double arrow

Психологические особенности развития личности ребенка дошкольного возраста

В течение дошкольного детства (от трех до семи лет) продолжается интенсивное созревание организма ребенка, который создает необходимые предпосылки для большей самостоятельности, усвоение новых форм социального опыта вследствие воспитания и обучения.

Характерное для раннего века отвесное увеличение роста и весы кое-что замедляется (ускоряясь снова в конце дошкольного века). Важного значения приобретает определенное окостенение скелету при сохранении хрящевого строения его отдельных звеньев, увеличение общего веса мышц (развитие большой мускулатуры опережает формирование функций мелких мышц руки). Совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы.

Происходят дальнейшие морфологические изменения в строении главного мозга, возрастает его вес, усиливается регулятивное влияние коры больших полушарий на функционирование подкорки, получаются сложные условные рефлексы, в которых ведущую роль сыграет слово, то есть интенсивно формируется вторая сигнальная система.

Дошкольный век характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. У нее уже появляется круг элементарных обязанностей. Изменяются взаимоотношения с взрослыми, приобретая новых форм, при которых общие действия постепенно замещаются самостоятельным выполнением указаний.

Становится возможной довольно систематическое обучение соответственно определенной программе, хотя ее можно реализовать лишь в той мере, в которой она становится собственной программой ребенка (Л. С. Выготский).

Кроме того, в этом веку ребенок уже вступает в определенные отношения с ровесниками, которые также определяет ситуацию ее развития.

Внутренняя позиция дошкольника относительно других людей характеризуется прежде всего выросшим осознанием собственного "Я" и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений.

Особенности социальной ситуации развития дошкольников выражаются в характерных для них видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которое создает благоприятные условия для доступного в этом веку освоения внешнего мира.

Игра и ее значение для психического развития дошкольников. Игра есть социальным за своим происхождением и содержанием историческим образованием, обусловленным развитием общества, его культуры. Это особая форма жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой дети в игровых условиях выполняют роли взрослых, воссоздавая их жизнь, работу и взаимоотношения (П. П. Блонський, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, О. М. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Еще раз напомним о расширении в дошкольном возрасте осознаваемого детьми мира, возрастание их стремления к самостоятельности и активного участия в жизни взрослых, которые вступают в разногласие с их реальными (и существенно ограниченными) возможностями. Это разногласие и находит свое решение в деятельности, формой которой есть игра.

Характеризуя игру дошкольников, укажем прежде всего ее ролевой характер. Если в раннем детстве центральным моментом игры было овладение предметами и способами действий с ними, то теперь на первый план выходит человек, ее действия, состояния и отношения с другими людьми.

Поскольку ролевая игра существует лишь в социальной среде, то ребенок учится играться под прямым или опосредствованным влиянием взрослых, что свидетельствует про социальное обусловленный характер ролевой игры.

Мотивы игры лежат в самому ее содержании. Выполняемые в ней действия сами по себе интересные ребенку, они обусловлены его непосредственными побуждениями, потребностями и интересами. Ребенка интересует не так результат, как сам процесс игры. Вместе с тем в игре есть активное стремление к определенной цели, оперирование предметами, разговора, отношения с другими людьми и т.п., что и предопределяет результативность игры, которое выражается прежде всего не в материальных продуктах, а в тех познавательных, эмоциональных и других состояниях, которые складываются у ребенка в процессе игровой деятельности.

Игра дошкольников есть средством отображения окружающей действительности, способом освоить деятельность и взаимоотношения взрослых, по-иному недоступные для ребенка.

Содержание игровых действий определяется теми практическими задачами, которые решают люди для достижения определенной цели. При этом игрушки и прочие разнообразные предметы замещают те объекты, которые используются в практических действиях взрослого.

Игра всегда строится соответственно определенным правилам. Характерная для нее условность (переименование используемых предметов, которые должны заместить другие, и т.п.) не является обязательной для возникновения сюжетно-ролевой игры, а появляется в процессе ее осуществления. Самое воображение ребенка развивается условиями игровой деятельности и есть важным компонентом психического акта переименования предметов во время игры (О. М. Леонтьев).

Игра на этом этапе символическая по своему смыслу, который существенно влияет на развитие детской психики. Так, опыт использования символов, замещение одних объектов другими помогает в будущему овладевать социальными знаками. Развитие символической функции и формирует классификационное восприятие, существенно развивает содержательную сторону интеллекта и прочие сугубо человеческие качества.

Игра оказывает содействие развитию произвольного внимания и памяти у ребенка. В условиях игры дети лучшее сосредоточиваются и большее запоминают. Сознательные цели (сосредоточить внимание, запомнить, воссоздать) раньше и более легкое выделяются детьми именно в игре. Особую побудительную роль при этом сыграет потребность в эмоциональном общении с ровесниками: несостоятельных запомнить правила игры ли быть внимательными к требованиям игровой ситуации просто выгоняют.

Ролевая игра требует от каждого ребенка определенных коммуникативных способностей, влияя тем самым на развитие речи. Она положительно влияет на развитие интеллекта: в игре ребенок учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенные значения слов и т.п..

От мышления через предметное манипулирование ребенок постепенно переходит к мышлению представлениями (если она дает предмету не его собственную, хорошо известную ей название, а другую, необходимую в данной игровой ситуации). При этом конкретный предмет служит своеобразной внешней опорой мысли о мысленном предмете и реальных действиях с ним. Таким образом, в ролевой игре развивается способность ребенка действовать в внутреннем, мыслительном плане. Основу перехода к умственным действиям составляет "свертывание" и обобщение игровых действий.

Интересно, что дети в этом веку полностью восхищаются игрой, вместе с тем не отождествляя ее с действительностью.

Рядом с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольников сыграют разные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликации, конструирование, лепка).

Трудовая деятельность. Дошкольников уже приучают к выполнению отдельных трудовых задач, причем начинают эту работу в игровой форме. Отсутствие дифференциации игры и работы — характерная особенность трудовой деятельности младших дошкольников, которая к определенной мере сохраняется и в среднем и старшем дошкольном веку.

Тем не менее, в последних случаях интерес к процессу деятельности уже объединяется с интересом к ее результатам и того значения, которое их работа имеет для других. Дети могут сознавать обязательность трудовых задач и приучаются их выполнять не только вследствие заинтересованности, а и через понимание важности для других людей.

Подчеркнем, что направленность трудовых действий детей исключительно определяется тем, как она организуется и мотивируется взрослыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: