Самопрезентация

Стремитесь к тому, чтобы за словом всегда следовало дело.

Успех способствует успеху.

Постарайтесь быть самим собой, но в лучшем виде.

Для этого необходимо мысленно нарисовать самого себя таким, каким хочется стать, и «увидеть себя» в этой роли. Такое видение лучшего самого себя действительно поможет изменить себя к лучшему. Необходимо почаще находить свое лучшее «Я» и подольше оставаться им.

Мы учимся действовать успешно лишь на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль своеобразного «банка информации», который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередной задачи или проблемы.

За словом должно следовать дело, так как его отсутствие порождает обесценивание слов. Это, в свою очередь, порождает неверие в возможность выполнения дела, что и формирует пассивность [5, 6].

В настоящее время одним из основных компонентов психолого-педагогической подготовки провизора является формирование умения представить себя на рынке труда.

Знание и понимание провизором сильных и слабых сторон своей личности, своего внутреннего потенциала во многом определяет раскрытие своих творческих возможностей в профессиональной деятельности.

Резюме – профессиональный портрет претендента на должность.

Структура:

– заголовок (Ф.И.О., адрес, № телефона);

– цель (занятие должности с перспективой профессионального роста);

– образование;

– опыт работы;

– интересы (тесная связь с профессией);

– личные данные (семья, состояние здоровья);

– дополнительные навыки (иностранные языки);

– рекомендации (с кем из известных людей сотрудничал).

5.1. Основы самопрезентации

Многие из нас больше всего боятся именно собеседования при приеме на работу. И совершенно напрасно. Ведь собеседование – это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование куда более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя [1].

Тем не менее, страх перед собеседованием характерен для большинства кандидатов. Причины понятны. Ведь чаще всего мы боимся именно неизвестности – а что нас там ждет за этой ужасной дверью? Можно утвердительно сказать: ничего страшного! В большинстве случаев Вас там будет ждать вежливый и приветливый человек, который всего лишь захочет узнать о Вашей способности выполнять конкретную работу. И ничего более!

Если Вы испытываете тревогу перед началом интервью, попытайтесь привести себя в более-менее устойчивое равновесие. Вам это крайне необходимо, чтобы сохранить силы и нервы. Страх ни в коем случае не должен стать угнетающим. Ведь постоянная тревога вносит в нашу жизнь различного рода ограничения, вызывает чувство подавленности, разрушает веру в себя. И потом, не являться же перед светлыми очами работодателя мрачным, ни во что не верящим страдальцем. Вряд ли Вы тогда кого-либо заинтересуете.

Еще помните о том, что отношение к Вам интервьюера вовсе не сводится к позиции: «Давайте-ка узнаем, в чем этот лопух некомпетентен?» Скорее он будет стремиться к тому, чтобы выяснить: «А вдруг это действительно тот человек, который нам нужен?»

И еще один совет: не относитесь слишком серьезно к возможным неудачам. Они неизбежны. Воспринимайте их как данность. Помните, что среднестатистическое соотношение неудачных и удачных собеседований составляет двадцать к одному (под удачным понимается такое собеседование, после которого Вам предложат работу). К этому нужно относиться абсолютно нормально. Подготовьте себя к тому, что из двадцати посещенных Вами интервью будет только одно удачное. И чем быстрее Вы наберете двадцать отказов, тем скорее Вы доберетесь до своего успеха. «Дорогу осилит идущий», – говорили древние.

Один из лучших способов снизить волнение – хорошенько подготовиться к собеседованию. Разузнайте подробнее об организации, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пускай они сыграют роль злобных и хищных работодателей. Заранее подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы.

Советы вроде бы простые и банальные. Однако опыт свидетельствует: очень многие кандидаты напрочь забывают старую истину, что лучший экспромт – это заранее подготовленный экспромт. Собираясь на собеседование, они часто рассчитывают на извечное русское «авось». Мол, повезет – очень хорошо, не повезет – пошли они все... В то же время список вопросов, наиболее часто встречающихся на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.

Вопросы, которые Вы встретите в каждом интервью:

– Расскажите немного о себе.

– Как Вы могли бы описать самого себя?

– Расскажите о Вашем последнем месте работы.

– Расскажите о Вашем бывшем начальнике.

– Причина увольнения с предыдущего места работы.

– Почему Вы хотите работать именно у нас?

– Какое отношение Ваше образование или трудовой опыт имеют к данной работе?

– Каковы Ваши сильные стороны?

– В чем заключаются Ваши главные недостатки?

– Какого типа работу Вы больше всего любите (не любите) выполнять?

– Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на Вашей прежней работе?

– Какова была Ваша самая серьезная ошибка на прежней работе?

– Каковы Ваши интересы вне работы?

– Каковы Ваши цели в жизни?

– Как Вы планируете их достичь?

– Что бы Вы хотели изменить в своем прошлом?

– На какое жалование Вы рассчитываете?

– Что Вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации из Вашей деятельности)?

Важно, чтобы стратегия ваших ответов была как можно более сконцентрирована на самой работе, которую Вы ищите, и на Ваших возможностях справиться с нею, и тогда неважно, с какими вопросами Вам придется столкнуться на собеседовании.

Если Вас спрашивают о Ваших сильных сторонах, говорите о том, что имеет непосредственное отношение к предполагаемой работе. Если спрашивают о слабостях, упоминайте только те недостатки, которые являются продолжением Ваших достоинств, опять же связанных с работой (например, Вы привыкли уж слишком усердно работать, Вас беспокоит, что Вы уж очень много внимания уделяете деталям в процессе работы и т. п.)

Если Вас спрашивают о том, с чем Вам не удавалось справиться в прошлом, или о какой-то особо неприятном эпизоде Вашей биографии (увольнение, судимость, неудачи в учебе), будьте готовы показать, какой урок Вы из всего этого извлекли. Расскажите, что этот урок вам пошел в прок, что Вы научились преодолевать преграды на своем пути и собственные недостатки, что сегодня Вы чувствуете себя готовым к более сложной работе.

При подготовке ответов обязательно обратите внимание на манеру своей речи. Вы должны говорить спокойно и уверенно – как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился».

Создают впечатление неуверенности квалификаторы – «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так кандидате создается впечатление как о слабом человеке, непригодном для серьезной и ответственной работы.

Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я – человек новый».

Если хотите, проверьте себя на предмет того, как Вы умеете преподносить себя. Запишите свою «самопрезентацию» на магнитофон, а затем прослушайте запись. При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности.

До сих пор мы рассматривали только вопросы работодателя. Но любое собеседование – это всегда диалог. Не бойтесь задавать вопросы своему интервьюеру.

Во-первых, Вам действительно нужно побольше узнать о характере предстоящей работы, если Вы хотите ее получить.

Во-вторых, правильно сформулированные вопросы свидетельствуют о Вашей компетентности и демонстрируют Вашу заинтересованность в получении рабочего места. Вот несколько вопросов, которые разумно задать тому, кто будет проводить собеседование с Вами.

– Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?

– Кому я непосредственно буду подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?

– Будет ли кто-то в подчинении у меня? Можно ли мне с ними встретиться?

– Почему это место оставил прежний работник?

– В чем заключается главная проблема этой работы?

– Какие имеются возможности для служебного и профессионального роста?

Внимательно выслушайте ответы собеседника, а затем обязательно упомяните о чем-нибудь из Вашего профессионального или жизненного опыта, что имеет к этому непосредственное отношение.

Возможно, Вы обратили внимание, что вопросы о заработной плате не включены в указанный выше перечень. Помните роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова? — «Никогда ничего у них не проси. У тех, кто сильнее тебя, сами все предложат и сами все дадут...».

Если Вы заинтересуете работодателя, он сам захочет обсудить с Вами вопрос оплаты. В центре Ваших вопросов и ответов должно быть то, что Вы можете сделать для организации, а не то, сколько Вам будут платить.

5.2. Техники самоподачи

Теперь рассмотрим, как влияют различные факторы на создание образа делового человека, из чего состоит умение «подать себя». Психологические эксперименты показали, что 50% устойчивого мнения о человеке формируется в течение первой минуты общения.

Как бы долго не длилась беседа, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых 3-4 минут разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном – позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном – «на засыпку». То есть интервьюер сознательно или неосознанно создает условия, чтобы его первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами. Все это свидетельствует об исключительной важности благоприятного первого впечатления.

На создание впечатления о Вас влияют не только Ваши слова, но и то, как Вы их произносите. Многие кандидаты даже не догадываются, как много информации о них можно узнать по невербальным сигналам: мимике, позе, движениям конечностей. По манере поведения специалист может выяснить очень много о Вашей личности и о Вашей приспособленности к жизни.

При подготовке к интервью психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:

– Как Вы используете свою улыбку?

– Стоите (или сидите) ли Вы прямо?

– Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?

– Не выглядите ли Вы нервным?

– Как Вы используете свои руки?

– Как Вы входите в комнату?

– Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?

– Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?

– Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?

Существуют отрицательные и положительные сигналы, влияющие на формирование впечатления о Вас.

Положительные сигналы.

– Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.

– Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.

– Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.

– Когда Вы слушаете, у Вас имеет место «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.

– Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую - то мысль своим коллегам.

– Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.

Отрицательные сигналы.

– Ерзаете на стуле.

– Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.

– Чертите бессмысленные линии.

– Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.

– Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).

– Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.

– Сидите с безучастным видом, ворчите или скептично ухмыляетесь.

В данной ситуации очевидной вещью является выбор одежды, которая должна соответствовать ситуации. Всем известно, что по одежке встречают. По ней же (вопреки известной пословице) часто и провожают. Это значит, что не стоит являться на собеседование в солидную организацию (фармацевтическую фирму, преуспевающую аптеку), будучи облаченным в мятые джинсы и с серьгой в ухе.

