Начальное развитие личности на этапе раннего детства

Интенсивное физическое возрастание ребенка на этапе раннего детства (от одного до трех лет) длится, хотя его темпы кое-что замедляются. Наряду с общим возрастанием происходит анатомическое формирование и функциональное развитие тканей и органов. Быстро увеличивается вес. Изменяется соотношение между величиной председателя, туловища и концовок. Уже до двух лет у ребенка прорезываются молочные зубы. Развиваются органы дыхания и кровообращения и т.п..

Повышается трудоспособность нервной системы, увеличивается общий вес мозга, возрастает регулирующая роль коры больших полушарий и контроль из ее стороны над подкорковыми центрами.

Социальная ситуация развития во многом аналогичная с ситуацией на предшествующем этапе. Ребенок еще не способная самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, а итак, общения с взрослым есть необходимым условием обеспечения ее жизнь.

Развитие психики в этот период зависит от ряда факторов. Существенную роль сыграет овладение ребенком прямохождением, которое делает ее общение с окружающим миром более самостоятельным, расширяет круг вещей, которые становятся объектами познания, развивает возможность ориентироваться в просторные и манипулировать с разнообразнейший предметами и т.п..

Манипулятивная деятельность постепенно заменяется предметными действиями, связанными с овладением выработанными людьми способами пользования предметами. Их функциональные свойства (одни предметы, как, например, пирамидки, коробочки, конструкторы и т.п., требуют твердо определенного способа действий; для других — их можно назвать предметами-орудиями (молоток, карандаш, ложка и др.) — способ использования жестко фиксируется их социальным назначением) открываются ребенку лишь через обучающее влияние взрослого.

Самое овладение предметной деятельностью существенно влияет на психическое развитие ребенка в этом возрасте.

На третьем году жизни уже начинают формироваться (своих зрелых форм они достигают за пределами раннего детства и уже тогда определяют психическое развитие) новые виды деятельности, такая как игра, рисование, конструирование, лепка и др.

Опыт, нагроможденный в предметной деятельности, служит основой развития речь ребенка. Именно этот период есть сензитивним для развития языка, то есть его усвоение в настоящее время происходит наиболее эффективные, а утраченные возможности более поздний крайне тяжело наверстать.

В общей деятельности с взрослыми ребенок постепенно начинает понимать связи между словами и реальностью, которая стоит за ними.

Бурно формируется активный язык ребенка. Возрастает словарный запас (на конец третьего года жизни ребенок использует уже до 1500 слов, тогда как годом раньше — до 300). Усваивается грамматическое и синтаксическое строение и звуковой порядок родного языка. Формирование активного языка есть источником всего психического развития ребенка.

В начале периода раннего детства ребенок уже начинает воспринимать свойства предметов, которые ее окружают, умеет находить между ними простейшие связи и использовать их. Все это создает необходимые предпосылки для дальнейшего умственного развития, который тесно взаимосвязан с овладением ребенком предметной деятельностью, речью, элементарными формами игры, рисование и т.п..

Основу умственного развития составляет овладение ребенком новыми видами действий восприятием мыслительных действий.

Восприятие в этом веку развивается прежде всего за счет действий, которые вырабатываются в предметной деятельности. Подбирая разнообразные предметы (по форме, цветом или размерами), ребенок теми самим овладевает внешними ориентировочными действиями. От сравнения свойств предметов с помощью таких действий ребенок постепенно переходит к зрительному сравнению, то есть у нее формируется новый вид действий восприятия. Наравне с зрительным в раннем детстве формируется и слуховое восприятие. Восприятие предметов приобретает более целостного характера.

Расширяется круг объектов, которые привлекают внимание малыша. Начиная со второго года, ребенок активно присматривается, прислушивается к ним, рассматривает их. Наибольшее внимание привлекают не самые объекты, а действия с ними.

Внимание постепенно развивается от безусловно-рефлекторного ее сосредоточения к условно-рефлекторного, от невольной ее формы к первым проявлениям произвольной (преодоление преград, действия за указаниями и т.п.).

Объем внимания еще очень узкий. Внимание легко отвлекается новыми ли более яркими объектами, однако в конце третьего года словом уже можно вызвать внимание и направлять ее, что создает предпосылки для проведения коротких занятий в группах детей.

Значительные сдвиги наблюдаются и в памяти ребенка, которая фиксирует приобретенный сенсорный, моторный и эмоциональный опыт, обеспечивая тем самым целостность психического развития.

Первые качественные изменения происходят во всех основных процессах памяти (запоминании, сохранении и воспроизведении). Стремительно расширяется круг объектов, которые узнает ребенок, а именно опознавание становится все более диференцированным.

Значительные изменения в мнемонические процессы вносит речь, создавая возможности группировать элементы опыта, означать их словами, крепко закреплять и оперативно воссоздавать.

Увеличивается продолжительность сохранения впечатлений в памяти ребенка. Чуть позже сравнительно с узнаванием развивается у малышей такая активная форма воспроизведения, как вспоминание.

Процессы памяти имеют вообще еще невольный характер, однако понимание ребенком слов и овладение активной речью уже делает возможными первые проявления произвольности.

В поведении ребенка, в его действиях с игрушками, в первых попытках рисовать обнаруживаются образы ее воображения, хотя их крайне тяжело отделить от образов памяти. На третьем году жизни ребенка активизируется репродуктивное воображение, которое проявляется, например, в перенесении уже известных действий в новую ситуацию и т.п.

В предметных практических действиях ребенка зарождается и его мышление, первые проявления которого относят на конец первого года жизни. Мыслить ребенок пока что может лишь о тех предметах, которые он видит, с которыми что-то делает, его мышление осуществляется в наглядной ситуации практическими действиями (наглядно-действующее мышление) и только тогда, если ребенок наталкивается на препятствия в достижении наглядно воспринимаемой и желательной цели, способ достижения которой ему неизвестный.

Ребенок учится мыслить, удаваясь к практическому анализу (разламывает игрушки, чтобы выяснить, что в них внутри), практического синтеза (составляет новый объект из деталей конструктора), открывая для себя новые свойства объектов в процессе практического и языкового общения с взрослыми, и т.п.

Первые обобщения в этом возрасте делаются на основе отдельных, простейших, часто несущественных признаков.

Заметные изменения на втором-третьем году жизни происходят и в эмоционально-волевой сфере ребенка. Обусловленны они прежде всего расширением ее общения с людьми, овладением языковыми средствами и развитием элементов самостоятельности.

Постепенно в эмоциях уменьшается элемент невольного наследования (так, захваченная своей деятельностью, ребенок уже не так легко заражается эмоциональным состоянием других) и расширяется сфера стимулов, которые их вызовут.

Под влиянием отношений с близкими развиваются социальные эмоции ребенка, источником которых становятся взаимоотношения между членами семьи, атмосфера семейной жизни и т.п..

Важную роль в эмоциональном развитии ребенка сыграют слова-оценки взрослых.

Заметных успехов достигают преддошкольников и в формировании произвольности своих действий. Важную роль при этом сыграет наследование действий других, повторение их. Использование рядом с действием слова оказывает содействие его обобщению, овладение же ребенком активной речью и самостоятельное определение цели своего действия делает эту цель осознанной.

Наибольшую побудительную силу для произвольных действий в этом возрасте имеет показ-демонстрация действий, опосредствованная прямым поощрением к активного их наследованию и воспроизведения (О. Р. Лурия, О. К. Тихомиров, В. К. Котирло и др.).

Однако не следует переоценивать способность малышей контролировать свое поведение, которое еще только, формируется и зависит от того, насколько последовательно подкрепляются взрослыми нужные и тормозятся нежелательные формы их поведения.

Кризис трехлетнего века. Результатом интенсивного развития общей деятельности ребенка и взрослого в раннем детстве есть, в частности, формирование у ребенка системы собственного "Я" центрального образования, которое возникает в конце этого этапа (Л. И. Божович). Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельного "Я", то есть у него появляются начальные формы самосознания.

Все это приводит к развитию стремления ребенка пусть в узких границах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых ("Я сам"). Этот период принято считать критическим ("кризис трех лет"), поскольку взрослые сталкиваются с трудностью в взаимоотношениях с ребенком, которая может стать крайне упрямой.

В основе этого кризиса — объективное разногласие между новой тенденцией ребенка к самостоятельному удовлетворению своих потребностей и стремлением взрослого сохранить старый стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Описанный кризис есть, разумеется, временной, но связанные с ним новообразование (обособление себя от окружающих, сравнение себя с другими и т.п.) — важный этап в психическом развитии ребенка.

Стремление ребенка этого века к самостоятельности может найти наиболее продуктивное решение в форме игры, поэтому "кризис трех лет" и решается путем перехода ребенка к игровой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: