Стратегии концентрации

Прямая интеграция

Предполагает приобретение предприятия в собственность или получение сильного контроля с его стороны над структурами, обеспечивающими реализацию готовой продукции. Данная стратегия целесообразна в следующих случаях:

1) структура реализации продукции связана с большими затратами и не способна удовлетворить интересы предприятия;

2) возможности структуры реализации готовой продукции ограничены с точки зрения получения стратегических преимуществ в конкурентной борьбе;

3) предприятие работает в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынка сбытов продукции;

4) предприятие имеет персонал и финансовые средства, необходимые для создания собственной структуры реализации готовой продукции;

5) для стабильного производства необходимо иметь прямой выход на рынок реализации готовой продукции и отслеживать его коньюктуру.

Данная стратегия имеет смысл, если падает себестоимость продукции и повышается эффективность производства.

Обратная интеграция

Отображает стремление организации получить в собственность или под свой контроль поставщиков сырья и материалов. Её целесообразно осуществлять,

1) когда поставщики дорого обходятся предприятию или неспособны удовлетворить его запросы;

2) когда число поставщиков ограничено по сравнению с количеством конкурентов;

3) когда предприятие работает в быстрорастущей отрасли, для которой прогнозируется расширение рынков сбыта;

4) когда компания располагает капиталом и квалифицированным персоналом, необходимыми для организации обеспечения её сырьём и материалами;

5) когда для обеспечения конкурентоспособности компании особое значение имеет стабильные поставки сырья и материалов.

Горизонтальная интеграция

Предполагает стремление предприятия получить в собственность или получить контроль над своими конкурентами. Целесообразна

1) если у компании имеются возможности стать монополистом на региональных ранках без привлечения институционального ресурса (поддержки органов власти) и без серьезной конкуренции со стороны других предприятий;

2) когда предприятие работает в быстроразвивающейся отрасли;

3) увеличение масштабов производства обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества;

4) компания располагает необходимым капиталом и квалифицированными кадрами для обеспечения роста масштабов производства;

5) конкуренты предприятия слабы из-за отсутствия квалифицированного управления или нехватки ресурсов.

Захват рынка

Представляет собой стремление предприятия увеличить долю своей продукции на традиционных рынках. Стратегия выгодна,

1) когда существуют рынки ненасыщенной продукцией предприятия;

2) когда норма потребления продукции предприятия у традиционных потребителей может существенно возрасти;

3) когда доля конкурентов на рынке уменьшается при увеличении объемов реализации аналогичной продукции;

4) когда увеличение масштабов производства обеспечивает основные конкурентные преимущества.

Стратегия развития рынка

Предполагает выведение организацией своей продукции на новые сегменты рынка (как правило, географические). Данная стратегия целесообразна

1) когда появляются новые недорогие и надежные каналы сбыта продукции;

2) когда предприятие занимает устойчивое или лидирующее позиции на рынке (располагает долгосрочными конкурентными преимуществами);

3) когда существуют новые ненасыщенные рынки;

4) когда предприятие имеет необходимый капитал и квалифицированные кадры для расширения коммерческих операций на рынке;

5) когда у предприятия имеется запас производственных мощностей;

6) когда предприятие или его основное производство развиваются высокими темпами.

Развитие продукта

Предполагает стремление организации увеличить объем реализации за счёт улучшения или модификации своей продукции. Целесообразна

1) когда предприятие выпускает конкурентоспособную продукцию, находящуюся в стадии зрелости жизненного цикла продукции и для привлечения внимания потребителей и удовлетворения их потребностей выпускается новый улучшенный продукт;

2) когда основные конкуренты предприятия предлагают продукцию лучшего качества по сопоставимой цене;

3) когда предприятие работает в отрасли промышленности, для которой характерны быстрые технологические изменения;

4) когда предприятие располагает научно-исследовательскими и проектными возможностями.

Концентрическая диверсификация

Стратегия связана с организацией новых производств, совпадающих с основным профилем предприятия. Целесообразна

1) если предприятие работает в отрасли, имеющей низкие темпы роста;

2) когда создание новых профильных продуктов может обеспечить дополнительные конкурентные преимущества при реализации традиционной продукции;

3) когда новые профильные продукты могут реализовываться по высоким ценам;

4) когда традиционные продукты предприятия находятся в стадии спада жизненного цикла продукции;

5) когда предприятие располагает необходимой организационной структурой и системой управления для создания новых продуктов.

Конгламеративная диверсификация

Представляет собой создание предприятием новых продуктов, не совпадающих с основным профилем производства. Эффективна

1) когда в базовой отрасли предприятия происходят застойные и кризисные явления (что приводит к уменьшению объёмов реализации, выручки и прибыли);

2) предприятие располагает капиталом и управленческими кадрами, необходимыми для того, чтобы начать конкурировать в новой отрасли;

3) когда предприятие располагает финансовыми средствами, позволяющими приобрести непрофильный бизнес и, по мнению её управленческого персонала, он представляет собой надёжный объект для эффективных инвестиций;

4) когда существует финансовое взаимодействие между приобретаемой и приобретающей организациями;

5) когда существующие рынки для профильной продукции предприятия насыщены.

Горизонтальная диверсификация

Предполагает организацию выпуска новой непрофильной продукции для традиционных потребителей. Стратегия целесообразна

1) когда добавление новых непрофильных продуктов может существенно улучшить реализацию традиционной продукции;

2) когда предприятие работает в отрасли с высокой конкуренцией или с низкими темпами развития, что приводит к низкой норме прибыли и дохода;

3) когда традиционные каналы реализации продукции предприятия могут быть использованы для продвижения на рынок новой продукции для традиционных потребителей.

Совместное предприятие

Это способ объединения организаций для выполнения работ над общими проектами. Целесообразна

1) когда предприятие объединяется с унитарным предприятием или открытой акционерной компанией;

2) когда национальное предприятие объединяется с иностранным;

3) два или более объединяющихся предприятий специализируются в различных областях и объединяются, чтобы дополнить друг друга;

4) когда какой-либо проект является потенциально очень выгодным, но связан с рисками и затратами ресурсов, которые не в состоянии взять на себя одно предприятие;

5) когда несколько средних предприятий конкурируют с большим;

6) когда существует потребность быстрого внедрения новых технологий.

Стратегия сокращения бизнеса

Связана с перегруппировкой элементов производства с целью сокращения издержек и предотвращения падения объемов реализации продукции. Целесообразна

1) когда предприятие, располагая достаточными ресурсами, не смогло реализовать стратегические цели из-за влияние внешней экономической среды (макроэкономической коньюктуры);

2) когда предприятие имеет слабые конкурентные позиции в отрасли;

3) когда производство неэффективно, низкоприбыльно, и руководство компании испытывает постоянное давление со стороны акционеров или владельца предприятия;

4) когда предприятие имело в предшествующий период высокие темпы роста, что обусловило необходимость провести его внутреннюю реорганизацию.

Стратегия отторжения

Представляет собой продажу части бизнеса организации и может быть эффективна

1) когда стратегия сокращения предприятия не принесла желаемого эффекта;

2) когда какое-либо подразделение предприятия требует больших затрат финансовых ресурсов для поддержания своей конкурентоспособности, а предприятие в данный момент этими ресурсами не располагает;

3) когда какое-либо подразделение предприятия является основной причиной падения эффективности предприятия в целом;

4) когда какое-либо производственное подразделение плохо координируется с остальным производством;

5) когда предприятию необходимо получить в короткий промежуток времени значительные финансовые ресурсы;

6) когда деятельность предприятия попадает под антимонопольное законодательство.

Стратегия кооперации

Условия, влияющие на выбор стратегии кооперации, в рамках аутсорсенгового способа интеграции организации во внешнюю среду являются более простыми, чем условия выбора стратегии концентрации. Это связано с тем, что основой для выбора стратегии кооперации является функциональная эффективность производства. Выделяют 3 стратегии кооперации:

1. Прямая контрактация.

2. Обратная контрактация.

3. Совместное производство.

прямая контрактация

предполагает временную передачу на контактной основе сторонним организациям или специалистам выполнения отдельных функций маркетинга и сбыта готовой продукции предприятия. Целесообразна

1) сторонние организации или отдельные специалисты обходятся компании значительно дешевле, чем выполнение их функций самим предприятием;

2) когда возможности сторонних организаций или отдельных специалистов гораздо больше с точки зрения удовлетворения интересов потребителей и обеспечения для предприятия долгосрочных конкурентных преимуществ;

3) когда конкуренция при сбыте готовой продукции предприятия переходит в область удовлетворения комплексных запросов потребителя, для чего предприятию необходимо осуществлять масштабную диверсификацию производства, которая не является экономически целесообразной;

4) когда у предприятия недостаточно собственных средств и квалифицированных специалистов для выполнения функций маркетинга и сбыта готовой продукции.

обратная контрактация

предполагает временную передачу на контрактной основе сторонним организациям и специалистам выполнения отдельных производственных и обслуживающих функций. Целесообразна

1) когда сторонние организации и специалисты обходятся предприятию значительно дешевле;

2) когда количество организаций, готовых выполнять на качественном уровне соответствующие производственные функции, велико и уровень конкуренции между ними высок;

3) когда предлагаемые для контрактации производственные и обслуживающие функции основаны на применении специфических технологий, специальных знаний и техники или имеют собственный отраслевой профиль;

4) когда предприятие не располагает финансовыми средствами и квалифицированным персоналом для осуществления функции передаваемых на контрактацию на высоком конкурентном уровне;

5) когда предприятие нуждается в постоянном и быстром развитии предлагаемых для контрактации производственных функций или функций обслуживания.

совместное производство

способ объединения организаций между собой для обеспечения выполнения отдельных производственных функций или функций обслуживания. Целесообразна

1) когда предприятию необходимо создать новый функциональный элемент в своей производственной структуре, не имея для этого достаточных финансовых средств и квалифицированного персонала, а также технологий и хозяйственного опыта;

2) когда техническая и технологическая база предприятия позволяет выполнять на нём разнообразные производственные и обслуживающие функции, необходимые в качестве функциональных элементов для производственной хозяйственной деятельности других предприятий.

Стратегия комбинирования

переход к применению виртуального способа интеграции во внешнюю среду и выбор соответствующей стратегии комбинирования обусловлен 2 условиями:

1) внешнее пространство должно иметь соответствующую информационно-технологическую инфраструктуру, позволяющую участнику хозяйственных отношений взаимодействовать виртуально;

2) структура, технология и культура осуществления хозяйственных процессов в организации должны быть совместимы с информационно-технологической инфраструктурой внешней среды.

Для высокотехнологичного производства возможна одна стратегия комбинирования – виртуальная корпорация, то есть способ комбинирования посредствам информационно-технологической инфраструктуры хозяйственных процессов для нескольких организаций (начиная с 2-х) с целью производства товаров и услуг. Целесообразна, когда производство этих товаров с точки зрения его технологии достигло максимально возможной степени распределённости и основной проблемой повышения эффективности становится проблема сокращения издержек комбинирования частей этого производства и управление единым производственным процессом. На практике из-за сложности (многообразия) и динамики процессов, протекающих на предприятии и во внешней среде, используется комбинация из набора рассмотренных стратегий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: