Своеобразие психического развития детей с недостатками слуха обусловливает особенности процесса их воспитания.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, вызванные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогическиеи коррекционные задачи воспитания, решаемые в единстве.В этом состоит первая особенность воспитания детей с недостатками слуха.
Второй особенностью воспитания глухих и слабослышащихявляетсяопоранапотенциальныевозможностиребенка,наего здоровые силы, вера в возможности преодоления отставания в развитии. Воспитание правильного отношения к своему дефекту, жизненного оптимизма делает жизнь ребенка радостной, мобилизует волю и жизненную активность. Особая роль при этом принадлежит сурдопедагогу, его такту, уважению к личности ребенка, сочетанию требовательности с уважением и вниманием.
|
|
Третьей особенностью воспитания детей с недостатками слуха является его практическая направленность, широкое использование разнообразных видов деятельности. Деятельность является основным условием развития личности. В процессе трудовой, игровой, познавательной деятельности глухие и слабослышащие овладевают навыками организации и планирования, учатся входить в широкое общение с окружающими. Деятельность, в которой участвуют школьники, должна быть не только воспитывающей, но и коррекционно-развивающей.
Четвертой особенностью воспитания детей с недостатками слуха является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, главным образом тех, которые обусловлены нарушением слуха и речевым недоразвитием. Знание причин, вызывающих те или иные особенности поведения или характера ребенка, помогает выбрать средстваиметоды воспитания каждого.
Воспитание детей с недостатками слуха носит комплексный характер. Главное в нем – это единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов воспитательной деятельности. Комплексность воспитания глухих детей предполагает единствои органическую связь воспитательного воздействия всех подсистем внешней макросреды, а также ближайшего окружения ребенка (микросреды).
Воспитание детей с недостатками слуха имеет коррекционную направленность.