Миссия – это набор концептуальных положений, в обобщённой форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, своеобразная философия, социальная установка организации, ведущее направление её деятельности.
Миссия отражает необходимость и полезность организации для окружающей среды, сотрудников, общества и потребителей.
Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, являются собственники, сотрудники, покупатели, деловые партнёры, местное сообщество, общество в целом в лице государственных институтов, взаимодействующих с организацией в политической, правовой и экономических сферах.
Сильное влияние оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей.
Миссия должна вырабатываться с учётом следующих факторов:
- История фирмы (профиль, место на рынке).
- Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала.
- Состояние среды обитания организации.
- Ресурсы, которые она может использовать для достижения цели.
|
|
- Отличительные особенности организации.
Характеристики организации:
- Целевые ориентиры.
- Сфера деятельности.
- Философия.
- Возможности и способы осуществления деятельности организации.
Формулирование миссии:
- Даёт субъектам внешней среды общее представление об организации.
- Способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.
- Создаёт возможность для более действенного управления организацией.
Имидж организации – это представление об организации, её учредителях и руководителях, формирующееся в обществе под влиянием как объективных, так и субъективных факторов.
Основные слагаемые имиджа:
- Качество продукции.
- Поведение персонала.
- Уровень обслуживания клиента.
- Миссия организации.
- Выделение социально значимых целей.
- Оценка в СМИ.
- Отношение к ней лидеров, общественного мнения и государственных структур.
- Торговая марка.
- Управленческая и корпоративная культура.
- Степень идеологической мотивации сотрудников.
- Общий размер рынка и потенциальных конкурентов.
Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которого для неё является желательным и на достижение которого направлена её деятельность.
Черты и свойства целей:
- Функциональность.
- Избираемость.
- Множественность.
- Достижимость.
- Ориентация на определённый интервал времени.
- Измеримость.
- Доступность для понимания.
- Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами.
- Адресность и контролируемость.
- Гибкость.
- Адекватность к внешним условиям.
|
|
Типы целей: долго-, средне- и краткосрочные.
Наиболее распространённые направления, по которым определяют цели:
- Прибыльность (величина, доходы на акцию).
- Положение на рынке (доля, объём продаж).
- Производительность (материалоёмкость и т.д.).
- Финансовые ресурсы (величина оборотного капитала).
- Мощности организации (количество единиц техники).
- Разработка, производство продукта и обновление технологии (величина затрат на выполнение проекта в области НИР).
- Изменение в организации и управлении.
- Человеческие ресурсы (количество пропусков работы).
- Работа с покупателями (скорость обслуживания).
- Оказание помощи обществу (объём благотворительности).
Несмотря на ситуационность, в выборе целей выделяют четыре сферы:
- Доходность организации.
- Работа с клиентами.
- Потребности и благосостояние сотрудников.
- Социальная ответственность.
Процесс установления целей может проходить централизованно и децентрализованно.
Чтобы правильно организовать процесс выработки целей, необходимо пройти четыре фазы:
- Выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении организации.
- Установление целей для организации в целом.
- Построение иерархии целей.
- Определение индивидуальных целей для подразделений и сотрудников.