22.10.12
19.10.12
Экологические права граждан и иных субъектов ЭП
Права, закрепленные в ст. 42 КРФ, а также в ст. 11 ФЗ «Об охране окр. среды»:
1) на благоприятную окр. среду
2) на возмещение ущерба, причиненному его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
3) на получение достоверной информации о состоянии окр. среды
4) на участие в принятии экологически значимого решения (Орхуская конвенция 1998 г. – РФ не ратифицировала)
5) на участие в акциях, митингах, собраниях по вопросам окр. среды
6) на обращение в органы власти с жалобами, заявлениями в органы гос. власти и в органы МСУ
7) на обращение с исками в суд о возмещении вреда, причиненного окр. среде
8) и др.
Защита прав:
1. на благоприятную окр. среду:
Благоприятная окр. среда определяется по критериям:
- Санитарно-гигиенический (на сколько окр. среда благоприятна для здоровья человека)
- Экономический (возможность использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей)
|
|
- Эстетический
2. На получение достоверной информации о состоянии окр. среды:
- О состоянии окр. среды
- О деятельности конкретных субъектов ЭП
3. На возмещение ущерба, причиненному его здоровью или имуществу экологическим правонарушением:
- только того вреда, который причинен экологическим правонарушением
- вред здоровью причиняется через загрязненные компоненты окр. среды
- экологические правонарушения содержатся в гл. 26 УК, гл. 59 ГК и гл. 8 КоАП РФ + в КоАП-ах субъектов РФ
- возмещаются затраты:
o на лечение
o на утрату (частично/полной) правоспособности
o на смену места жительства
o (ст. 1079 ГК) вред от источника повышенной опасности тоже возмещается (кроме случая, если докажут, что имело место действие непреодолимой силы или умысла потерпевшего)
o и др.
4. на участие в принятии экологически значимого решения (в РФ это право обеспечивается обязанностями органов гос. власти, органов МСУ):
- Правовые акты органов власти
- Граждане могут принимать участие в принятии экологически значимого решения:
o публичные слушания (ст. 28 Градостроительный кодекс + ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ» + н.п.а. органов МСУ регламентируют порядок публ. слушаний)
o общественные слушания (Положение об оценке воздействия на окр. среду от 12.05.00, утв. Госкомэкологии (Положение об ОВОС)) – инициирует инвестор
o референдум (ФЗ «О референдуме», п. 3 ст. 31 ЗК) – по поводу изъятия земельных участков, предоставления традиционных земельных участков
o общественная экологическая экспертиза (ст. 20 ФЗ «Об экол. экспертизе») – проводится экол. общественными объединениями
|
|
- Предоставление информации о состоянии окр. среды (воздействие предприятия на окр. среду не может быть коммерческой тайной. Но в законе не указано, что предоставление такой информации – их обязанность)
- ФЗ «о гидрометеорологической службе» устанавливает основы в сфере предоставления информации (платное (ех.: оценка воздействия на окр. среду будущего объекта)/бесплатное, заблаговременное предоставление)
- Ведение единого фонда данных о состоянии окр. среды (гос. водный реестр, гос. лесной реестр, гос. кадастр объектов животного мира, кадастр объектов недвижимости (но там нет информации о землях, только о земельных участках) и др.)
- Гос. тайна:
o (ФЗ «О гос. тайне» ст. 7) – сведения о чрезвычайных происшествиях, о состоянии экологии (=окр. среды) не подлежат засекречиванию
o (Указ Президента «О перечне сведений, составляющих гос. тайну») ех.: к гос. тайне относится военная деятельность (она может влиять на окр. среду)
o (ФЗ «Об информации, инф. технологиях и защите информации» Ст. 8, 9) информация о состоянии окр. среды не может засекречиваться
o Положение о создании и ведении единого гос. фонда данных о состоянии окр. среды и ее загрязнении, утв. Постановлением Прав-ва 02.12.99
Экологическое управление:
1) Государственное:
· Осуществляется:
- гос. органами:
o общей компетенции (Прав-во)
o спец. компетенции (Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, Мин-во с/х, Фед. служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, Ростехнадзор, Фед. служба по гидрометеорологии, Фед. агентство по водных ресурсам, Фед. Агентство лесного хозяйства, Фед. Агентство по недропользованию, Фед. Агентство по рыболовству)
- органами исп. власти субъектов (ех.: Департамент Прав-ва Москвы по защите окр. среды и природопользования)
· Принципы деятельности органов гос. экологического управления:
- Законность
- Сочетание эколог., эконом. интересов человека
- Учет природных особенностей территорий, сочетание отраслевого, бассейного и адм.-территориального подходов
- Разделение хоз. и контрольной-надзорных функций в деятельности органов гос. управления
- Ответственность органов за состояние окр. среды на соответствующей территории
- Разграничение полномочий и предмета ведения между фед. органами и органами субъектов (ст. 5-9 ФЗ«Об охране окр. среды») (возможна передача полномочий и субвенций и гос. органы могут контролировать их использование, а также изъять их, если они не исполняются должным органом)
· Функции гос. экологического управления:
- Гос. планирование в сфере охраны окр. среды (принятие фед., регион., межмуниципальных целевых экол. программ + стратегия эколог. развития)
- Предоставление информации о состоянии окр. среды, природных ресурсов и т.п. (Росреестр (земля), Росгидромет и ее террит. органы, Рослесхоз, Фед. агентство водных ресурсов)
- Гос. учет в сфере охраны окр. среды и природопользования (учет природ. ресурсов и их экономическая оценка + учет источников негативного воздействия на окр. среду (ст. 21 ФЗ «Об охране атм. воздуха» + ст. 19, 20 ФЗ «Об отходах производства и средствах потребления» (ведется их гос. кадастр)))
- Осуществление гос. эколог. мониторинга в сфере охраны окр. среды (ст. 63-63.2 ФЗ «Об охране окр. среды»). Создана единая система гос. эколог. Мониторинга, в составе которой:
o Мониторинг состояния загрязнения окружающей среды
o Мониторинг земель
o Мониторинг объектов животного мира
o Мониторинг лесопатологический мониторинг (вредители и болезни лесов)
o Мониторинг состояния недр
o Мониторинг водных объектов
- Нормирование в сфере охраны окр. среды (ст. 19-28 ФЗ «Об охране окр. среды»). Основная цель – создание нормативов качества и нормативов воздействия на окр. среду
- Гос. эколог. экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окр. среду).
|
|
- Гос. эколог. надзор (раньше был гос. экол. контроль)
- Установление (суммы) и взимание платы, ее администрирование
- Организация деятельности особо охраняемых территорий
- Ведение Красной книги РФ (Положение о Красной книге РФ 1996 г.) – уничтожение объекта, занесенного в Красную книгу – основание к привлечению к уг. ответственности
- Осуществление международного сотрудничества в сфере охраны окр. среды
2) Муниципальное:
· Осуществляется органами МСУ
· Функции (ст. 13-16 ФЗ «об общих принципах организации МСУ»):
- Сбор, транспортировка и утилизация отходов (кроме радиационных и т.п.)
- Благоустройство и озеленение территорий
- Муниципальный лесной, водный контроль (применительно к тем лесам, водным объектам, которые в мун. собственности)
- Создание особо охраняемых природных территорий местного значения (курорты и т.п.)
- Первичный учет источников негативных воздействий на окр. среду
3) Ведомственное:
· Осуществляется Министерствами + через входящие в его состав подчиненные органы
· Цель – осуществление контроля на предмет соблюдения требований по охране окр. среды
4) Производственное:
· Осуществляется самими субъектами внутри предприятия
· = Экологический менеджмент
· Функции:
- Внутрипроизводственный контроль (ст 67 ФЗ «об охране окр. среды»)
- Отчетность и предоставление информации органам
- Обеспечение выполнения требований зак-ва:
o Проведение поверки (соответствие требованиям) приборов
o Очистные сооружения
5) Общественное -? (посмотреть)
Это центральный правовой институт.
Нормативы (ст. 18-28 ФЗ «Об охране окр. среды»):
· Это ненормативные правовые акты, это технические показатели. Но они являются юридически обязательными к исполнению
· ПДК – предельная допустимая концентрация).
Виды нормативов:
I. Нормативы качества окр. среды (те показатели, которые характеризуют внешнее состояние среды) (ст. 21 ФЗ é)
1) Санитарно-гигиенические нормативы:
- Утверждаются органами Минздрава (проводят тестирование, определяется порог безопасности человека)
|
|
- Не учитывают особенности региона
2) Рыбохозяйственные нормативы:
- Утверждаются фед. агентством по рыболовству (Минприроды)
- Для воды и водных объектов
- ФЗ «О рыболовстве»
II. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (Ст. 22 ФЗé):
· Устанавливаются индивидуально для каждого субъекта.
· Виды:
1) Нормативы допустимого выброса загрязняющих веществ +
2) Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты:
- ПДК = ПДВ(выбросы) + ПДС(сбросы)
- Если нельзя установить норматив, соблюдающий ПДК, то устанавливаются временно-согласованные выбросы (ВСВ) и временно-согласованные сбросы (ВСС)
- ВСВ и ВСС устанавливаются на 3 года, предприятие разрабатывает план, чтобы эти показатели снизились за этот срок до ПДВ и ПДС.
- При установлении ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС нет правонарушения. Но при их превышении – правонарушение.
- Установление этих нормативов посредством установления разрешения (выдает Росприроднадзор и ее (службы) территориальные органы) (разрешение на выброс: устанавливаются объем и периодичность выбросов. Несоблюдение => ответственность: адм., уг.)
- Наилучшие доступные технологии (европейский подход):
o Ст. 1 ФЗé
o НДТ – те технологии (доступные экономически), которые производят меньше всего загрязнений
o Справочники НДТ (создаются спец. комиссией):
ü Даты параметры выбросов, сбросов, материалов, которые должны производиться на единицу товара
ü Если все же не соблюдаются ПДК => индивидуальный подход к нормированию
3) Нормативы допустимых физических воздействий
4) Нормативы образования отходов производства и потребления:
- Посмотреть П.3 Ст. 18 ФЗ é
- Освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства
5) Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды:
- Вода:
o Ст. 26 ФЗ é
o Устанавливаются Водным, Лесным зак-вом, зак-вом о недрах и т.п., а не зак-вом об охране окр. среды
o Лимиты и режим изъятия водных ресурсов из водного объекта (в рамках договора водопользования) – устанавливаются органами гос. власти субъектов РФ и федеральными органами (по поводу крупных объектов)
o Квоты забора (т.е. сумма всех лимитов изъятия водных ресурсов)– устанавливаются для субъекта РФ в целом
o Превышение лимитов – правонарушение
- Лес:
o Расчетная лесосека (ст. 29 ФЗé) устанавливается с учетом пород, возраста и состояния деревьев
o Она устанавливается для нормирования вырубки
- Земля:
o Ст. 33 ЗК – нормы предоставления земельных участков (мах размеры участков)
6) Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окр. среду:
- Сейчас таких нормативов нет
7) Нормативы территориальных зон с особыми условиями использования территорий:
- Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
- Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий (устанавливаются границы, в которых есть ограничения для постройки других объектов. Ех.: атомная электростанция)