Центральный банк — прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк.
Основные функции ЦБ: у
• эмиссия банкнот;
• проведение денежно-кредитной политики;
• рефинансирование кредитно-банковских институтов;
• проведение валютной политики;
• регулирование деятельности кредитных институтов;
• функция финансового агента правительства;
• организация платежно-расчетных отношений.
Эмиссия банкнот. Эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций ЦБ. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с центральными осуществляли эмиссию банкнот, то в процессе централизации эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих банков в центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком — центральным.
В настоящее время ЦБ обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.
Денежно-кредитная политика центрального банка — составная часть государственно-монополистического регулирования экономики — представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).
Совокупный денежный оборот включает наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.
Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена, и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середийы XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли*наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм 'обращения, и прежде всего системы безна-
личных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше. В настоящее время доля денежного компонента не превышает 5—10%.
Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.
Целевые ориентиры — установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы — по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.
Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок их установления — в виде контрольных цифр (во Франции), диапазона (в США), прогноза (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком.
Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них. Как свидетельствует опыт, использование ЦБ различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.:" -
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии (кредитная экспансия), т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры (кредитная рестрикция). ЦБ использует пр>и проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:
- по форме их воздействия (прямые и косвенные);
- непосредственным объектам воздействия (предложение денег й.спрос на деньги);
- характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).
Все эти методы используются в единой системе.
Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ:
- установление минимальных резервных требований;
- регулирование официальной учетной ставки;
- операции на открытом рынке.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Необходимость поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции заставляет ЦБ использовать такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в ЦБ в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.
Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и нацболее распространенных методов регулирования, относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США:-в 1930-е гг., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику ЦБ всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении тс банковским обязатель-. ствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию: Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в производство. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса наоборот. Повышение нормы резерва на один—два процентных пункта — действенное средство ограничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования — регулирование коэффициента мультипликации банковских денег Какправило, норма минимальных резервов дифференцируется.
Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.
Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и других кредитно-банковских учреждениях. В результате повышения норм обязательных резервных требований ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.
Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном выражении. Как правило, данные требования устанавливаются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи — например, в ФРГ в базу исчисления резервных требований не были включены депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается более высокая норма резервов../ Расчет минимальных резервных требований осуществляется на основании месячной и квартальной базы, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определённого периода можно точно определить среднюю их величину.
Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ. Таким образом, официальная учетная ставка ЦБ — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Официальная учетная ставка служит ориентиром для, рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, ЦБ определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, и наоборот.
Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его широкое использование обусловлено простотой применения. Если ЦБ преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель ЦБ — расширить доступ к кредитам коммерческих банков, он снижает уровень ставки.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Использование процентной ставки ЦБ особенно активно практикуется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Наглядным примером в этом отношении является процентная политика Банка Англии, проводимая в периоды валютных кризисов, падения курса фунта стерлингов и усиления инфляционных процессов.
Учетная ставка ЦБ может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.
Манипулирование процентными ставками во многих странах — важнейший инструмент контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. ЦБ, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги,в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия. наинфляционныепроцессы.
Другой инструмент кредитного регулирования — политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 1920-х гг.
Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа ЦБ ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых ЦБ), получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода ЦБ к косвенным формам регулирования.
В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, ЦБ создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, ЦБ может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.
В результате проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.
Среди операций на открытом рынке, осуществляемых ЦБ, доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими векселями с трехмесячным сроком погашения, хотя в отдельных странах (Японии и Франции) проводятся операции и с негосударственными ценными бумагами.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости:
- от условий сделки (купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции — операции РЕПО);
- объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами);
- срочности сделки (краткосрочные (до трех месяцев), долгосрочные (до одного года и более) операции с ценными бумагами);
- сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг и/или на небанковском секторе рынка);
- способа установления ставок (определяются ЦБ или рынком).
В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции — операции ЦБ по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах — частных векселей и векселей ЦБ.
Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.
Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами широко используются как инструмент денежного обращения в промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, а в Германии объект операций на открытом рынке — разновидности обязательств казначейства, именуемые мобилизационными свидетельствами.
Обратные операции на открытом рынке — операции по купле-продаже ЦБ ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу Обратные операции, характеризующиеся более мягким воздействием на денежный рынок, — более гибкий метод регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования. Они широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время составляют свыше 95%. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.
Существующие различия в проведении операций на открытом рынке зависят от двух важнейших факторов:
1) институционального, т.е. структуры кредитной системы;
2) законодательного, стимулирующего или сдерживающего осуществление операций с ценными бумагами.
Чрезвычайно важной особенностью операций ЦБ на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.
Меры административного воздействия — важные инструменты прямого регулирования ЦБ денежно-кредитной сферы, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры
административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.
Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно прежде всего для развивающихся государств, хотя в отдельные годы оно использовалось и развитыми странами.
В последнее время наблюдается постепенный отказ от лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов — в связи с тем, что выгоды от данного метода регулирования отмечаются лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах, например покупки недвижимости, иностранной валюты, товаров^ драгоценных металлов, что не позволяло использовать их для производственных инвестиций. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции национальной денежной единицы, нарушал макроэкономическую стабильность.
Административное регулирование процентных ставок, как правило, предусматривает ограничение правительством объ-ема кредитов, предоставляемых банковскими институтами. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии ЦБ прибегают к установлению так называемых кредитных потолков, т.е. предельной суммы кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением введенных нормативов.
Как правило, для сдерживания чрезмерной кредитной Экспансии кредитные потолки устанавливаются персонально для каждого кредитного института и по каждому виду кредитов.
В результате установления ЦБ ограничений объемов банковских кредитов или темпов их прироста коммерческие банки вынуждены сохранять определенную часть депозитов в виде неработающих резервов, что для них крайне невыгодно.
При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другое негативное последствие использования данного метода регулирования — необходимость введения жестких ограничений в области (движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.
Важное место в административном регулировании направления кредитов занимаетхелективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах (в некоторых из них от 20 до 80% банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики).
К основным механизмам селективной кредитной политики относятся:
- установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли;
- создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в ЦБ;
- распространение различного рода льгот на банковские институты, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики.
Портфельные ограничения, обязующие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги, являются еще одной мерой административного воздействия в денежно-кредитной сфере.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не
привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов значительно ослабили действенность федств административного регулирования. В связи этим ЦБ стали постепенно отказываться от них ив 1980-е гг. перешли на использование преимущественно рыночных инструментов.
Рефинансирование центральным банком коммерческих банков. Важное направление длительности ЦБ — предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Вы-, полняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве-кредитора последней инстанции или банка банков.
Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим бан-кам. Ссуды ЦБ являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости:
- от формы обеспечения(учетные и ломбардные кредиты);
- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
- сроков предоставления (среднесрочные — на три-четыре месяца, краткосрочные — на один день или несколько дней);
- целевого характера (корректирующие кредиты и про- : дленные сезонные кредиты).
Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды предоставляемые ЦБ кредитно-банковским институтам под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.
ЦБ предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования, касающиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. В законах о ЦБ каждой страны приводится перечень этих требований.
Общая сумма ссуд любого из ЦБ, выделяемая под учет векселей, лимитируется. Использование количественных ограничений объема учетных кредитов, имеющихся в распоряжении банков, посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований — важный инструмент воздействия ЦБ на состояние денежно-кредитного обращения.
Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам, — процентные ссуды под залог ценных бумаг.
Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты используются ЦБ в целях регулирования банковской ликвидности и воздействия на денежно-кредитную сферу.
В качестве залога обычно используются коммерческие и казначейские векселя, отвечающие соответствующим требованиям, беспроцентные казначейские обязательства и другие обязательства центральных и местных органов власти, т.е. практически те виды ценных бумаг, которые допускают-сякучетувЦБ.
Залог — это обеспечение возвратности ссуд" ЦБ. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в ЦБ ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к ЦБ. После реализации да бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.
Сррки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от одного дня до четырех месяцев (по договоренности этот срок может быть продлен).
Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые банковским институтам при отсутствии у них возможностей изыскать финансовые средства из других источников.
Если некрупные кредитные учреждения, не имеющие прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах, то ЦБ могут предоставлять им кредиты более длительного срока пользования.
К числу учреждений, активно использующих кредиты ЦБ, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего сельского хозяйства.
Кредитные аукционы — широко практикуемая ЦБ форма предоставления кредитных ресурсов. Существует следующий порядок проведения ЦБ кредитных аукционов: потенциальные заемщики направляют в ЦБ, организующий торги, заявки с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня процентной ставки; на основе полученных заявок ЦБ устанавливает общую сумму аукционных кредитов, сроки их предоставления и минимальную сумму запрашиваемого кредита.
При определении исходной процентной ставки по предоставляемым кредитам используются два способа: американский и голландский. В обоих случаях определение исходного уровня процентных ставок предваряется установлением объема заявок, допущенных до аукциона. Для этого заявки на участие в кредитном аукционе распределяются с учетом уровня указанных в них процентных ставок по мере их уменьшения.
При американском способе проведения аукциона право на участие в нем получают те претенденты, в заявках которых предусмотрены максимальные процентные ставки. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответствовать объему ссуд, выделяемых ЦБ для проведения аукциона. Исходной ставкой кредитного аукциона для каждого участника является ставка, предлагаемая в заявке; минимальной ставкой — наименьшая ставка, указанная в «выигравших заявках».
Второй способ проведения кредитных аукционов — голландский — предполагает установление в качестве исходной процентной ставки наименьшей процентной ставки, вошедшей в число выигрышных ставок.
Процентные платежи по аукционным кредитам осуществляются в соответствии с установленным ЦБ порядком.
Другой способ предоставления ЦБ кредитов рефинансирования — прямые кредиты, которые выдаются ЦБ кредит-но-банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.-
Проведение валютной политики. ЦБ является проводником валютной политики, включающей комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия этой страны в международных валютно-кре-дитных организациях.
В наиболее общем виде валютная политика включает:
- регулирование валютного курса;
- проведение валютного регулирования и валютного контроля;
- формирование официальных валютных резервов и управление ими;
- осуществление международного валютного сотрудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях.
Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).
Регулирование валютного курса — важнейшее направление деятельности ЦБ в валютной сфере.
Валютный курс — это соотношение между денежными единицами различных стран. При золотом стандарте в основе валютного курса лежал валютный паритет — отношение количества чистого золота, содержащегося в денежной единице одной страны, к количеству чистого золота, содержавшегося в денежной единице другого государства; валютные курсы характеризовались относительной устойчивостью, что обеспечивалось разменом банкнот на золото и возможностью перевоза золота из страны в страну. При бумажно-денежных системах границы колебаний валютного курса фактически отсутствуют.
Основные режимы валютных курсов, при выборе которых ЦБ исходит из сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны;
• фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины);
• свободноплавающий (стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения на иностранные валюты);
• «ползучий» (складывающийся в результате мелких и частых корректировок обменной стоимости национальной валюты);
• система множественности валютных курсов (использование неодинаковых курсов национальной валюты при осуществлении различных видов внешнеэкономических операций);
• двойная система (двойная корректировка курса национальной валюты — раздельно по коммерческим и финансовым операциям).
Важнейший механизм регулирования валютных курсов — валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство ЦБ в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.
Другой широко используемый способ регулирования валютного курса — дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки ЦБ.
Валютное регулирование и валютной контроль — совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере.
Одна из форм валютного регулирования — валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Степень жесткости валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.
Еще одна составная часть валютной политики — формирование официальных валютных резервов и управление ими. Валютные резервы ЦБ — это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.
При наделении ЦБ функцией полного или частичного распределителя официальных валютных резервов он самостоятельно определяет формы и методы управления ими, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.
В целях поддержания валютных резервов на приемлемом уровне ЦБ осуществляют управление валютными резервами, т.е. формирование их оптимальной структуры и рациональное их размещение.
ЦБ периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.
В настоящее время главной резервной валютой, в которой ЦБ держат свои золотые запасы, продолжает оставаться доллар США. Вместе с тем в качестве резервных валют все чаще используется японская йена, фунт стерлингов, а также евро — валютная единица стран— членов ЕС.
ЦБ практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за
границей. Наиболее привлекательными и широко используемыми являются государственные ценные бумаги США, преимущественно казначейские обязательства.
В отличие от государственных ценных бумаг срочные депозиты представляют собой необеспеченный вид размещения валютных резервов, поэтому ЦБ устанавливают лимиты по странам, в банках которых они открывают депозиты, а также по каждому банку-контрагенту.
ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков (что предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе) путем контроля их деятельности.
Необходимость банковского надзора и контроля со стороны ЦБ за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами — * источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.
Регулирование деятельности банков. Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
Банковский надзор преследует две цели:
1) защита вкладчика от возможных потерь;
2) поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.
При выполнении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков ЦБ осуществляет: • выдачу лицензий на банковскую деятельность; • проверку отчетности, предоставляемой банками; • ревизии на местах; • контроль за соблюдением норм банковских операций.
ЦБ выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование — средство, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.
Ключевой вопрос процесса лицензирования — анализ информации относительно следующих аспектов создаваемого кредитного учреждения:
- состав основных акционеров банка;
- источники первоначально инвестируемого капитала;, ^ компетентность руководства;
- круг предполагаемых операций и стратегия банка;
- правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости;
- политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др.
При решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать и другие факторе. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. Особо могут быть оговорены порядок утверждения ЦБ кандидатур на высшие руководящие посты, механизм слияний, изменения названия, а также возможности уменьшения оплаченного капитала.
/Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, представ-, ляемой банками. Постоянный контроль заотчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.
Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, банки ежемесячно или ежеквартально должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов и представлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Примерно один раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.
Важнейшие показатели финансового состояния банка, зависящие от внутрибанковской системы управления, — это:
- достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);
- качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
- доходность, или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или на одного занятого);
- ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) — соотношение ликвидных и прочих активов.
Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов, глубокий анализ которых и выявление их элементов, которые не возвращаются или имеют завышенную стоимость, могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. Однако предоставляемая банком отчетная документация может рассматриваться как показатель состояния его активов и на ее основе в некоторой степени можно оценить кредитный риск, или риск не-' оплаты кредита со стороны заемщика.
От качества активов в существенной степени зависит до-#од банка, сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала.
При оценке величины созданных банком резервов ЦБ проверяет резервную политику банка, его методы, систему наблюдения за' кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.
Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью (прибыльностью) банка. На базе отчётной документации может быть определена доходность как отношение чистой прибыли посте налогообложения до выплаты дивидендов к общей сумме активов.
Во многих странах органы надзора устанавливают показатели ликвидности, отражающие требования по поддержанию - банками определенного соотношения между ликвидными -
активами и величиной депозитов с разбивкой их по типам. Такими показателями являются соотношения между: ^ предоставленными кредитами и депозитами;
- ликвидными активами и депозитами (или суммой депозитов и кредитов, полученных в ЦБ или в других банках);
- основными депозитами (т.е. теми, которые, вероятнее всего, останутся в банке) и общей суммой депозитов.
На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение о его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.
Ревизии нашестах позволяют ЦБ осуществлять независимую проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Основное внимание уделяется прежде всего анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг, что объясняется необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка. Активы, не отвечающие принятым стандартам, рассматриваются отдельно.
Основные цели проведения ревизии:
• обеспечение объективной оценки финансового положения банка;
• оценка качества управления банка и деятельности директора;
• определение*комплекса мер, необходимых для исправления или улучшения финансового положения банка и совершенствования его операций;
• обеспечение соответствия деятельности банка существующим законам и нормативным инструкциям.
Используемые для достижения этих целей процедуры включают оценку обоснованности принимаемых решений, соблюдения законов и инструкций.
Надзор за соблюдением нормбанковскихоперации ^осуществляется по следующим позициям:
- соотношение капитала с активами;
- установление лимитов кредитования одному заемщику; ^ соблюдение нормативных коэффициентов ликвидности; ^ изменение доходности в результате колебаний процентных ставок;
- выполнение правил регулирования банковских слияний.
Функция финансового агента правительства. Будучи по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его роли кредитора государства.
В зависимости от места размещения государственные займы подразделяются на внутренние (размещаемые внутри страны) и внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках в валюте либо страны-кредитора, либо страны-заемщика, либо в валюте третьей страны). По способу размещения внутренние государственные займы классифицируются на свободно обращаемые, реализуемые по подписке и принудительные займы; по видам доходности — на процентные (по которым ежегодно выплачивается равными долями твердый доход), выигрышные и лотерейные (доход по которым может быть получен в случае выхода облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).
Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. К числу важнейших мероприятий в этой области относится определение источников новых займов и кредитов, их размеров и условий привлечения, способов размещения.
Распределение функций в сфере управления государственным долгом между ЦБ, казначейством или министерством финансов определяется особенностями исторического развития страны, ее традициями и положением ЦБ.
Основные методы финансирования внутреннего государственного долга:
• денежная эмиссия;
• прямые кредиты ЦБ;
• выпуск государственных займов.
Наиболее простой способ финансирования государственного долга и государственного бюджета — денежная эмиссия, в результате которой увеличивается объем доходов за счет разницы между номинальной и реальной стоимостью денег. Самым серьезным отрицательным последствием широкого использования денежной эмиссии является наводнение каналов денежного обращения платежными средствами, не обеспеченными реальными активами ± которое ведет к обесценению денег и усилению инфляции.
Длительное время весьма распространенным способом покрытия дефицита государственного бюджета были прямые кредиты ЦБ правительству, но в последние годы их использование в ряде государств с рыночной экономикой весьма ограничено.
Государственные займы применяются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц (населения, банков, страховых, промышленных и прочих компаний), предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Существуют рыночные, нерыночные и специальные выпуски облигационных займов. Рыночные ценные бумаги свободно покупаются и продаются на денежном рынке и не могут быть предъявлены к погашению до установленных при выпуске государственного займа сроков. Нерыночные ценные бумаги не могут продаваться или покупаться, но могут быть досрочно предъявлены к погашению. Специальные выпуски государственных займов распределяются среди определенных учреждений и фондов—их ценные бумаги не подлежат купле-продаже на денежном рынке.
Держателями государственных займов являются коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, промышленные корпорации и юридические лица.
Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета: прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности.
Согласно международной практике существуют казначейская, банковская и смешанная системы кассового исполнения бюджета. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на ЦБ, при смешанной — на казначейство и ЦБ. На ранних этапах развития кредитно-финансовой системы кассовое исполнение бюджета являлось функцией казначейства; по мере развития банковской системы эта обязанность постепенно перешла к банкам, в основном к ЦБ.
В основу кассового исполнения^бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. ЦБ, таким образом, выступает кассиром правительства.
Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности, своевременно предотвращать кассовые разрывы; обеспечивать централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов, образующих в совокупности бюджетную систему страны.
В процессе кассового исполнения бюджета ЦБ аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местных бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местного бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов.
Организация платежно-расчетных отношений. ЦБ начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологии платежей — перехода к бумажно-денежному обращению. Использование не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя ЦБ, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.
Задачи ЦБ в организации платежной системы страйы:
• поддержание стабильности финансовой структуры;
• обеспечение эффективного функционирования платежной системы;
• проведение денежно-кредитной политики.
Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т.е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, позволяющего бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам и способного нивелировать возникающие проблемы (например; неплатежеспособность одного из ее участников, которая может повлечь за собой цепную реакцию неплатежей и создать угрозу для стабильности всей финансовой системы в целом).
Именно этот риск, называемый системным, отчасти предупреждается посредством организации ЦБ системы зачета взаимных платежей, т.е. клирингов, или осуществления контроля за деятельностью частных клиринговых палат.
Для нормального функционирования экономики представляется чрезвычайно важным обеспечить эффективную работу платежных систем. Задержки в оплате коммерческих сделок незамедлительно отражаются на состоянии экономики страны. Чтобы избежать этого, создаются специальные клиринговые палаты, осуществляющие безналичные расчеты путем зачета взаимных требований. Такая централизация системы расчетов способствует их ускорению и удешевлению. Совершенствование системы клиринговых расчетов предполагает расширение сферы ее действия с помощью электронно-вычислительной техники. Важнейшая задача в области повышения надежности платежных систем — снижение рисков, она решается посредством:
• усовершенствования системы нетто-расчетов, т.е. расчетов, при которых чистое сальдо определяется для каждого участника платежной системы при осуществлении клиринговых операций;
• внедрения системы брутто-расчетов в режиме реального времени, при которой платежи производятся сразу и окончательно.
Минимизация рисков при системе нетто-расчетов достигается посредством установления за ними контроля, своевременного принятия мер по устранению возможных потерь.-Среди таких мер следует выделить:
- допуск к участию в платежных системах лишь платежеспособных банков, обладающих техническими и операционными возможностями управления рисками;
- фиксирование для каждого участника пределов по взаимному нетто-кредиту и общего предела кредитования в течение дня;
- быстрое устранение возникающих перебоев в расчетах, связанных с неплатежеспособностью одного из участников;
- предоставление обеспечения под кредиты.
Система брутто-расчетов в режиме реального времени, надежность которой обусловлена платежеспособностью расчетного агента— ЦБ, минимизирует риски, возникающие вследствие отсутствия достаточных денежных средств на счетах одного из участника клиринга.
Платежная система используется ЦБ для реализации денежно-кредитной политики.
В случае неустойчивости и ненадежности платежной системы ЦБ испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятий в этой сфере.
Средства коммерческих банков, поступающие на счета ЦБ в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях денежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платежной системы, поскольку могут быть применены в случае необходимости для устранения перебоев в платежах. Кроме того, совершенные, эффективно функционирующие платежные системы способствуют ускорению обращения денег.
Степень участия ЦБ в организации платежей зависит от сложившихся в стране исторических традиций. Например, в Германии, Великобритании, Бельгии, Швеции, США ЦБ являются активными участниками осуществления платежей в клиринговых палатах, а в Греции и Португалии инициатива в этой области принадлежит частному сектору.
В зависимости от степени участия в функционировании клиринговых систем при решении трех основных задач в организаций платежной системы ЦБ используют два главных инструмента: участие в проведении клиринговых операций (внутренний контроль) и надзор за деятельностью частных клиринговых систем (внешний контроль), посредством которого ЦБ обеспечивают определенный уровень надежности частных клиринговых систем.
Возможность осуществлять контроль за деятельностью частных клиринговых палат обусловлена тем, как ЦБ выполняет функции кредитора последней инстанции. ЦБ оказывают помощь лишь~в"том случае, если частные клиринговые палаты не в состоянии решить определенные проблемы (например, управление риском), возникшие в результате их неэффективного функционирования.
Таким образом, ЦБ играет ключевую роль в платежной системе страны, непосредственно участвуя в работе частных клиринговых палат или осуществляя контроль за их деятельностью.
Выводы
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.
ЦБ сегодня — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.
Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ.
Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным обра-. зом воздействовать на валютный курс, процентные, ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, установить низкий уровень безработицы и инфляции.
Функция эмиссии банкнот является старейшей и одной из наиболее важных функций ЦБ.
Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер. Основные инструмен-♦ ты денежно-кредитной политики ЦБ:.
- установление минимальных резервных требований;
- регулирование официальной учетной ставки;
- операции на открытом рынке.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от-тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования. Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и других кредитно-банковских учреждениях.
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам.
В результате проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.
Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.
Рефинансирование ЦБ коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, — важное направление деятельности ЦБ.
ЦБ является проводником валютной политики, включающей комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.
Регулирование кредитно-банковских институтов — это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функциониррвание банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за работой банков проводится с целью обеспечить устойчивость отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением[ каждым банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
ЦБ выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.
Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.