБ может колебаться в довольно широ­ких пределах, отражая как общие тенденции экономическо­го развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

Манипулирование процентными ставками во многих странах — важнейший инструмент контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, на­пример, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потреб­ность в платежных средствах и в то же время создается до­полнительный стимул ускорения оборота денег. ЦБ, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствую­щие шаги,в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких про­центных ставок, применяемая в течение длительного време­ни, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия. наинфляционныепроцессы.

Другой инструмент кредитного регулирования — поли­тика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 1920-х гг.

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа ЦБ цен­ных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промыш­ленных компаний и банков, коммерческих векселей, учи­тываемых ЦБ), получили широкое распространение в пос­левоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода ЦБ к косвенным формам регулирования.

В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммер­ческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В пе­риод кризиса, наоборот, ЦБ создает возможности рефинан­сирования для коммерческих банков и ставит их в такие ус­ловия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, ЦБ может осуществлять гибкое и быстрое воз­действие на кредитную активность коммерческих банков.

В результате проведения ЦБ операций на открытом рын­ке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или умень­шается (при продаже ценных бумаг) объем собственных ре­сурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Среди операций на открытом рынке, осуществляемых ЦБ, доминируют операции с наиболее краткосрочными обя­зательствами казначейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими векселями с трехмесячным сро­ком погашения, хотя в отдельных странах (Японии и Фран­ции) проводятся операции и с негосударственными ценны­ми бумагами.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости:

  • от условий сделки (купля-продажа за наличные или куп­ля на срок с обязательной обратной продажей — так назы­ваемые обратные операции — операции РЕПО);
  • объектов сделок (операции с государственными или ча­стными бумагами);
  • срочности сделки (краткосрочные (до трех месяцев), долгосрочные (до одного года и более) операции с ценными бумагами);
  • сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг и/или на небанковском секто­ре рынка);
  • способа установления ставок (определяются ЦБ или рынком).

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции — операции ЦБ по покупке или про­даже государственных облигаций и других обязательств, каз­начейских векселей, а в отдельных странах — частных вексе­лей и векселей ЦБ.

Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так назы­ваемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.

Прямые операции с краткосрочными ценными бумага­ми широко используются как инструмент денежного обра­щения в промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, а в Герма­нии объект операций на открытом рынке — разновидности обязательств казначейства, именуемые мобилизационными свидетельствами.

Обратные операции на открытом рынке — операции по купле-продаже ЦБ ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу Обрат­ные операции, характеризующиеся более мягким воздей­ствием на денежный рынок, — более гибкий метод регули­рования, что повышает их привлекательность и масштабы использования. Они широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время составляют свыше 95%. Операции про­водятся с интервалом от 1 до 15 дней.

Существующие различия в проведении операций на от­крытом рынке зависят от двух важнейших факторов:

1) институционального, т.е. структуры кредитной системы;

2) законодательного, стимулирующего или сдержива­ющего осуществление операций с ценными бумагами.

Чрезвычайно важной особенностью операций ЦБ на от­крытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать стаби­лизирующее воздействие на состояние денежного обраще­ния и экономики в целом.

Меры административного воздействия — важные инстру­менты прямого регулирования ЦБ денежно-кредитной сфе­ры, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры

административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов креди­тов, направления портфельных инвестиций.

Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков харак­терно прежде всего для развивающихся государств, хотя в от­дельные годы оно использовалось и развитыми странами.

В последнее время наблюдается постепенный отказ от ли­митирования верхнего уровня процентных ставок по креди­там и депозитам банковских институтов — в связи с тем, что выгоды от данного метода регулирования отмечаются лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрица­тельные последствия весьма значительны. Невысокие став­ки по депозитам коммерческих банков были причиной раз­мещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах, например покупки недвижи­мости, иностранной валюты, товаров^ драгоценных метал­лов, что не позволяло использовать их для производствен­ных инвестиций. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции националь­ной денежной единицы, нарушал макроэкономическую ста­бильность.

Административное регулирование процентных ставок, как правило, предусматривает ограничение правительством объ-ема кредитов, предоставляемых банковскими институтами. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии ЦБ прибегают к установлению так называемых кредитных потол­ков, т.е. предельной суммы кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением введенных нормативов.

Как правило, для сдерживания чрезмерной кредитной Экспансии кредитные потолки устанавливаются персональ­но для каждого кредитного института и по каждому виду кре­дитов.

В результате установления ЦБ ограничений объемов бан­ковских кредитов или темпов их прироста коммерческие бан­ки вынуждены сохранять определенную часть депозитов в виде неработающих резервов, что для них крайне невыгодно.

При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках наблюдается тен­денция переориентации заемщиков на неформальные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В свя­зи с этим использование лимитов банковского кредитова­ния обычно сопровождается повышением уровня процент­ных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другое негативное последствие использования данного метода ре­гулирования — необходимость введения жестких ограниче­ний в области (движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или пре­доставляя кредиты зарубежным заемщикам.

Важное место в административном регулировании направ­ления кредитов занимаетхелективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах (в некоторых из них от 20 до 80% банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики).

К основным механизмам селективной кредитной поли­тики относятся:

  • установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли;
  • создание специальных кредитно-финансовых учреж­дений, осуществляющих кредитование приоритетных отрас­лей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в ЦБ;
  • распространение различного рода льгот на банковские институты, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики.

Портфельные ограничения, обязующие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги, являются еще одной мерой административ­ного воздействия в денежно-кредитной сфере.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что адми­нистративные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях от­сутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не

привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов значительно ослабили дей­ственность федств административного регулирования. В свя­зи этим ЦБ стали постепенно отказываться от них ив 1980-е гг. перешли на использование преимущественно рыночных ин­струментов.

Рефинансирование центральным банком коммерческих бан­ков. Важное направление длительности ЦБ — предоставле­ние им заимствований в случаях, когда они испытывают вре­менные финансовые трудности. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Вы-, полняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в каче­стве-кредитора последней инстанции или банка банков.

Первоначально политика рефинансирования использова­лась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало использовать­ся как инструмент финансовой помощи коммерческим бан-кам. Ссуды ЦБ являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и прежде все­го от состояния денежно-кредитной сферы страны и финан­сового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются только ус­тойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости:

  • от формы обеспечения(учетные и ломбардные креди­ты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные — на три-че­тыре месяца, краткосрочные — на один день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и про- : дленные сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды предоставляе­мые ЦБ кредитно-банковским институтам под учет вексе­лей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

ЦБ предъявляют к векселям, представляемым к учету, оп­ределенные требования, касающиеся их видов, сроков дей­ствия, наличия и характера поручительства и т.д. В законах о ЦБ каждой страны приводится перечень этих требований.

Общая сумма ссуд любого из ЦБ, выделяемая под учет векселей, лимитируется. Использование количественных ог­раничений объема учетных кредитов, имеющихся в распо­ряжении банков, посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований — важный инстру­мент воздействия ЦБ на состояние денежно-кредитного об­ращения.

Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам, — процентные ссуды под за­лог ценных бумаг.

Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты использу­ются ЦБ в целях регулирования банковской ликвидности и воздействия на денежно-кредитную сферу.

В качестве залога обычно используются коммерческие и казначейские векселя, отвечающие соответствующим требо­ваниям, беспроцентные казначейские обязательства и дру­гие обязательства центральных и местных органов власти, т.е. практически те виды ценных бумаг, которые допускают-сякучетувЦБ.

Залог — это обеспечение возвратности ссуд" ЦБ. Сто­имость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в ЦБ ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности пе­реходит к ЦБ. После реализации да бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с на­численными процентами.

Сррки предоставления ломбардных кредитов могут ко­лебаться от одного дня до четырех месяцев (по договорен­ности этот срок может быть продлен).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефи­нансирования составляют краткосрочные (корректиру­ющие) кредиты, предоставляемые банковским институтам при отсутствии у них возможностей изыскать финансовые средства из других источников.

Если некрупные кредитные учреждения, не имеющие прямого выхода на национальный денежный рынок, испы­тывают сезонные потребности в финансовых средствах, то ЦБ могут предоставлять им кредиты более длительного сро­ка пользования.

К числу учреждений, активно использующих кредиты ЦБ, относятся банки, специализирующиеся на кредитова­нии прежде всего сельского хозяйства.

Кредитные аукционы — широко практикуемая ЦБ форма предоставления кредитных ресурсов. Существует следующий порядок проведения ЦБ кредитных аукционов: потенциаль­ные заемщики направляют в ЦБ, организующий торги, за­явки с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня процентной ставки; на основе получен­ных заявок ЦБ устанавливает общую сумму аукционных кре­дитов, сроки их предоставления и минимальную сумму за­прашиваемого кредита.

При определении исходной процентной ставки по предо­ставляемым кредитам используются два способа: американ­ский и голландский. В обоих случаях определение исходного уровня процентных ставок предваряется установлением объ­ема заявок, допущенных до аукциона. Для этого заявки на уча­стие в кредитном аукционе распределяются с учетом уровня указанных в них процентных ставок по мере их уменьшения.

При американском способе проведения аукциона право на участие в нем получают те претенденты, в заявках кото­рых предусмотрены максимальные процентные ставки. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответство­вать объему ссуд, выделяемых ЦБ для проведения аукциона. Исходной ставкой кредитного аукциона для каждого участ­ника является ставка, предлагаемая в заявке; минимальной ставкой — наименьшая ставка, указанная в «выигравших за­явках».

Второй способ проведения кредитных аукционов — гол­ландский — предполагает установление в качестве исходной процентной ставки наименьшей процентной ставки, вошед­шей в число выигрышных ставок.

Процентные платежи по аукционным кредитам осущест­вляются в соответствии с установленным ЦБ порядком.

Другой способ предоставления ЦБ кредитов рефинанси­рования — прямые кредиты, которые выдаются ЦБ кредит-но-банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.-

Проведение валютной политики. ЦБ является проводни­ком валютной политики, включающей комплекс мероприя­тий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики опреде­ляются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в ре­зультате участия этой страны в международных валютно-кре-дитных организациях.

В наиболее общем виде валютная политика включает:

  • регулирование валютного курса;
  • проведение валютного регулирования и валютного кон­троля;
  • формирование официальных валютных резервов и уп­равление ими;
  • осуществление международного валютного сотрудни­чества и участие в международных валютно-кредитных орга­низациях.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструмен­ты денежно-кредитного регулирования (дисконтная поли­тика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

Регулирование валютного курса — важнейшее направле­ние деятельности ЦБ в валютной сфере.

Валютный курс — это соотношение между денежными единицами различных стран. При золотом стандарте в ос­нове валютного курса лежал валютный паритет — отношение количества чистого золота, содержащегося в денежной единице одной страны, к количеству чистого золота, содер­жавшегося в денежной единице другого государства; валют­ные курсы характеризовались относительной устойчивос­тью, что обеспечивалось разменом банкнот на золото и возможностью перевоза золота из страны в страну. При бу­мажно-денежных системах границы колебаний валютного курса фактически отсутствуют.

Основные режимы валютных курсов, при выборе которых ЦБ исходит из сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны;

• фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины);

• свободноплавающий (стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения на иностранные валюты);

• «ползучий» (складывающийся в результате мелких и частых корректировок обменной стоимости национальной валюты);

• система множественности валютных курсов (использо­вание неодинаковых курсов национальной валюты при осу­ществлении различных видов внешнеэкономических опера­ций);

• двойная система (двойная корректировка курса нацио­нальной валюты — раздельно по коммерческим и финансо­вым операциям).

Важнейший механизм регулирования валютных курсов — валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство ЦБ в функ­ционирование валютного рынка посредством купли-прода­жи валюты.

Другой широко используемый способ регулирования ва­лютного курса — дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки ЦБ.

Валютное регулирование и валютной контроль — совокуп­ность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направ­ленных на уравновешивание платежных балансов, поддер­жание курса национальной валюты и достижение других це­лей во внешнеэкономической сфере.

Одна из форм валютного регулирования — валютные ог­раничения, которые используются в случаях недостаточно­сти или неэффективности практики валютных интервенций. Степень жесткости валютных ограничений зависит от кон­кретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

Еще одна составная часть валютной политики — форми­рование официальных валютных резервов и управление ими. Валютные резервы ЦБ — это официальные запасы иност­ранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

При наделении ЦБ функцией полного или частичного распределителя официальных валютных резервов он само­стоятельно определяет формы и методы управления ими, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень на­дежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.

В целях поддержания валютных резервов на приемлемом уровне ЦБ осуществляют управление валютными резерва­ми, т.е. формирование их оптимальной структуры и рацио­нальное их размещение.

ЦБ периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

В настоящее время главной резервной валютой, в кото­рой ЦБ держат свои золотые запасы, продолжает оставаться доллар США. Вместе с тем в качестве резервных валют все чаще используется японская йена, фунт стерлингов, а также евро — валютная единица стран— членов ЕС.

ЦБ практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за

границей. Наиболее привлекательными и широко исполь­зуемыми являются государственные ценные бумаги США, преимущественно казначейские обязательства.

В отличие от государственных ценных бумаг срочные де­позиты представляют собой необеспеченный вид размеще­ния валютных резервов, поэтому ЦБ устанавливают лимиты по странам, в банках которых они открывают депозиты, а также по каждому банку-контрагенту.

ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функциони­рование банков (что предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе) путем контроля их деятель­ности.

Необходимость банковского надзора и контроля со сто­роны ЦБ за деятельностью кредитных институтов обуслов­лена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функци­онирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие цикличес­кого спада, то банки становятся своего рода амортизаторами — * источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситу­ации.

Регулирование деятельности банков. Контроль за деятель­ностью банков проводится с целью обеспечения устойчиво­сти отдельных банков и предусматривает целостный и не­прерывный надзор за осуществлением банками своей дея­тельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор преследует две цели:

1) защита вкладчика от возможных потерь;

2) поддержание стабильности на финансовом рынке по­средством предотвращения системных рисков.

При выполнении функции надзора и контроля за деятель­ностью коммерческих банков ЦБ осуществляет: • выдачу лицензий на банковскую деятельность; • проверку отчетности, предоставляемой банками; • ревизии на местах; • контроль за соблюдением норм банковских операций.

ЦБ выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование — средство, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осу­ществлять банковскую деятельность.

Ключевой вопрос процесса лицензирования — анализ информации относительно следующих аспектов создаваемо­го кредитного учреждения:

  • состав основных акционеров банка;
  • источники первоначально инвестируемого капитала;, ^ компетентность руководства;
  • круг предполагаемых операций и стратегия банка;
  • правильность оценки банковских активов по их ры­ночной стоимости;
  • политика по созданию резервов на случай возникно­вения сомнительной задолженности и др.

При решении вопроса о выдаче лицензии надзорные орга­ны могут учитывать и другие факторе. В лицензии указывают­ся сроки ее действия, условия их продления, возможность вне­сения в нее поправок или ее аннулирования. Особо могут быть оговорены порядок утверждения ЦБ кандидатур на высшие руководящие посты, механизм слияний, изменения названия, а также возможности уменьшения оплаченного капитала.

/Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, представ-, ляемой банками. Постоянный контроль заотчетностью по­зволяет органам надзора заранее выявить проблемы, кото­рые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Для оценки финансового положения банка обычно ис­пользуют периодическую отчетную документацию и ежегод­ные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, банки ежемесячно или ежеквартально должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов и представ­лять их в течение месяца, следующего за отчетным. Пример­но один раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые от­четы должен проверять внешний аудитор.

Важнейшие показатели финансового состояния банка, за­висящие от внутрибанковской системы управления, — это:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);
  • качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
  • доходность, или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или на одного занятого);
  • ликвидность (способность банка своевременно опла­чивать свои обязательства) — соотношение ликвидных и прочих активов.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов, глубокий анализ которых и выявле­ние их элементов, которые не возвращаются или имеют за­вышенную стоимость, могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. Однако предоставляемая банком отчетная документация может рассматриваться как показатель состояния его активов и на ее основе в некото­рой степени можно оценить кредитный риск, или риск не-' оплаты кредита со стороны заемщика.

От качества активов в существенной степени зависит до-#од банка, сомнительные или безнадежные кредиты означа­ют для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной сто­имость активов банка, что искажает показатель достаточно­сти капитала.

При оценке величины созданных банком резервов ЦБ про­веряет резервную политику банка, его методы, систему наблю­дения за' кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.

Величина капитала банка, качество его активов непосред­ственно связаны с доходностью (прибыльностью) банка. На базе отчётной документации может быть определена доход­ность как отношение чистой прибыли посте налогообложе­ния до выплаты дивидендов к общей сумме активов.

Во многих странах органы надзора устанавливают показа­тели ликвидности, отражающие требования по поддержанию - банками определенного соотношения между ликвидными -

активами и величиной депозитов с разбивкой их по типам. Такими показателями являются соотношения между: ^ предоставленными кредитами и депозитами;

  •  ликвидными активами и депозитами (или суммой де­позитов и кредитов, полученных в ЦБ или в других банках);
  • основными депозитами (т.е. теми, которые, вероятнее всего, останутся в банке) и общей суммой депозитов.

На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заклю­чение о его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.

Ревизии нашестах позволяют ЦБ осуществлять независи­мую проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Основное внимание уделяется прежде всего анализу банковских активов, в первую очередь креди­тов и ценных бумаг, что объясняется необходимостью опре­делить устойчивость и ликвидность банка. Активы, не отве­чающие принятым стандартам, рассматриваются отдельно.

Основные цели проведения ревизии:

• обеспечение объективной оценки финансового поло­жения банка;

• оценка качества управления банка и деятельности ди­ректора;

• определение*комплекса мер, необходимых для исправ­ления или улучшения финансового положения банка и со­вершенствования его операций;

• обеспечение соответствия деятельности банка существу­ющим законам и нормативным инструкциям.

Используемые для достижения этих целей процедуры включают оценку обоснованности принимаемых решений, соблюдения законов и инструкций.

Надзор за соблюдением нормбанковскихоперации ^осущест­вляется по следующим позициям:

  • соотношение капитала с активами;
  • установление лимитов кредитования одному заемщику; ^ соблюдение нормативных коэффициентов ликвидности; ^ изменение доходности в результате колебаний процент­ных ставок;
  • выполнение правил регулирования банковских сли­яний.

Функция финансового агента правительства. Будучи по сво­ему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осу­ществляет операции по размещению и погашению государ­ственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпус­ком и изъятием из обращения монет и казначейских биле­тов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предо­ставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его роли кредитора государства.

В зависимости от места размещения государственные зай­мы подразделяются на внутренние (размещаемые внутри страны) и внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках в валюте либо страны-кредитора, либо страны-за­емщика, либо в валюте третьей страны). По способу разме­щения внутренние государственные займы классифициру­ются на свободно обращаемые, реализуемые по подписке и принудительные займы; по видам доходности — на процент­ные (по которым ежегодно выплачивается равными долями твердый доход), выигрышные и лотерейные (доход по кото­рым может быть получен в случае выхода облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).

Развитие государственного кредита сопровождалось со­зданием довольно сложной структуры управления государ­ственным долгом. К числу важнейших мероприятий в этой области относится определение источников новых займов и кредитов, их размеров и условий привлечения, способов раз­мещения.

Распределение функций в сфере управления государ­ственным долгом между ЦБ, казначейством или министер­ством финансов определяется особенностями историческо­го развития страны, ее традициями и положением ЦБ.

Основные методы финансирования внутреннего государ­ственного долга:

• денежная эмиссия;

• прямые кредиты ЦБ;

• выпуск государственных займов.

Наиболее простой способ финансирования государствен­ного долга и государственного бюджетаденежная эмиссия, в результате которой увеличивается объем доходов за счет разницы между номинальной и реальной стоимостью денег. Самым серьезным отрицательным последствием широкого использования денежной эмиссии является наводнение ка­налов денежного обращения платежными средствами, не обеспеченными реальными активами ± которое ведет к обес­ценению денег и усилению инфляции.

Длительное время весьма распространенным способом покрытия дефицита государственного бюджета были прямые кредиты ЦБ правительству, но в последние годы их исполь­зование в ряде государств с рыночной экономикой весьма ограничено.

Государственные займы применяются для покрытия бюд­жетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц (населения, банков, страховых, промышленных и прочих компаний), предоставляются на определенный срок на ус­ловиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Существуют рыночные, нерыночные и специальные вы­пуски облигационных займов. Рыночные ценные бумаги свободно покупаются и продаются на денежном рынке и не могут быть предъявлены к погашению до установленных при выпуске государственного займа сроков. Нерыночные цен­ные бумаги не могут продаваться или покупаться, но могут быть досрочно предъявлены к погашению. Специальные выпуски государственных займов распределяются среди оп­ределенных учреждений и фондов—их ценные бумаги не подлежат купле-продаже на денежном рынке.

Держателями государственных займов являются коммер­ческие банки, небанковские кредитно-финансовые инсти­туты, промышленные корпорации и юридические лица.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета: прием, хра­нение и выдачу государственных бюджетных средств, веде­ние учета и отчетности.

Согласно международной практике существуют казначей­ская, банковская и смешанная системы кассового исполне­ния бюджета. При казначейской системе кассовое исполне­ние бюджета возложено на специальные органы министер­ства финансов (приписные кассы), при банковской — на ЦБ, при смешанной — на казначейство и ЦБ. На ранних этапах развития кредитно-финансовой системы кассовое исполне­ние бюджета являлось функцией казначейства; по мере раз­вития банковской системы эта обязанность постепенно пе­решла к банкам, в основном к ЦБ.

В основу кассового исполнения^бюджета положен прин­цип единства кассы, т.е. все мобилизованные государствен­ные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осущест­вления государственных расходов. ЦБ, таким образом, вы­ступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль за поступ­лением средств на его счет и за движением кассовой налич­ности, своевременно предотвращать кассовые разрывы; обес­печивать централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов, образующих в совокупности бюджетную систему страны.

В процессе кассового исполнения бюджета ЦБ аккумули­руют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местных бюджетов, ве­дут учет поступлений и платежей федерального и местного бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кас­совом исполнении этих бюджетов.

Организация платежно-расчетных отношений. ЦБ начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в техноло­гии платежей — перехода к бумажно-денежному обращению. Использование не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся дове­рием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя ЦБ, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.

Задачи ЦБ в организации платежной системы страйы:

• поддержание стабильности финансовой структуры;

• обеспечение эффективного функционирования платеж­ной системы;

• проведение денежно-кредитной политики.

Стабильность финансовой системы непосредственно свя­зана со стабильностью внутренней платежной системы, т.е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, поз­воляющего бесперебойно осуществлять межбанковские опе­рации по взаимозачетам и платежам и способного нивели­ровать возникающие проблемы (например; неплатежеспо­собность одного из ее участников, которая может повлечь за собой цепную реакцию неплатежей и создать угрозу для ста­бильности всей финансовой системы в целом).

Именно этот риск, называемый системным, отчасти пре­дупреждается посредством организации ЦБ системы зачета взаимных платежей, т.е. клирингов, или осуществления кон­троля за деятельностью частных клиринговых палат.

Для нормального функционирования экономики пред­ставляется чрезвычайно важным обеспечить эффективную работу платежных систем. Задержки в оплате коммерческих сделок незамедлительно отражаются на состоянии экономи­ки страны. Чтобы избежать этого, создаются специальные клиринговые палаты, осуществляющие безналичные расче­ты путем зачета взаимных требований. Такая централизация системы расчетов способствует их ускорению и удешевле­нию. Совершенствование системы клиринговых расчетов предполагает расширение сферы ее действия с помощью электронно-вычислительной техники. Важнейшая задача в области повышения надежности платежных систем — сни­жение рисков, она решается посредством:

• усовершенствования системы нетто-расчетов, т.е. рас­четов, при которых чистое сальдо определяется для каждого участника платежной системы при осуществлении клирин­говых операций;

• внедрения системы брутто-расчетов в режиме реально­го времени, при которой платежи производятся сразу и окон­чательно.

Минимизация рисков при системе нетто-расчетов до­стигается посредством установления за ними контроля, свое­временного принятия мер по устранению возможных потерь.-Среди таких мер следует выделить:

  • допуск к участию в платежных системах лишь плате­жеспособных банков, обладающих техническими и опера­ционными возможностями управления рисками;
  • фиксирование для каждого участника пределов по вза­имному нетто-кредиту и общего предела кредитования в те­чение дня;
  • быстрое устранение возникающих перебоев в расчетах, связанных с неплатежеспособностью одного из участников;
  • предоставление обеспечения под кредиты.

Система брутто-расчетов в режиме реального времени, надежность которой обусловлена платежеспособностью рас­четного агента— ЦБ, минимизирует риски, возникающие вследствие отсутствия достаточных денежных средств на сче­тах одного из участника клиринга.

Платежная система используется ЦБ для реализации де­нежно-кредитной политики.

В случае неустойчивости и ненадежности платежной си­стемы ЦБ испытывает серьезные трудности при осуществ­лении эффективной денежно-кредитной политики, а кри­зис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятий в этой сфере.

Средства коммерческих банков, поступающие на счета ЦБ в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях де­нежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платежной системы, поскольку могут быть применены в случае необходимости для устранения пе­ребоев в платежах. Кроме того, совершенные, эффективно функционирующие платежные системы способствуют уско­рению обращения денег.

Степень участия ЦБ в организации платежей зависит от сложившихся в стране исторических традиций. Например, в Германии, Великобритании, Бельгии, Швеции, США ЦБ являются активными участниками осуществления платежей в клиринговых палатах, а в Греции и Португалии инициати­ва в этой области принадлежит частному сектору.

В зависимости от степени участия в функционировании клиринговых систем при решении трех основных задач в ор­ганизаций платежной системы ЦБ используют два главных инструмента: участие в проведении клиринговых операций (внутренний контроль) и надзор за деятельностью частных клиринговых систем (внешний контроль), посредством ко­торого ЦБ обеспечивают определенный уровень надежно­сти частных клиринговых систем.

Возможность осуществлять контроль за деятельностью частных клиринговых палат обусловлена тем, как ЦБ выпол­няет функции кредитора последней инстанции. ЦБ оказы­вают помощь лишь~в"том случае, если частные клиринговые палаты не в состоянии решить определенные проблемы (на­пример, управление риском), возникшие в результате их не­эффективного функционирования.

Таким образом, ЦБ играет ключевую роль в платежной системе страны, непосредственно участвуя в работе частных клиринговых палат или осуществляя контроль за их деятель­ностью.

Выводы

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.

ЦБ сегодня — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает про­водником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулиро­вания экономики.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Принципиальное значение имеет четкое разграниче­ние государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться сред­ствами ЦБ.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным обра-. зом воздействовать на валютный курс, процентные, ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следова­тельно, экономики. Достижение этих целей позволяет до­биться стабильности экономического роста, установить низ­кий уровень безработицы и инфляции.

Функция эмиссии банкнот является старейшей и одной из наиболее важных функций ЦБ.

Регулирование совокупного денежного оборота осущест­вляется посредством различных мер. Основные инструмен-♦ ты денежно-кредитной политики ЦБ:.

  • установление минимальных резервных требований;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от-тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм резервных требований представляет со­бой один из старейших и наиболее распространенных мето­дов регулирования. Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и других кредитно-банковских учреждениях.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам.

В результате проведения ЦБ операций на открытом рын­ке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или умень­шается (при продаже ценных бумаг) объем собственных ре­сурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулиро­вание уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.

Рефинансирование ЦБ коммерческих банков, т.е. предо­ставление им заимствований в случаях, когда они испыты­вают временные финансовые трудности, — важное направ­ление деятельности ЦБ.

ЦБ является проводником валютной политики, включа­ющей комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

Регулирование кредитно-банковских институтов — это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функциониррвание банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в бан­ковском секторе.

Контроль за работой банков проводится с целью обеспе­чить устойчивость отдельных банков и предусматривает це­лостный и непрерывный надзор за осуществлением[ каждым банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

ЦБ выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование являет­ся средством, с помощью которого ЦБ определяет возмож­ности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, предо­ставляемой банками. Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, ко­торые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: