Воспитание младших школьников

РазделIII. Воспитание лиц с недостатками слуха как общественное явление и педагогический процесс

Характеристика состояния образовательныхуслуг для лиц с нарушениями слуха за рубежом

С учетом современных экономических условий жизни необходимый уровень социальной защищенности лиц с нарушенным слухом обеспечивается системами начального, среднего и высшего профессионального образования, в рамках которых ведется подготовка конкурентоспособных на рынке труда специалистов.

Экономическую целесообразность подготовки специалистов подтверждает тот факт, что расходы на образование возвращаются ввиде подоходного налога с работающих высококвалифицированных специалистов и избавляют государство от выплаты импособий.

Этот подход нашел свое отражение в социальной политике рядазарубежных государств, где среднее и высшее профессиональные образования становятся областью приоритетных интересов для инвалидовмногих категорий, в том числе и лиц с нарушениями слуха.

Так, в университетах и колледжах США действуют около 155профессионально-образовательных программ, которыми охвачены более 10 тыс. людей, имеющих нарушения слуха. Во многих странах (Германии, Великобритании, США) создана целостная система непрерывной профессиональной подготовки лиц снарушениями слуха, на общегосударственном уровне разработаны соответствующие программы. Накоплен большой опыт работы центров профессиональной подготовки.

Тема 3.1. Современные задачи, закономерности, принципы и содержание воспитания детей с нарушенным слухом

Неслышащих детей начинают воспитывать в семье с первых дней жизни. Затем в процесс воспитания включается школа-интернат, далеето производство, куда попадает выпускник школы. Воспитательное воздействие на ребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требований социума к семье, школе, производству. Оно изменяется в зависимости от возрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций. Одни и те же средства и методы воспитательного воздействия эффективны в одних ситуациях и малоэффективны в других. Воспитание школьников с нарушенным слухом может быть рассмотрено в социокультурном ипедагогическом аспектах.

Социокультурныйаспектпредполагает специально организованный процесс их социокультурной идентификации через эмоциональное принятие моральных норм и ограничений, регулирующих социальное поведение в макросоциуме. Однако по отношению к глухим следует учитывать возможность их ориентации на идентификацию в микросоциуме.

Педагогический аспект воспитания представляет собой целенаправленный и сознательно осуществляемый в целях формирования личности процесс организации разнообразной деятельности для овладения общественным опытом и усвоения культуры социума – ценностей, социальных норм и стандартов поведения.

Воспитание детей, имеющих нарушения слуха, происходит в особых условиях, что предопределено трудностями овладения речью и возникновением коммуникативных барьеров в общении с окружающими. На нем отражаются и своеобразие развития у них познавательной сферы, и замедление процесса переработки информации, а также ограниченность социального опыта и возможностей его спонтанного усвоения.

В исследованиях ученых (А. П. Гозова, 1977; В. Г. Петрова, 1973; В.Петшак, 1981; Т.В.Розанова, Н.В.Яшкова, 1981; М.М.Нудельман, 1983) отмечается недостаточность у таких детей речевых средств, используемых для описания личностных особенностей людей и их поступков. В их эмоциональных проявлениях, как правило, преобладают контрастные, крайние оценки свойств личности и наблюдается некоторая категоричность суждений. Вместе с тем для них характерно своеобразие внутренних механизмов регуляции, что сказывается на понимании собственного «Я» («Я-концепция»), на самооценке, уровне притязаний и в мотивационной сфере (потребностях, направленности интересов).

Так, представления детей с нарушенным слухом о самих себе в большинстве случаев неточны. Многие из них не готовы адекватно оценивать собственные возможности и часто преувеличивают свои способности и личностные качества. Причем у глухих детей, имеющих глухих родителей, по сравнению с глухими детьми слышащих родителей самооценка более адекватна.

Уровень социальных притязаний глухих и слабослышащих во многом зависит от их объективных способностей и интересов, в развитии которых также отмечаются определенные особенности. Обозначенные особенности замедляют процесс формирования морально-этических представлений, социально-эмоциональной зрелости, осознанного отношения к другим людям и выработку «Я-концепции».

Воспитание детей с нарушенным слухом осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности. И то и другое ориентированы на создание условий для проявления детьми и подростками активности и самостоятельности в познании, общении, предметно-практической и духовно-развивающей деятельности в различных воспитательных средах – в коррекционных учреждениях I или II вида; в общеобразовательных учреждениях общего назначения (в случае интегрированного обучения); в семье; в учреждениях дополнительного образования.

Воспитание направлено на достижение общепринятой цели – разностороннего развития целостной личности, ориентированного на ее желания, способности и возможности. Средством достижения этой цели является освоение школьниками со слуховым дефектом «базовой культуры», или культуры жизненного самоопределения. Прежде всего, это внутренний мир личности. Его определяет совокупность навыков интеллектуальной, эмоциональной, физической и творческой культуры. Особое место среди них занимает речевая культура. Кроме того, сюда входит постижение требований внешнего мира, обретение такого качества, как «социумность» личности, основаниями для которого служит нравственная, правовая, эстетическая, экономическая, экологическая культура человека.

В процессе воспитания школьников, имеющих нарушения слуха уточняются перспективы их развития и направления специального воздействия. Они выстраиваются с учетом возрастных возможностей и в соответствии с индивидуальными качествами каждого школьника. Рассмотрим особенности развития неслышащих учащихся разныхвозрастных категорий, в соответствии с которыми уточнимзадачи их воспитания.

Включение в новый (учебный) вид деятельности предъявляет к детям серьезные требования, подчиняя их жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Формируется и закрепляется новая система отношений к окружающей действительности – к себе, к другим людям, к коллективу, к обучению. Закладываются основы морально-мировоззренческой иэмоциональной направленности личности, стиля и характера поведения и деятельности. Детей с нарушенным слухом отличают особая чувствительность, уязвимость в отношении средовых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения всистеме «учитель–ученик».

Начало обучения меняет социальную ситуацию развития детей, перестраивает систему их жизненных отношений, основу которых теперь определяет то, насколько успешно они справляются с учебными задачами. Под влиянием возрастной потребности младшие школьники ориентируются на успех учения, что и обусловливает их приспособление к образовательной среде, способствует развитию личности. Мотивация успеха оказывает позитивное воздействие на социальную адаптацию, определяет личностную активность ребенка, служит одним из показателей его социальной компетентности. При такой мотивации действия школьников направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В связи с этим в ходе воспитания очень важно оказание своевременной помощив принятии ими роли учеников, в адаптации к условиям общеобразовательной среды и школьным обязанностям, а также в формировании мотивации достижений вучебной деятельности.

Поведение детей с нарушенным слухом отличает экспрессивность и импульсивность, что проявляется в желаниях, намерениях сделать что-то, участвовать в чем-то и в стремлении их мгновенной реализации. Они довольно легко усваивают социальные и нравственные нормы и правила поведения, выделяют позитивные личностные качества, но недостаточно четко их дифференцируют. Так, слабослышащие дети, называя положительные личностные качества своих товарищей – доброту, отзывчивость, честность, скромность, – не всегда разграничивают их междусобой. Поэтому в ходе их воспитания следует на основе знания правилкультуры поведения развивать их собственные навыки поведения, а также, исходя из конкретной ситуации, добиваться пониманияими сути общественных норм поведения.Наряду с этим важно развивать у них социальные личностные умения, проявляющиеся в формах сознательного регулирования своих действийи взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Из-за речевого недоразвития и слуховой недостаточности у детей ограничены возможности познания окружающего мира. В результате возникают трудности в формировании представлений о себе, осознании себя личностью, и в этом им необходима педагогическая помощь. Им также сложно адекватно воспринимать, а потому и понимать эмоциональные состояния и реакции других людей. При обучении следует уточнить для них эти свойства и научить их оформлять переживаемые чувства в словесной речи.

Во взаимоотношениях со сверстниками дети со слуховым дефектом чаще всего опираются на суждения о них сурдопедагогов или воспитателей. Их собственные оценки одноклассников ситуативны и некритичны. Суждения детей с нарушенным слухом, особенно глухих учащихся, отличаются чрезмерной прямолинейностью или ригоризмом, например: «нельзя так поступать», «плохо сделал, нельзя». Поэтому необходимы корректировка их оценок и стимулирование к построению подобных суждений, а также развитие у них способности анализировать поступки других людей.

Формирование у младших школьников с нарушенным слухом такого структурного компонента личности, как самооценка, характеризуется определенными особенностями (Н.В.Лозовацкая, 2000; И. В. Кривонос, 2000). Так, у глухих детей по сравнению со слабослышащими чаще наблюдаются завышенные самооценки. Больше всего таких самооценок обнаружено по параметру «красота», причем это свойственно не только девочкам, но и мальчикам. Второе место по числу завышенных самооценок занимает такой параметр, как «дружба». Наиболее адекватно и глухие, и слабослышащие школьники оценивают свою учебную деятельность, опираясь на такой объективный показатель, как успеваемость. При этом слабослышащие более критичны в оценке своих достижений по сравнению с глухими сверстниками. Из этих наблюдений следует необходимость формирования у них адекватной самооценкикак основы регуляции поведения.

Большинство слабослышащих детей осознают трудности в общении и понимают необходимость расширения его круга. Глухие, наоборот, чаще выражают удовлетворение от своего общения внутри своей микрогруппы и не стремятся к установлению контактов за ее пределами. Следует развивать у них навыки мотивированного общения в реальных ситуациях повседневной жизни, расширяя его круг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: