double arrow

Социально-экономического развития территории

Понятие интегрального показателя

Территорию можно рассматривать в определенной мере как саморазвивающийся объект и как объект управления извне (например, со стороны федерального уровня). Если социально-экономические показатели территории можно рассматривать с точки зрения нормативно задаваемых и внутренне вырабатываемых целей, то остальные элементы, например, население, окружающая среда, в определенной мере развиваются по своим законам, которые неотделимы от общих социальных законов жизнедеятельности населения страны и естественно-природных законов развития окружающей среды. Поэтому к территории в целом не может применяться понятие единой цели, глобального критерия.

Основные показатели социально-экономического развития территории можно характеризовать числовыми значениями. Однако эти показатели не существуют отдельно, они взаимосвязаны, причем таким образом, что нередко улучшение одного показателя приводит к ухудшению другого и наоборот. Поэтому практическую значимость, как правило, имеет совокупность показателей. Такую совокупность чаще всего нельзя полностью охарактеризовать только одной числовой функцией. Вследствие этого представить в формализованном виде глобальный критерий и целевую функцию, связывающую обобщенный показатель состояния и качества функционирования территории в целом с показателями состояния отдельных его элементов, не представляется возможным.

Однако, несмотря на непреодолимые трудности, связанные с определением глобального критерия и формализацией целевой функции, реальные системы управления территорией в большинстве своем функционируют и зачастую достаточно успешно. Достигается это за счет того, что управление ведется не по глобальному критерию, а по выявляющимся в процессе функционирования отклонениям отдельных компонентов от нормы.

Поэтому для оценки управления, с точки зрения показателей социально-экономического развития территории, можно сформулировать основной критерий качества как приближение параметров территориальных систем, планов их функционирования к параметрам потребностей, к их распределению во времени и в пространстве. Сравнение существующего уровня с нормативным вектором показателей территории позволяет проводить более эффективное управление. Поэтому в ТИС можно, использовать единый интегральный показатель социально-экономического развития территории.

В качестве примера можно дать векторную интерпретацию интегрального показателя социально-экономического развития территории. Пусть для улучшения социально-экономического развития территории принимается некоторое целевое решение, характеризуемое вектором. В то же время для территории существует некоторый нормативный вектор, в котором { bn } – множество нормативов, определяющих эти частные показатели. Тогда произведение отношения длины векторов на косинус угла между ними характеризует степень приближения интегрального показателя к его целевому состоянию.

где – длина вектора, характеризующего фактическое состояние развития территории, a – длина вектора цели.

где i = 1, 2, …, n – компоненты векторов.

Косинус угла между векторами определяется отношением скалярного произведения векторов к произведению их длин.

Приближение вектора к нормативному по модулю и углу будет свидетельствовать о сбалансированном движении к целевым ориентирам. Рациональная стратегия управления развития территории может состоять в том, чтобы максимально приблизить фактический вектор территории к его целевому состоянию. Таким образом, принципиально, в ТИС может формироваться и использоваться единый интегральный показатель оценки управленческих решений администрации.

Сложности векторной оптимизации привели к тому, что значительное распространение получили приемы линеаризации критериев. Для решения подобных задач необходимо объединение выбранных показателей, т.е. свертки их в единую функцию. Эти приемы могут предусматривать переход от векторной формы глобального критерия к одномерной линейной. Известны, например, аддитивные и мультипликативные критерии.

Аддитивный критерий (А) получают суммированием произведений частных показателей эффекта (li) на весовые коэффициенты i - го показателя (pi), сумма которых равна единице.

Мультипликативный критерий (М) получают умножением произведений частных показателей эффекта li на pi – весовые коэффициенты i-го показателя, сумма которых равна единице.

В ТИС могут использоваться значительное количество еженедельных, ежемесячных и ежеквартальных показателей государственной, ведомственной и финансовой статистики. В комплектовании системы показателей территории могут участво­вать все подразделения администрации. Это могут быть:

· частные показатели, используемые непосредственно в деятельности ответственных сотрудников;

· социально-экономические индикаторы – показатели, предназначенные для оценки решений лицами, ведущими отдельные направления работ;

· обобщенные показатели, предназначенные для оценки решений высшим руководством администрации.

Источником первичной информации для отобранных показателей являются:

· данные государственной статистики;

· данные выборочных обследований предприятий, организаций различных форм собственности, отдельных групп населения;

· данные специальных социологических опросов и экономических переписей, проводимых на предприятиях и среди населения;

· данные, получаемые в ходе регулярного изучения общественного мнения.

Выбранные показатели могут быть разнонаправленными, измеряться в разных единицах и иметь большие отличия в размерности (масштабе). Поэтому прежде чем выполнять их свертку, необходимо провести масштабирование показателей, перейти от абсолютных величин показателей к относительным величинам, единой шкале измерения. Кроме того, обобщенные показатели должны удовлетворять требованиям:

· информативности (содержать значительное число существенных аргументов);

· соответствия (должны реагировать на изменения характеристик целей развития и степени их достижения);

· критичности (существенности изменения значения показателя при существенном изменении его аргументов);

· устойчивости (незначительности изменения значений показателя при незначительных изменениях его аргументов).

Интегральный показатель оценки решений позволяет сделать администрации вывод о влиянии принимаемого решения на развитие территории.

При расчете интегрального показателя, который характеризует этот уровень, используются следующие частные показатели (приводится фрагмент интегрального показателя):

1. Макросоциалъные показатели:

· коэффициент рождаемости, число родившихся за год на 1000 чел.;

· коэффициент старости населения, доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения;

· средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет);

· коэффициент смертности, число умерших на 1000 чел. населения;

· общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет, на 1000 детей;

· общая заболеваемость взрослого населения в возрасте от 18 лет и старше, на 1000 чел. взрослого населения;

· уровень потребления алкоголя на одного человека в год (литров);

· охват населения общим образованием, от общего числа граждан в возрасте до 15 лет;

· уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения;

· общая площадь жилья в среднем на одного проживающего (кв.м/чел);

· доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах населения;

· уровень социально-экономической дифференциации, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

· доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

· динамика уровня преступности к уровню предыдущего года.

2. Макроэкономические показатели:

· валовой региональный продукт к показателю предыдущего года;

· индекс промышленного производства к показателю предыдущего года;

· доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве;

· объем инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту;

· индекс потребительских цен, показатели по состоянию на декабрь текущего года к показателям по состоянию на декабрь предыдущего года;

· отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета;

· отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета;

· отношение дефицита бюджета к объему доходов бюджета.

Для каждого показателя рассчитывается индекс безопасности (I i), принимающий значения I i (0...1). Для показателей, индекс которых имеет тенденцию к возрастанию, расчет проводится следующим образом:

Для показателей, индекс которых имеет тенденцию к убыванию, расчет проводится как

где хi – текущее значение показателя;

xd – нормативно утвержденное пороговое значение показателя;

xc – нормативно утвержденное целевое значение показателя.

Интегральный критерий степени безопасности можно определить по формуле:

Приближение к единичному вектору будет свидетельствовать о сбалансированном движении к целевым ориентирам. Выводы, полученные на основе интегрального показателя социально-экономического развития территории, носят ориентировочный характер, выполняя вспомогательную роль определения характера изменений, однако эта роль может быть существенной при принятии управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: