Стремитесь к тому, чтобы за словом всегда следовало дело.
Успех способствует успеху.
Постарайтесь быть самим собой, но в лучшем виде.
Для этого необходимо мысленно нарисовать самого себя таким, каким хочется стать, и «увидеть себя» в этой роли. Такое видение лучшего самого себя действительно поможет изменить себя к лучшему. Необходимо почаще находить свое лучшее «Я» и подольше оставаться им.
Мы учимся действовать успешно лишь на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль своеобразного «банка информации», который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередной задачи или проблемы.
За словом должно следовать дело, так как его отсутствие порождает обесценивание слов. Это, в свою очередь, порождает неверие в возможность выполнения дела, что и формирует пассивность [5, 6].
В настоящее время одним из основных компонентов психолого-педагогической подготовки провизора является формирование умения представить себя на рынке труда.
|
|
Знание и понимание провизором сильных и слабых сторон своей личности, своего внутреннего потенциала во многом определяет раскрытие своих творческих возможностей в профессиональной деятельности.
Резюме – профессиональный портрет претендента на должность.
Структура:
– заголовок (Ф.И.О., адрес, № телефона);
– цель (занятие должности с перспективой профессионального роста);
– образование;
– опыт работы;
– интересы (тесная связь с профессией);
– личные данные (семья, состояние здоровья);
– дополнительные навыки (иностранные языки);
– рекомендации (с кем из известных людей сотрудничал).
5.1. Основы самопрезентации
Многие из нас больше всего боятся именно собеседования при приеме на работу. И совершенно напрасно. Ведь собеседование – это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование куда более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя [1].
Тем не менее, страх перед собеседованием характерен для большинства кандидатов. Причины понятны. Ведь чаще всего мы боимся именно неизвестности – а что нас там ждет за этой ужасной дверью? Можно утвердительно сказать: ничего страшного! В большинстве случаев Вас там будет ждать вежливый и приветливый человек, который всего лишь захочет узнать о Вашей способности выполнять конкретную работу. И ничего более!
Если Вы испытываете тревогу перед началом интервью, попытайтесь привести себя в более-менее устойчивое равновесие. Вам это крайне необходимо, чтобы сохранить силы и нервы. Страх ни в коем случае не должен стать угнетающим. Ведь постоянная тревога вносит в нашу жизнь различного рода ограничения, вызывает чувство подавленности, разрушает веру в себя. И потом, не являться же перед светлыми очами работодателя мрачным, ни во что не верящим страдальцем. Вряд ли Вы тогда кого-либо заинтересуете.
|
|
Еще помните о том, что отношение к Вам интервьюера вовсе не сводится к позиции: «Давайте-ка узнаем, в чем этот лопух некомпетентен?» Скорее он будет стремиться к тому, чтобы выяснить: «А вдруг это действительно тот человек, который нам нужен?»
И еще один совет: не относитесь слишком серьезно к возможным неудачам. Они неизбежны. Воспринимайте их как данность. Помните, что среднестатистическое соотношение неудачных и удачных собеседований составляет двадцать к одному (под удачным понимается такое собеседование, после которого Вам предложат работу). К этому нужно относиться абсолютно нормально. Подготовьте себя к тому, что из двадцати посещенных Вами интервью будет только одно удачное. И чем быстрее Вы наберете двадцать отказов, тем скорее Вы доберетесь до своего успеха. «Дорогу осилит идущий», – говорили древние.
Один из лучших способов снизить волнение – хорошенько подготовиться к собеседованию. Разузнайте подробнее об организации, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пускай они сыграют роль злобных и хищных работодателей. Заранее подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы.
Советы вроде бы простые и банальные. Однако опыт свидетельствует: очень многие кандидаты напрочь забывают старую истину, что лучший экспромт – это заранее подготовленный экспромт. Собираясь на собеседование, они часто рассчитывают на извечное русское «авось». Мол, повезет – очень хорошо, не повезет – пошли они все... В то же время список вопросов, наиболее часто встречающихся на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.
Вопросы, которые Вы встретите в каждом интервью:
– Расскажите немного о себе.
– Как Вы могли бы описать самого себя?
– Расскажите о Вашем последнем месте работы.
– Расскажите о Вашем бывшем начальнике.
– Причина увольнения с предыдущего места работы.
– Почему Вы хотите работать именно у нас?
– Какое отношение Ваше образование или трудовой опыт имеют к данной работе?
– Каковы Ваши сильные стороны?
– В чем заключаются Ваши главные недостатки?
– Какого типа работу Вы больше всего любите (не любите) выполнять?
– Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на Вашей прежней работе?
– Какова была Ваша самая серьезная ошибка на прежней работе?
– Каковы Ваши интересы вне работы?
– Каковы Ваши цели в жизни?
– Как Вы планируете их достичь?
– Что бы Вы хотели изменить в своем прошлом?
– На какое жалование Вы рассчитываете?
– Что Вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации из Вашей деятельности)?
Важно, чтобы стратегия ваших ответов была как можно более сконцентрирована на самой работе, которую Вы ищите, и на Ваших возможностях справиться с нею, и тогда неважно, с какими вопросами Вам придется столкнуться на собеседовании.
Если Вас спрашивают о Ваших сильных сторонах, говорите о том, что имеет непосредственное отношение к предполагаемой работе. Если спрашивают о слабостях, упоминайте только те недостатки, которые являются продолжением Ваших достоинств, опять же связанных с работой (например, Вы привыкли уж слишком усердно работать, Вас беспокоит, что Вы уж очень много внимания уделяете деталям в процессе работы и т. п.)
|
|
Если Вас спрашивают о том, с чем Вам не удавалось справиться в прошлом, или о какой-то особо неприятном эпизоде Вашей биографии (увольнение, судимость, неудачи в учебе), будьте готовы показать, какой урок Вы из всего этого извлекли. Расскажите, что этот урок вам пошел в прок, что Вы научились преодолевать преграды на своем пути и собственные недостатки, что сегодня Вы чувствуете себя готовым к более сложной работе.
При подготовке ответов обязательно обратите внимание на манеру своей речи. Вы должны говорить спокойно и уверенно – как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился».
Создают впечатление неуверенности квалификаторы – «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так кандидате создается впечатление как о слабом человеке, непригодном для серьезной и ответственной работы.
Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я – человек новый».
Если хотите, проверьте себя на предмет того, как Вы умеете преподносить себя. Запишите свою «самопрезентацию» на магнитофон, а затем прослушайте запись. При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности.
До сих пор мы рассматривали только вопросы работодателя. Но любое собеседование – это всегда диалог. Не бойтесь задавать вопросы своему интервьюеру.
Во-первых, Вам действительно нужно побольше узнать о характере предстоящей работы, если Вы хотите ее получить.
Во-вторых, правильно сформулированные вопросы свидетельствуют о Вашей компетентности и демонстрируют Вашу заинтересованность в получении рабочего места. Вот несколько вопросов, которые разумно задать тому, кто будет проводить собеседование с Вами.
– Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?
– Кому я непосредственно буду подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?
|
|
– Будет ли кто-то в подчинении у меня? Можно ли мне с ними встретиться?
– Почему это место оставил прежний работник?
– В чем заключается главная проблема этой работы?
– Какие имеются возможности для служебного и профессионального роста?
Внимательно выслушайте ответы собеседника, а затем обязательно упомяните о чем-нибудь из Вашего профессионального или жизненного опыта, что имеет к этому непосредственное отношение.
Возможно, Вы обратили внимание, что вопросы о заработной плате не включены в указанный выше перечень. Помните роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова? — «Никогда ничего у них не проси. У тех, кто сильнее тебя, сами все предложат и сами все дадут...».
Если Вы заинтересуете работодателя, он сам захочет обсудить с Вами вопрос оплаты. В центре Ваших вопросов и ответов должно быть то, что Вы можете сделать для организации, а не то, сколько Вам будут платить.
5.2. Техники самоподачи
Теперь рассмотрим, как влияют различные факторы на создание образа делового человека, из чего состоит умение «подать себя». Психологические эксперименты показали, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения.
Как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном – позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном – «на засыпку». То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует об исключительной важности благоприятного первого впечатления.
На создание впечатления о Вас влияют не только Ваши слова, но и то, как Вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям конечностей. По манере поведения специалист может выяснить очень много о Вашей личности и о Вашей приспособленности к жизни.
При подготовке к интервью психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:
– Как Вы используете свою улыбку?
– Стоите (или сидите) ли Вы прямо?
– Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?
– Не выглядите ли Вы нервным?
– Как Вы используете свои руки?
– Как Вы входите в комнату?
– Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?
– Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?
– Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?
Существуют отрицательные и положительные сигналы, влияющие на формирование впечатления о Вас.
Положительные сигналы.
– Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.
– Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.
– Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.
– Когда Вы слушаете, у Вас имеет место «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.
– Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую - то мысль своим коллегам.
– Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.
Отрицательные сигналы.
– Ерзаете на стуле.
– Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.
– Чертите бессмысленные линии.
– Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.
– Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).
– Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.
– Сидите с безучастным видом, ворчите или скептично ухмыляетесь.
В данной ситуации очевидной вещью является выбор одежды, которая должна соответствовать ситуации. Всем известно, что по одежке встречают. По ней же (вопреки известной пословице) часто и провожают. Это значит, что не стоит являться на собеседование в солидную организацию (фармацевтическую фирму, преуспевающую аптеку), будучи облаченным в мятые джинсы и с серьгой в ухе.
Существует такое понятие как «корпоративная культура». Она выражается, в частности, и в том, что служащие разных организаций одеваются совершенно по-разному. Если стиль Вашей одежды не будет соответствовать принятому в данной организации, Вы моментально будете классифицированы как «чужак», не соответствующий нормам корпоративного поведения и не разделяющий их ценности. А чужак всегда потенциально опасен.
Дело в том, что деление на «свой – чужой» очень глубоко сидит в людях. Недаром на языке многих туземных племен и сегодня понятия «чужой» и «враг» обозначаются одним и тем же словом. Поэтому постарайтесь максимально соответствовать корпоративному стилю, который принят в данной организации.
Если материальное положение не позволяет Вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей. Аккуратность в одежде у них очень часто ассоциируется с опрятностью в делах.
Многие кандидаты полагают, что дорогая и стильная одежда придаст им на собеседовании дополнительный «вес» и внушительность. Это не совсем так. Независимо от того, что на Вас надето, опытному интервьюеру обычно требуется менее десяти вопросов, чтобы определить Ваш реальный социальный статус, приблизительный уровень доходов, образование.
По акцентам и манере речи опытный специалист моментально распознает не только национально-географическое происхождение, но и вещи более интимные – семейное положение, сексуальные предпочтения, хронические болезни.
Поэтому значение имеет не стоимость Вашей одежды, а ее соответствие принятым в организации стандартам. Вы должны выглядеть «своим» для будущих коллег. Вспомните клич Маугли: «Мы с тобой одной крови...». Ваша одежда должна демонстрировать нечто подобное.
Гораздо большее внимание следует уделить обуви. Вопреки распространенным стереотипам, именно по обуви (а не по одежде), интервьюеры делают далеко идущие выводы и предположения относительно кандидата.
Отдельные детали во внешнем облике человека могут значительно воздействовать на формирование первого впечатления.
Так, длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях. Стрижка «под бокс» однозначно причисляет ее обладателя к «братве». Человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие очков широко используется в деловом мире, где многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление.
На собеседовании часто встречаются кандидаты (и мужчины и женщины), носящие перстни. Если перстень очень дорогой — это может быть расценено как высокомерное желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой — указывает на тщеславие, но ограниченность финансовых возможностей обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж кандидата. Поэтому давно действует следующее правило: из украшений рекомендуется только обручальное кольцо.
5.3. Несколько советов по самопрезентации
Ключом к превращению предложений, которые просто описывают деятельность, в предложения, которые создают впечатление о конкретных достижениях, является правильный выбор глаголов. Существует форма глагола, вызывающая у слушателя представление о вполне реальных результатах.
Например, выполнил, разработал, увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Это глаголы совершенного вида. Другие же глаголы и словосочетания с глаголами являются более неопределенными по отношению к результату деятельности. Такие глаголы, как работал, отвечал, участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях, чем о достигнутых результатах. Такие глаголы являются глаголами несовершенного вида. Использование совершенных глаголов позволяет кандидату создавать иллюзию конкретных успехов при выполнении какой-либо работы.
Создает впечатление уверенности и правильная осанка, которая делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе благоприятное впечатление, осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, плечи расправлены. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.
Здороваясь, нужно непременно внимательно посмотреть в глаза человеку. Чем более персонифицировано, чем менее избито приветствие, тем лучше оно воспринимается. В частности, никогда не стоит упускать возможности лишний раз назвать человека по имени.
Необходимо помнить, что по рукопожатию складывается первое впечатление о человеке. Слишком короткое рукопожатие с очень сухой ладонью свидетельствует о безразличии. Слишком влажная ладонь указывает на нервозность, сильное волнение. Сопровождающееся широкой улыбкой рукопожатие, чуть более продолжительное, чем обычно, – проявление дружеского расположения. Однако чрезмерное задерживание руки партнера в своей воспринимается как назойливость.
В деловых разговорах вообще и на собеседовании в частности следует избегать использовать американизмы типа «вау», «о`кей», «йес», «ноу проблем» и т.д. В России (в Республике Беларусь в том числе) многим деловым людям эта привычка не нравится, они видят в этом низкопоклонство перед Америкой.
Кстати, отдельные слова из другого языка обычно употребляют люди, плохо говорящие на нем. Те, кто в совершенстве знает иностранный язык (переводчики, топ-менеджеры, дипломаты и т.д.), никогда не вставляют слова из одного языка в другой. Поэтому наличие (отсутствие) иностранных слов-паразитов свидетельствует об уровне деловой культуры и степени владения иностранным языком.