Существует такое понятие как «корпоративная культура». Она выражается, в частности, и в том, что служащие разных организаций одеваются совершенно по-разному. Если стиль Вашей одежды не будет соответствовать принятому в данной организации, Вы моментально будете классифицированы как «чужак», не соответствующий нормам корпоративного поведения и не разделяющий их ценности. А чужак всегда потенциально опасен.

Дело в том, что деление на «свой – чужой» очень глубоко сидит в людях. Недаром на языке многих туземных племен и сегодня понятия «чужой» и «враг» обозначаются одним и тем же словом. Поэтому постарайтесь максимально соответствовать корпоративному стилю, который принят в данной организации.

Если материальное положение не позволяет Вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь. Сделайте основную ставку на скромность и опрятность. Это приветствуется абсолютным большинством работодателей. Аккуратность в одежде у них очень часто ассоциируется с опрятностью в делах.

Многие кандидаты полагают, что дорогая и стильная одежда придаст им на собеседовании дополнительный «вес» и внушительность. Это не совсем так. Независимо от того, что на Вас надето, опытному интервьюеру обычно требуется менее десяти вопросов, чтобы определить Ваш реальный социальный статус, приблизительный уровень доходов, образование.

По акцентам и манере речи опытный специалист моментально распознает не только национально-географическое происхождение, но и вещи более интимные – семейное положение, сексуальные предпочтения, хронические болезни.

Поэтому значение имеет не стоимость Вашей одежды, а ее соответствие принятым в организации стандартам. Вы должны выглядеть «своим» для будущих коллег. Вспомните клич Маугли: «Мы с тобой одной крови...». Ваша одежда должна демонстрировать нечто подобное.

Гораздо большее внимание следует уделить обуви. Вопреки распространенным стереотипам, именно по обуви (а не по одежде), интервьюеры делают далеко идущие выводы и предположения относительно кандидата.

Отдельные детали во внешнем облике человека могут значительно воздействовать на формирование первого впечатления.

Так, длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях. Стрижка «под бокс» однозначно причисляет ее обладателя к «братве». Человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Положительное воздействие очков широко используется в деловом мире, где многие деловые люди носят очки без диоптрий (и без затемнения) только для того, чтобы произвести лучшее впечатление.

На собеседовании часто встречаются кандидаты (и мужчины и женщины), носящие перстни. Если перстень очень дорогой — это может быть расценено как высокомерное желание превзойти окружающих. Если не очень дорогой — указывает на тщеславие, но ограниченность финансовых возможностей обладателя. И то и другое отрицательно влияет на имидж кандидата. Поэтому давно действует следующее правило: из украшений рекомендуется только обручальное кольцо.

5.3. Несколько советов по самопрезентации

Ключом к превращению предложений, которые просто описывают деятельность, в предложения, которые создают впечатление о конкретных достижениях, является правильный выбор глаголов. Существует форма глагола, вызывающая у слушателя представление о вполне реальных результатах.

Например, выполнил, разработал, увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Это глаголы совершенного вида. Другие же глаголы и словосочетания с глаголами являются более неопределенными по отношению к результату деятельности. Такие глаголы, как работал, отвечал, участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях, чем о достигнутых результатах. Такие глаголы являются глаголами несовершенного вида. Использование совершенных глаголов позволяет кандидату создавать иллюзию конкретных успехов при выполнении какой-либо работы.

Создает впечатление уверенности и правильная осанка, которая делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе благоприятное впечатление, осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, плечи расправлены. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.

Здороваясь, нужно непременно внимательно посмотреть в глаза человеку. Чем более персонифицировано, чем менее избито приветствие, тем лучше оно воспринимается. В частности, никогда не стоит упускать возможности лишний раз назвать человека по имени.

Необходимо помнить, что по рукопожатию складывается первое впечатление о человеке. Слишком короткое рукопожатие с очень сухой ладонью свидетельствует о безразличии. Слишком влажная ладонь указывает на нервозность, сильное волнение. Сопровождающееся широкой улыбкой рукопожатие, чуть более продолжительное, чем обычно, – проявление дружеского расположения. Однако чрезмерное задерживание руки партнера в своей воспринимается как назойливость.

В деловых разговорах вообще и на собеседовании в частности следует избегать использовать американизмы типа «вау», «о`кей», «йес», «ноу проблем» и т.д. В России (в Республике Беларусь в том числе) многим деловым людям эта привычка не нравится, они видят в этом низкопоклонство перед Америкой.

Кстати, отдельные слова из другого языка обычно употребляют люди, плохо говорящие на нем. Те, кто в совершенстве знает иностранный язык (переводчики, топ-менеджеры, дипломаты и т.д.), никогда не вставляют слова из одного языка в другой. Поэтому наличие (отсутствие) иностранных слов-паразитов свидетельствует об уровне деловой культуры и степени владения иностранным языком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: