Предмет и метод бухгалтерского учета. Лекция № 2. Предмет, метод и принципы бухгалтерского учета

ЛЕКЦИЯ № 2. Предмет, метод и принципы бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная дея­тельность предприятия или физического лица, которая осущест­вляется с помощью хозяйственных средств:

1) основные средства;

2) нематериальные активы;

3) оборотные средства;

4) денежные средства;

5) средства в расчетах;

6) отвлеченные средства.

Основные средства — это средства, которые участвуют в хо­зяйственной деятельности предприятия длительное время, сохра­няют свою форму и в себестоимость произведенной продукции включаются частично (в виде амортизационных отчислений).

Нематериальные активы — это патенты, секреты производства, лицензии, торговые марки и т. д.

Оборотные средства используются в процессе производства недолго (примерно один производственный цикл). При этом ме­няют свою существенную форму, а в себестоимость производст­венной продукции включаются, как правило, всей своей стои­мостью. К оборотным средствам относятся сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, электроэнергия, топливо, тара.

Денежные средства — это деньги в кассе предприятия, на рас­четном и специальных счетах в банках.

Средства в расчетах — это дебиторская задолженность.

Отвлеченные средства — это суммы, которые уплачиваются в виде налогов и сборов, формируются за счет собственных средств, а также с помощью заемных источников.

Метод бухгалтерского учета — это приемы, элементы, с по­мощью которых осуществляется бухгалтерский учет.

Элементы и методы бухгалтерского учета:

1) счета;

2) двойная запись;

3) документация;

4) инвентаризация;

5) оценка и калькуляция;

6) бухгалтерский баланс;

7) отчетность.

Счет — это инструмент учета, группировки, кодировки хо­зяйственных средств и операций. Различают активные, пассив­ные и активно-пассивные счета по отношению к бухгалтерскому балансу.

Корреспонденция счетов — это взаимосвязь счетов.

Двойная запись — это запись хозяйственных операций по де­бету одного и кредиту другого счета. Кодировка хозяйственных операций с помощью двойной записи называется бухгалтерской проводкой.

Двойная запись отражает двойственные изменения в составе имущества предприятия и имеет следующие существенные значе­ния: придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспе­чивает взаимосвязь между счетами, дает представление о движении хозяйственных средств, источников их образования (информаци­онное значение), позволяет устранить ошибки в счетных записях.

Документация — это сплошное и непрерывное отражение хо­зяйственной деятельности предприятия в учетных документах. Каждый документ представляет собой письменное свидетельство факта совершенной хозяйственной операции. Документы имеют название, а юридическую силу им придают обязательные рек­визиты.

Инвентаризация — это проверка фактического наличия товар­но-материальных ценностей, денежных средств, финансовых обя­зательств на определенную дату.

Оценка — определение стоимости в денежных измерителях.

Калькуляция — это определение затрат на производство про­дукции. В нее включаются статьи затрат.

Бухгалтерский баланс — это способ обобщения хозяйственных средств, группировки их источников на определенную дату. Левая часть — актив баланса, правая — пассив. Итоги актива и пассива бухгалтерского баланса должны соответствовать друг другу, поскольку не может быть больше хозяйственных средств, чем их ис­точников.

Отчетность — это отражение всей хозяйственной деятель­ности предприятия в документах за отчетный период (месяц, квартал, полугодие или год).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: