Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления

Власть существовала задолго до возникновения государства. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу состоянию безвластия, отсутствия власти. В период первобытнообщинного строя власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода, которые избирали старейшину. Таким образом, в примитивных обществах власть была анонимной (концепция Дюверже М.), распыленной среди членов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Однако власть не носила политического характера.

Политическая власть - важнейший регулятор человеческих отношений, необходимая для устойчивого существования любой общественной организации. Она отличается совершенством внутренней организации, монополией на регламентацию жизни общества и возможностью принуждения в отношении личности и общества. Именно поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

Гаджиев Введение в политическую науку. - М, 2004.

Панарин А.С. Политическое прогнозирование. - М., 1999.

Васильев Н. Политология. - М., 2004

Принципы организации и функционирования власти

Структура власти

Концепции власти

Список литературы:

. Политология: Вчера и сегодня. Вып.II. - М., 2006.

. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. - М., 1995.

. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. - М., 2005.

. Хрестоматия по политологии /под ред. М.Василика. - М., 2004.

. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. - М., 1983.

. Антропология власти. Хрестоматия по политологии / В.В. Бочаров в 2-х томах.

«Власть необъяснима, и в этом ее сила»

Э. Шартье

Цель - определение места политической власти в системе общественных отношений. Исследование генезиса, сущности, парадигм власти.

Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Властные отношения характерны для церкви, профсоюза, семьи, особенно для отношений между родителями и детьми, которые нельзя назвать политическими. Следует учесть и то, что часто понятие «власть» используется в качестве метафоры. Говорят, например, о власти традиций, предрассудков, идей, любви, о власти человека над самим собой и.т.д. Однако свое наиболее адекватное выражение понятие «власть» находит в политической сфере.

С усилением социальной дифференциации, интенсивности взаимодействий индивидов возникает необходимость концентрации власти в руках вождей, групп с тем, чтобы она была способна эффективно реагировать на возникающие проблемы. Анонимная власть уступает свое место индивидуализированной. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства отделились от общества и стали над ним.

Однако процесс нарастания социального неравенства обнаруживал неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Это стимулировало процесс институализации власти, в ходе которого она все более стала опираться на специальные институты. Так власть постепенно становилась политической, выражаясь в деятельности государства, партий и других организаций.

Борьба за власть - тайная пружина политической истории. За пестрым калейдоскопом политических событий часто скрывается сильнейшая борьба за власть. Приход к власти монархов, диктаторов и президентов сопровождается напряженной закулисной борьбой, в которой могут использоваться самые разнообразные средства. Ученые утверждают, что политическая власть - это способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения. Власть - это инструмент политика, поэтому самое главное заключается в том, в чьих руках находится данный инструмент.

Восточная мудрость гласит:

Проходя мимо подножия горы Тай, Конфуций заметил горько плачущую женщину. Учитель поспешил вперед и быстро подошел к ней. Затем он попросил Це Ю расспросить ее. «Ваши рыдания таковы, - сказал тот, - что заставляют думать о горчайшем из переживаний». Женщина ответила: «Отца моего мужа убил тигр. Мой муж также был убит, и сын погиб таким же образом». Учитель сказал: «Почему вы не покинете это место?» В ответ он услышал: «Здесь не гнетет правление». Тогда учитель сказал «Запомните это, дети мои. Угнетающее правление ужаснее тигров».

Биологический подход переносит природные инстинкты животного мира на человеческое общество и, соответственно, считает, что стремление к агрессии и борьба за существование сублимируются в стремление к лидерству и подчинению слабого сильному. Многие ученые рассматривают феномен политической власти с рациональной точки зрения - как проявление присущей человеку разумности. Вместе с тем существует и противоположная, иррациональная концепция феномена политической власти. Муссолини и Гитлер были уверены в том, что люди по своей природе неразумны, охвачены первобытными страхами, ориентируются на примитивные стереотипы, их мышление иррационально. Поэтому людьми управлять необходимо с помощью массовых драматических зрелищ, символов, мифов. С точки зрения психологического подхода, как, например, считал Э. Фромм, «жажда власти коренится не в силе, а в слабости». По его мнению, во власти «проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой». Власть - это не что иное, как отчаянная попытка приобрести знаменатель силы, когда подлинной силы не хватает. Более того, «сила в психологическом смысле не имеет ничего общего с господством; … это слово означает обладание способностью…власть и сила - это совершенно разные вещи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: