Нормирование качества, нормирование воздействия на окружающую среду

22.10.12

19.10.12

Экологические права граждан и иных субъектов ЭП

Права, закрепленные в ст. 42 КРФ, а также в ст. 11 ФЗ «Об охране окр. среды»:

1) на благоприятную окр. среду

2) на возмещение ущерба, причиненному его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

3) на получение достоверной информации о состоянии окр. среды

4) на участие в принятии экологически значимого решения (Орхуская конвенция 1998 г. – РФ не ратифицировала)

5) на участие в акциях, митингах, собраниях по вопросам окр. среды

6) на обращение в органы власти с жалобами, заявлениями в органы гос. власти и в органы МСУ

7) на обращение с исками в суд о возмещении вреда, причиненного окр. среде

8) и др.

Защита прав:

1. на благоприятную окр. среду:

Благоприятная окр. среда определяется по критериям:

- Санитарно-гигиенический (на сколько окр. среда благоприятна для здоровья человека)

- Экономический (возможность использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей)

- Эстетический

2. На получение достоверной информации о состоянии окр. среды:

- О состоянии окр. среды

- О деятельности конкретных субъектов ЭП

3. На возмещение ущерба, причиненному его здоровью или имуществу экологическим правонарушением:

- только того вреда, который причинен экологическим правонарушением

- вред здоровью причиняется через загрязненные компоненты окр. среды

- экологические правонарушения содержатся в гл. 26 УК, гл. 59 ГК и гл. 8 КоАП РФ + в КоАП-ах субъектов РФ

- возмещаются затраты:

o на лечение

o на утрату (частично/полной) правоспособности

o на смену места жительства

o (ст. 1079 ГК) вред от источника повышенной опасности тоже возмещается (кроме случая, если докажут, что имело место действие непреодолимой силы или умысла потерпевшего)

o и др.

4. на участие в принятии экологически значимого решения (в РФ это право обеспечивается обязанностями органов гос. власти, органов МСУ):

- Правовые акты органов власти

- Граждане могут принимать участие в принятии экологически значимого решения:

o публичные слушания (ст. 28 Градостроительный кодекс + ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ» + н.п.а. органов МСУ регламентируют порядок публ. слушаний)

o общественные слушания (Положение об оценке воздействия на окр. среду от 12.05.00, утв. Госкомэкологии (Положение об ОВОС)) – инициирует инвестор

o референдум (ФЗ «О референдуме», п. 3 ст. 31 ЗК) – по поводу изъятия земельных участков, предоставления традиционных земельных участков

o общественная экологическая экспертиза (ст. 20 ФЗ «Об экол. экспертизе») – проводится экол. общественными объединениями

- Предоставление информации о состоянии окр. среды (воздействие предприятия на окр. среду не может быть коммерческой тайной. Но в законе не указано, что предоставление такой информации – их обязанность)

- ФЗ «о гидрометеорологической службе» устанавливает основы в сфере предоставления информации (платное (ех.: оценка воздействия на окр. среду будущего объекта)/бесплатное, заблаговременное предоставление)

- Ведение единого фонда данных о состоянии окр. среды (гос. водный реестр, гос. лесной реестр, гос. кадастр объектов животного мира, кадастр объектов недвижимости (но там нет информации о землях, только о земельных участках) и др.)

- Гос. тайна:

o (ФЗ «О гос. тайне» ст. 7) – сведения о чрезвычайных происшествиях, о состоянии экологии (=окр. среды) не подлежат засекречиванию

o (Указ Президента «О перечне сведений, составляющих гос. тайну») ех.: к гос. тайне относится военная деятельность (она может влиять на окр. среду)

o (ФЗ «Об информации, инф. технологиях и защите информации» Ст. 8, 9) информация о состоянии окр. среды не может засекречиваться

o Положение о создании и ведении единого гос. фонда данных о состоянии окр. среды и ее загрязнении, утв. Постановлением Прав-ва 02.12.99

Экологическое управление:

1) Государственное:

· Осуществляется:

- гос. органами:

o общей компетенции (Прав-во)

o спец. компетенции (Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, Мин-во с/х, Фед. служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, Ростехнадзор, Фед. служба по гидрометеорологии, Фед. агентство по водных ресурсам, Фед. Агентство лесного хозяйства, Фед. Агентство по недропользованию, Фед. Агентство по рыболовству)

- органами исп. власти субъектов (ех.: Департамент Прав-ва Москвы по защите окр. среды и природопользования)

· Принципы деятельности органов гос. экологического управления:

- Законность

- Сочетание эколог., эконом. интересов человека

- Учет природных особенностей территорий, сочетание отраслевого, бассейного и адм.-территориального подходов

- Разделение хоз. и контрольной-надзорных функций в деятельности органов гос. управления

- Ответственность органов за состояние окр. среды на соответствующей территории

- Разграничение полномочий и предмета ведения между фед. органами и органами субъектов (ст. 5-9 ФЗ«Об охране окр. среды») (возможна передача полномочий и субвенций и гос. органы могут контролировать их использование, а также изъять их, если они не исполняются должным органом)

· Функции гос. экологического управления:

- Гос. планирование в сфере охраны окр. среды (принятие фед., регион., межмуниципальных целевых экол. программ + стратегия эколог. развития)

- Предоставление информации о состоянии окр. среды, природных ресурсов и т.п. (Росреестр (земля), Росгидромет и ее террит. органы, Рослесхоз, Фед. агентство водных ресурсов)

- Гос. учет в сфере охраны окр. среды и природопользования (учет природ. ресурсов и их экономическая оценка + учет источников негативного воздействия на окр. среду (ст. 21 ФЗ «Об охране атм. воздуха» + ст. 19, 20 ФЗ «Об отходах производства и средствах потребления» (ведется их гос. кадастр)))

- Осуществление гос. эколог. мониторинга в сфере охраны окр. среды (ст. 63-63.2 ФЗ «Об охране окр. среды»). Создана единая система гос. эколог. Мониторинга, в составе которой:

o Мониторинг состояния загрязнения окружающей среды

o Мониторинг земель

o Мониторинг объектов животного мира

o Мониторинг лесопатологический мониторинг (вредители и болезни лесов)

o Мониторинг состояния недр

o Мониторинг водных объектов

- Нормирование в сфере охраны окр. среды (ст. 19-28 ФЗ «Об охране окр. среды»). Основная цель – создание нормативов качества и нормативов воздействия на окр. среду

- Гос. эколог. экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окр. среду).

- Гос. эколог. надзор (раньше был гос. экол. контроль)

- Установление (суммы) и взимание платы, ее администрирование

- Организация деятельности особо охраняемых территорий

- Ведение Красной книги РФ (Положение о Красной книге РФ 1996 г.) – уничтожение объекта, занесенного в Красную книгу – основание к привлечению к уг. ответственности

- Осуществление международного сотрудничества в сфере охраны окр. среды

2) Муниципальное:

· Осуществляется органами МСУ

· Функции (ст. 13-16 ФЗ «об общих принципах организации МСУ»):

- Сбор, транспортировка и утилизация отходов (кроме радиационных и т.п.)

- Благоустройство и озеленение территорий

- Муниципальный лесной, водный контроль (применительно к тем лесам, водным объектам, которые в мун. собственности)

- Создание особо охраняемых природных территорий местного значения (курорты и т.п.)

- Первичный учет источников негативных воздействий на окр. среду

3) Ведомственное:

· Осуществляется Министерствами + через входящие в его состав подчиненные органы

· Цель – осуществление контроля на предмет соблюдения требований по охране окр. среды

4) Производственное:

· Осуществляется самими субъектами внутри предприятия

· = Экологический менеджмент

· Функции:

- Внутрипроизводственный контроль (ст 67 ФЗ «об охране окр. среды»)

- Отчетность и предоставление информации органам

- Обеспечение выполнения требований зак-ва:

o Проведение поверки (соответствие требованиям) приборов

o Очистные сооружения

5) Общественное -? (посмотреть)

Это центральный правовой институт.

Нормативы (ст. 18-28 ФЗ «Об охране окр. среды»):

· Это ненормативные правовые акты, это технические показатели. Но они являются юридически обязательными к исполнению

· ПДК – предельная допустимая концентрация).

Виды нормативов:

I. Нормативы качества окр. среды (те показатели, которые характеризуют внешнее состояние среды) (ст. 21 ФЗ é)

1) Санитарно-гигиенические нормативы:

- Утверждаются органами Минздрава (проводят тестирование, определяется порог безопасности человека)

- Не учитывают особенности региона

2) Рыбохозяйственные нормативы:

- Утверждаются фед. агентством по рыболовству (Минприроды)

- Для воды и водных объектов

- ФЗ «О рыболовстве»

II. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (Ст. 22 ФЗé):

· Устанавливаются индивидуально для каждого субъекта.

· Виды:

1) Нормативы допустимого выброса загрязняющих веществ +

2) Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты:

- ПДК = ПДВ(выбросы) + ПДС(сбросы)

- Если нельзя установить норматив, соблюдающий ПДК, то устанавливаются временно-согласованные выбросы (ВСВ) и временно-согласованные сбросы (ВСС)

- ВСВ и ВСС устанавливаются на 3 года, предприятие разрабатывает план, чтобы эти показатели снизились за этот срок до ПДВ и ПДС.

- При установлении ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС нет правонарушения. Но при их превышении – правонарушение.

- Установление этих нормативов посредством установления разрешения (выдает Росприроднадзор и ее (службы) территориальные органы) (разрешение на выброс: устанавливаются объем и периодичность выбросов. Несоблюдение => ответственность: адм., уг.)

- Наилучшие доступные технологии (европейский подход):

o Ст. 1 ФЗé

o НДТ – те технологии (доступные экономически), которые производят меньше всего загрязнений

o Справочники НДТ (создаются спец. комиссией):

ü Даты параметры выбросов, сбросов, материалов, которые должны производиться на единицу товара

ü Если все же не соблюдаются ПДК => индивидуальный подход к нормированию

3) Нормативы допустимых физических воздействий

4) Нормативы образования отходов производства и потребления:

- Посмотреть П.3 Ст. 18 ФЗ é

- Освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства

5) Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды:

- Вода:

o Ст. 26 ФЗ é

o Устанавливаются Водным, Лесным зак-вом, зак-вом о недрах и т.п., а не зак-вом об охране окр. среды

o Лимиты и режим изъятия водных ресурсов из водного объекта (в рамках договора водопользования) – устанавливаются органами гос. власти субъектов РФ и федеральными органами (по поводу крупных объектов)

o Квоты забора (т.е. сумма всех лимитов изъятия водных ресурсов)– устанавливаются для субъекта РФ в целом

o Превышение лимитов – правонарушение

- Лес:

o Расчетная лесосека (ст. 29 ФЗé) устанавливается с учетом пород, возраста и состояния деревьев

o Она устанавливается для нормирования вырубки

- Земля:

o Ст. 33 ЗК – нормы предоставления земельных участков (мах размеры участков)

6) Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окр. среду:

- Сейчас таких нормативов нет

7) Нормативы территориальных зон с особыми условиями использования территорий:

- Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

- Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий (устанавливаются границы, в которых есть ограничения для постройки других объектов. Ех.: атомная электростанция)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: