Комбинированный прием постановки звука

Этот прием основан на совмещении двух преды­дущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объясне­ние. Механическая помощь применяется в дополнение к произношению опорного звука: напри­мер, ребенок произносит несколько раз слог «са» логопед по­мещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук.

При этом способе пациент оказывается активным, а приобретенная им с помо­щью логопеда поза фиксируется в памяти и легко воспро­изводится в дальнейшем без механической помощи.

Поставленный индивидуально звук вводится в состав слогов различного типа. Как правило, большинство звуков начинают автоматизировать в прямых слогах типа СГ. Однако, звуки л, ль, ц, ч в силу особенностей артикуляционных и акустических характеристик рекомендуется начинать автоматизировать в обратных слогах типа ГС.

Затем поставленный звук вводится в состав звукокомплекса в положении между гласных типа ГСГ. В последнюю очередь звук вводится в состав слогов со стечением согласных типа ССГ. Это обусловлено повышением артикуляционной напряженности при произношении данного типа слога, что может провоцировать сбой новой условно рефлекторной связи правильного произношения и возврата к дефектному звуку.

Специфические особенности автоматизации звуков отмечаются при дизартрии. При данном нарушении фонетической стороны речи рекомендуется начинать первичную автоматизацию всех звуков в обратных слогах. Это позволяет снизить явление коартикуляции (слияния) и усилить кинестетические и акустические ощущения от произношения.

По мере того как звук оказывается поставленным в од­ной из слоговых позиций, логопедическая работа переходит на новый этап – этап автоматизации звука.

Исследования развития речи в онтогенезе показывают, что от момента появления того или иного звука до его включения в речь проходит до­вольно длительный период времени. А.Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30-45 и более дней и имеет свои особенности:

1. Сначала новый звук упот­ребляется параллельно со старым, который был его замени­телем, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый.

2. В дальнейшем новый звук начинает упот­ребляться чаще старого дефектного.

3. Через некото­рое время новый звук полностью вытесняет из речи старый.

4. После этого начинается процесс разграниче­ния (дифференциации) нового звука и старого дефектного.

Процесс целенаправленной автоматизации звука заключается в выполнении тренировочных упражнений со специально подобранными словами, в кото­рых автоматизируемый звук находится в начале, в конце или середине.

В первую очередь отрабатывается произнесение звука в начале слова (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь - в середи­не слова, так как эта позиция оказывается наиболее трудной для слухового восприятия и произнесения в результате коартикуляции.

От от­работки звука в словах простой слоговой структуры перехо­дят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными (эти согласные должны быть ранее сформированными и достаточно уп­роченными).

Для автоматизации звука используют приемы его от­раженного повторения и самостоятельного называния слов по картинке. Полезными оказываются задания, направленные на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

От произнесения отдельных слов далее переходят к построе­нию словосочетаний с ними и коротким высказываниям.

В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В случаях полиморфных нарушений звукопроизношения одновременно автоматизироваться могут и два звука, если они артикуляционно контрастны. В противном случае может возникнуть интерференция в виде смешения автоматизируемых звуков.

В случае нарушения противопоставления согласных звуков по глухости-звонкости в процесс автоматизации могут включаться все звонкие звуки одновременно.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь по­ставленный звук. Если он его не смешивает с другими, нет необходимости в последующей работе над ним. Однако в логопеди­ческой практике встречаются случаи, когда требуется даль­нейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками - дифференциации.

Этап дифференциации звуков осуществляется при условии замены или смешения звуков речи. На этом этапе логопедической работы пациент умеет правильно произносить оба звука, но в речи использует их неправильно.

Для дифференциации звуков используются следующие виды заданий:

1. Пациенту попарно на слух предъявляются слова, содер­жащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые смешивались (заменялись) в произношении. Восприняв предъявляе­мое слово, пациент называет дифференцируемый звук и повторяет услышанное слово.

1. Тренировка произношения слов-паронимов в минимальном контексте с выделением пары дифференцируемых звуков.

2. Классификация слов с оппозиционными звуками: подбор предметных картинок с одним из дифференцированных звуков; классификация предметных картинок на две группы по наличию одного и второго дифференцируемых звуков.

3. Самостоятельный подбор слов, содержащих тот или дру­гой звук, а также слов, в которых находятся оба смешива­емых звука.

4. Чтение слов с дифференцируемыми зву­ками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение предшествующего или сопутствующего звукового анализа.

Работа над дифференциацией зву­ков способствует нормализации операции их отбора из слухоречевой и речедвигательной памяти.

При работе над дифференциацией звуков одновременно отрабатывается не более пары звуков. Если необходимо боль­шее количество звуков одной артикуляционной группы, их объединяют попарно. Например, при смешивани­ях ц, ч, щ звуки объединяются в пары: ц - ч, ч - щ, ц - щ. Это объясняется тем, что процесс дифференциации стро­ится на операциях сравнения.

Таким образом, процесс коррекции нарушений звукопроизношения опирается на закономерности формирования речевых звуков в онтогенезе и осуществляется поэтапно.

Контрольные вопросы и задания:

1. Определите принципы определения последовательности постановки звуков речи при коррекции нарушений звукопроизношения.

2. Охарактеризуйте основные задачи подготовительного этапа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

3. Сформулируйте основные требования к проведению артикуляционной гимнастики.

4. Раскройте специфику различных приемов постановки речевых звуков.

5. Определите специфику логопедической работы по автоматизации звуков речи.

6. Определите условия, определяющие необходимость реализации этапа дифференциации звуков речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: