Управление привлеченными средствами

ЗАДАЧА

Тема 2.1 Управление капиталом в банке.

Тема 1.7 Бизнес процессы и трансфертное ценообразование.

Бизнес процесс - набор организационных действий выполняемых для достижения определенных целей.

В реализации бизнес процессов могут участвовать одно или несколько подразделений. Доходная часть при этом будет формироваться по бизнес плану в целом, а расходная по подразделениям.

Например, кредитование:

1. Определение кредитной политики

2. Сбор и анализ документов

3. Выдача кредитов

4. Контроль и обслуживание

Хозяин бизнес-процесса – центр прибыли фиксирует у себя получаемые доходы и расплачивается с другими подразделениями.

Стоимость ресурсов (денежных средств) будут учитываться по трансфертной цене. Она включает в себя как прямые расходы на привлечение средств, так и затраты подразделений, участвующих в привлечении средств.

Капитал банка выполняет ряд важнейших функций, напрямую связанных с финансовым управлением:

1. Защитная – позволяет защитить интересы клиентов, поглощает убытки от операционной деятельности и другие возможные потери. Способность капитала выполнять функцию характеризуется показателями – достаточность капитала Н1.

2. Регулирующая – в связи с высокой влажностью данного параметра деятельности банка он подвергается пристальному регулированию. Регулируются:

· Абсолютная величина капитала

· Структура собственных средств и акционерного капитала

· Достаточность капитала для покрытия рисков

· Источники формирования основных средств, формы привлечения

3. Оперативная – средства банка на начальном этапе его функционирования определяет основные параметры будущей деятельности.

При управлении собственными средствами банк сталкивается со следующими видами управленческих задач:

1. необходимость увеличения капиталом

2. необходимость оздоровления структуры капитала.

В практике используются следующие основные источники по увеличению собственных средств банка:

1. Внешние источники (выпуск обыкновенных или привилегированных акций).

Субординированный кредит – долгосрочный кредит с ограниченными правами требования: кредитор согласен получить средства после всех других заемщиков, кредитор не имеет право требовать кредит раньше срока, срок - выше 5 лет.

2. Внутренний источник – капитализация прибыли.

Необходимость увеличения капитала возникает:

· При увеличении нормативных требований

· При переходе банков в новое состояние, например из ООО в ОАО

· При расширении масштабов деятельности.

Величина капитала – 400 млн. руб.

Коэффициент накопления – 12,5%

Необходимое увеличение капитала – 25 млн. руб.

Мультипликатор капитала – 8

Определить: величину активов, необходимую прибыль, необходимую рентабельность активов.

ЗАДАЧА. Выбор внешнего источника увеличения капитала.

Прогнозируемые расходы банка – 500 млн. руб.

Количество обыкновенных акций – 800 тыс. штук

Номинал 1 акции – 1000 руб.

Необходимый объем увеличения капитала – 200 млн. руб.

Определить: что выгоднее эмиссия обыкновенных акций или субординированный кредит под 6%???

Пассивные операции первичны по отношению к активным операциям.

Банк первоначально определяет параметры привлечения ресурсов, а затем способы размещения средств.

Основные элементы привлеченных средств

Средства клиентов – 52 -55%

Физические лица – 25-30%

Юридические лица – 20-25%

Выпущенные долговые обязательства – 15-17%

В виде ценных бумаг

Средства КО (МБК) - 15-17 %

Средства ЦБ - 0-12%

Основные параметры, характеризующие ресурсную базу в целом и отдельные источники привлечения средств.

1) Срок привлечения;

2) Срок по договору;

Классификация по первому виду срока:

До востребования;

Срочные;

По второму виду срока:

Реальные и прогнозируемые;

Стержневые и летучие;

Стержневые депозиты формируются из постоянных клиентов и срок по ним, может быть надежно спрогнозирован.

Летучие депозиты привлечены от клиентов мотивированных выгодными условиями, локальным конкурентным преимуществом. Срок мало предсказуем.

2.Стоимость ресурсов.

Во – первых, стоимость ресурсов выражается в %, уплачиваемых за использование средств.

В финансовом управлении стоимость ресурсов определяется по формуле средневзвешенной стоимости капитала.

WACC=k*d, где

K - стоимость источника средств;

D - доля источника средств.

Кроме процентных расходов в определении цены ресурсов учитываются и непроцентные расходы.

Например: Административное управление.

Также утяжеляют стоимость ресурсов резервы и целевая прибыль.

Задача.

Вид источника средств сумма, млн. %

Депозиты до востребования 1000 1

Срочные доходы 1000 10

Сумма 2000

Административные расходы 10

Целевая прибыль 5

Обязательные резервы 1,5

Стоимость =

С учетом не процентных расходов:

WACC=

Стоимость =

3.Колеблемость

Колеблемость характеризует частоту и масштабы изменений остатков на счетах. Показатели колеблемости:

Дисперсия средняя хронологическая отклонения

G=,

СКО=,

n – количество измерений.

Задача на колеблемость.

Имеются данные об остатках на расчетных счетах предприятий малого и среднего бизнеса в банке x.

Дата 1.10 5.10 10.10 15.10 20.10 25.10

Остатки по

счетам:

1)МСБ 100 120 117 95 104 106

2)Остатки по 109 102 111 105 103 112

счетам крупных

предприятий

1) X=107

G=S вверх.=116

СКО= ниж.=98

Среднее квадратическое отклонения и дисперсия характеризует колеблемость. Если распределение вероятностной величины является нормальным. Для прогнозирования V-а доступных ресурсов применяется следующая методика:

Верхний предел V –а доступных средств равен X+CКО, нижний предел x-СКО.

Относительный показатель колеблемости

К вариации =

Если К вариации больше 30% результаты статистического анализа считаются ненадежными.

Инструменты управления привлеченными средствами.

Собственно суть управления заключается в обеспечении необходимого V –а ресурсов установленной стоимости и срока.

Для средств, привлекаемых до востребования, управляемыми параметрами являются:

- оборот;

- коэффициент оседания;

Остаток м.б. использован:

1) средний – коэффициент будет завышен;

2) минимальный – коэффициент будет подвержен более резким колебаниям и результат от внедрения инструментов управления будет виден не сразу.

К осед.=

К основным инструментам относятся:

- ценовые – регулирование % ставки, способ начисления %;

- неценовые – привлечения клиентов (реклама, продвижение, лотерея, стимулирующие акции).

Особые условия, привилегии, инструменты удержания (доп.условия, штрафы и ограничения).

Тема: Управление активами и пассивами

Увязка активов и пассивов банка производится по срокам привлечения и размещения средств, стоимости, а также по факторам риска. Таким образом, структура ресурсов банка определяет возможности по размещению средств.

Основные подходы к управлению – это:

- метод фондового пула

Стоимостные и прочие характеристики ресурсов определяются в среднем по всей ресурсной базе.

- метод конверсии фондов

Ресурсы группируются по определенным признакам, и характеристика – стоимость и прочее – дается группе. В дальнейшем группы ресурсов используются для финансирования разного рода вложений, в зависимости от характеристики. Например, средства от неопределенного срока, с высокой степенью колебаний, могут быть вложены в высоколиквидные активы – государственные ценные бумаги. Альтернативно группы ресурсов могут формироваться под конкретные проекты активных операций. Например, формирование ресурсной базы для предоставления крупного кредита правительству.

В управлении активами и пассивами важен структурный аспект. В целом по банкам, управление пассивами может характеризоваться показателями доли привлеченные средств и стоимости привлеченных средств. Управление активами характеризуется уровнем доходных активов и доходностью размещения средств.

Эффективность размещения ресурсов характеризует показатель эффективности использования привлеченных средств, который находится как:


x 100%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: