Межотраслевые информационные системы в составе ТИС

Отраслевые информационные системы в составе ТИС

На отраслевом уровне решаются проблемы, стоящие перед совокупностью организационных подразделений, входящих в территориальную систему министерств, департаментов, управлений, объединений, отраслевых и региональных холдингов, объединенных по общности цели, по признаку однотипности выполняемых технологических процессов, по связи в едином технологическом процессе. Отраслевые ИС могут создаваться в отдельных структурных подразделениях администраций субъектов РФ и муниципальных образований (службах, отделах, и др.) с целью повышения качества информационного обслуживания их деятельности. Состав этих ИС, в первую очередь, зависит от организационной структуры самой админист­рации.

Отраслевые ИС могут предназначаться как для «внутреннего» использования, так и для автоматизации взаимодействия с организациями и населением по принципу «единого окна». В качестве элементов отраслевых ИС, ориентированных на взаи­модействие с конкретным пользователем, могут использоваться проблемно-ориентированные АРМ персонала. В соответствии с этим можно выделить следующие типы АРМ:

· первых руководителей (лиц, принимающих решения);

· функциональных работников аппарата управления (подготовка и реализация решений);

· диспетчеров (референтов) по сбору и подготовке информации для принятия решений и управления процессами их реализации.

В зависимости от масштаба деятельности принимаемые решения по автоматизации могут быть реализованы как на уровне отдельных элементов БД и АРМ, так и на уровне отдельных подсистем и систем.

МИС предназначены для решения задач планирования, управления и координации взаимосвязанных отраслей территории с учетом достижения целей всего региона, края, город и района. Состав МИС в зависимости от иерархического уровня, территориальной и отраслевой специфики может быть различным. В качестве примера МИС, входящих в состав региональной ТИС, можно привести ИС экономического планирования, экономической статистики, инвестиционного проектирования.

а) ИС экономического планирования

Управление современной экономикой невозможно без создания систем анализа и прогнозирования социально-экономического развития территории, учета экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Важнейшей функцией в СУ регионом и МО является функция прогнозирования социально-экономического развития территории. Выполнение этой функции возможно структурным подразделением администрации, ответственным за развитие экономики в регионе. Для реализации этих целей создаются автоматизированные информационно-аналитические системы,предназначенные для целей многомерного анализа и ситуационного прогнозирования территориального развития. В этих системах для решения задач прогнозирования и анализа альтернативных вариантов экономической политики используются комплексные имитационные модели территории, отражающие динамику функционирования регионального хозяйства на базе целостной, интегрированной системы взаимосвязанных блоков и показателей.

Подобная математическая, имитационная модель экономики региона образует как бы территориальный «баланс балансов» и представляет собой совокупность частных динамических моделей, построенных на балансовой основе и объединенных через общие переменные в единую агрегированную макромодель. Частные динамические модели могут представлять следующие структурные блоки:

· производства товаров и рыночных услуг;

· населения;

· денежных доходов и расходов населения;

· региональные доходы и расходы.

Основой баланса региона для блока производства товаров и рыночных услуг является равенство доходов и расходов. Доходы формируются из средств федерального и регионального бюджетов, ведомственных источников и заемных средств. Расходы включают материальные затраты, издержки на капитальный ремонт и замену основных фондов, оплату труда, начисления, налоговые и неналоговые платежи.

Для блока «население» строятся несколько типов балансов – баланс населения и баланс трудовых ресурсов.

Баланс денежных доходов и расходов населения должен включать:

· соотношения по общим доходам и расходам;

· общую величину сбережений;

· превышение доходов над расходами;

· социальные трансферты из регионального и федерального бюджетов;

· расходы населения на оплату товаров и услуг.

В блоке «региональные доходы и расходы» в соответствии с принятыми нормативами налоговых отчислений и неналоговых сборов оцениваются доходы бюджета. В соответствии с целевыми установками определяется структура бюджетных расходов, оценивается степень сбалансированности доходов и расходов и меры по ее повышению.

Информационной основой подобных систем могут являться БД статистической и другой отчетности, содержащие информацию о социально-экономическом развитии региона, МО, города, отрасли в разрезе необходимых для анализа показателей. Используя эти данные, МИС экономического планирования позволяют провести:

· многомерный анализ основных социально-экономических показателей развития территории и построение интегральной оценки уровня его социально-экономического развития (экономический паспорт территории);

· ситуационное прогнозирование показателей социально-экономического развития территории по принципу «что будет, если...?», в зависимости от задаваемых сценарных параметров;

· целевое прогнозирование – проведение вариантных расчетов по принципу «что необходимо, чтобы...?» для достижения заданного уровня показателей, выбранных в качестве целевых индикаторов;

· формирование аналитических отчетов, предоставляемых ответственным лицам органов власти.

В перспективе использование подобных имитационных моделей позволяет создавать полноценные системы поддержки принятия решений для органов территориального управления, качественно улучшая как анализ существующего состояния, так и прогнозирования социально-экономического развития территории.

б) ИС экономической статистики

Одним из основных элементов поддержки МИС экономического планирования является информационный фонд «Единый государственный реестр предприятий и организаций» (ЕГРПО), функционирующий в системе органов статистического учета. Этот фонд обеспечивает учет хозяйствующих субъектов для организации статистического наблюдения и идентификации объектов в государственных информационных ресурсах. Информационный фонд ЕГРПО состоит из следующих типов данных:

· идентификационные данные – регистрационный код субъекта (являющийся уникальным для всего информационного пространства России);

· классификационные данные – сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организационной форме;

· справочные данные – фамилии руководителя предприятия (организации), главного бухгалтера, адреса, номера телефонов, сведения об учредителях, данные государственной регистрации;

· экономические данные – численность работников, стоимость основных фондов, балансовая прибыль (убыток), уставный фонд.

ЕГРПО ведется в электронной форме, имеет трехуровневую структуру, включающую федеральный, региональный и муниципальный уровни. БД ЕГРПО размещаются на федеральном и региональном уровнях, причем на муниципальном уровне обеспечивается доступ к региональному регистру. Аналогичная система функционирует в территориальных отделах Федеральной налоговой службы (Единый государственный реестр юридических лиц – ЕГРЮЛ). Кроме того, в структурных подразделениях органов управления субъектов РФ и муниципальных образований создаются различные реестры региональных государственных и муниципальных предприятий, реестры промышленных предприятий, реестры малых предприятий, отраслевые реестры и т.д.

Во многих регионах и МО ведутся работы по сбору и агрегированию этой информации в объединенные БД показателей социально-экономического развития территорий. Например, по Московской области ведутся тематические БД следующей направленности:

· производство товаров и услуг;

· финансовое состояние организаций;

· численность работающих и их заработная плата;

· агропромышленный комплекс;

· цены;

· инвестиционная деятельность;

· товарный рынок;

· платные услуги населению;

· транспорт и связь.

На базе создаваемых МИС экономической статистики возможно формирование инвестиционных паспортов территорий, способных агрегировать данные статистического учета в соответствии с запросами пользователей и представлять результаты в различных форматах, в том числе для размещения на Web-сайте территории.

в) ИС инвестиционного проектирования

В качестве другого примера МИС, входящей в состав ТИС, можно привести системы инвестиционного проектирования. Актуальной проблемой развития экономики территории являются оживление инвестиционного процесса, привлечение инвестиций. Потенциальные инвесторы все больше внимания уделяют инвестициям в реальный сектор экономики, предъявляя серьезные требования к инвестиционным проектам. Привлечение инвестиций невозможно без серьезного экономического обоснования, без качественной и глубокой проработки инвестиционных проектов.

Повысить эффективность деятельности территориальной администрации по проблеме формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики возможно за счет создания систем инвестиционного проектирования. Назначение подобных систем – это автоматизация информационно-аналитической деятельности по разработке, экспертизе бизнес-планов различных инвестиционных проектов предприятий региона, ознакомление с ними потенциальных инвесторов, обеспечение информационной «прозрачности» с целью формирования имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Основные функции системы:

· создание и реализация информационных ресурсов об инвестиционном потенциале территории;

· формирование и анализ портфеля инвестиционных проектов, в том числе венчурного фонда для оценки возможных финансовых потоков в результате реализации наиболее перспективных проектов;

· использование финансовых моделей инвестиционного проектирования в процессе планирования и анализа эффективности деятельности предприятий региона;

· диагностики их финансового состояния;

· планирования маркетинга и инвестиций.

Современные ИТ позволяют создавать ИС инвестиционного проектирования, реализующие функции планирования, контроля и анализа выполнения региональных и муниципальных целевых программ, на базе использования стандартных программных пакетов управления проектами (MS Project, Spider Project и др.). Средства управления проектами реализуют функции:

· календарного, ресурсного планирования;

· контроль реализации проектов и использования ресурсов;

· анализ и моделирование портфеля проектов.

Такого рода ИС решают сложные информационно-аналитические задачи планирования, прогнозирования развития территории с крупными региональными предприятиями и значительно повышают бюджетную эффективность реализации программных мероприятий органов территориального управления.

В зависимости от масштаба деятельности принимаемые решения по автоматизации могут быть реализованы как на уровне отдельных элементов БД, АРМ, так и на уровне отдельных подсистем и систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: