double arrow

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ


Важнейшим следствием психического развития ребенка дошкольного века есть формирование психологической готовности к школьному обучению. По сути ее становление свидетельствует о завершении периода дошкольного детства.

В сложном комплексе качеств, из которых складывается такая готовность, можно выделить мотивационную, умственную и эмоционально-волевую компоненты.

Большинство детей в конце дошкольного века стремится стать школьниками, связывая это желание прежде всего с внешними признаками изменения своего социального статуса (портфель, форма, собственное рабочее место, новые взаимоотношения и т.п.).

Однако настоящая мотивационная готовность предопределяется познавательной направленностью дошкольника, которая развивается на основе присущий детям любознательности, приобретая характерных особенностей первых познавательных интересов (стремление познавать то новое, что несет в себе школа, желание овладеть грамоту, чтение и др.).

Если же такая познавательная активность не сформирована, детей привлекают разнообразные посторонние мотивы, связанные со восприятием школы как места для развлечений, которое спричинює невозможность ребенка взять на себя обязанности ученика.




Обучение в современной школе требует также умственной готовности детей.

Они приходят к школе с довольно широким кругом знаний и умений, а главное — с развитыми восприятием и мышлением (они уже должны освоить операции анализа, синтеза, сравнение, обобщение, классификации, группирование и т.п.), которые разрешают систематически наблюдать за предметами и явлениями, выделять в них важные особенности, размышлять и строить заключения.

Кроме того, детиуже должны владеть начальными учебными умениями (концентрации внимания не на результате, а на самом процессе выполнения учебных задач, самоконтроля, самооценки и др.).

Большую роль сыграет и эмоционально-волевая готовность, в частности умения дошкольника произвольно руководить своим поведением, познавательной активностью, направлять ее на решение учебных задач и т.п. Обучение в школе может быть для него источником положительных эмоций, которая поможет найти свое место среди ровесников, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции связывались с самой учебной деятельностью, ее процессом и первыми результатами.

По некоторым данным (О. Е. и Г. Г. Кравцови), почти треть детей семилетнего века не совсем готовая к школе. В особенности часто обнаруживается недостаточная сформированность отдельных компонентов психологической готовности. Все это требует определенное корректирование со стороны педагогов.

Отдельной есть проблема шестилетних детей. Оставаясь за уровнем своего психического развития дошкольниками, многие из них вступает к школе иd включается в учебную деятельность.



Так, у шестилетних детей еще сохраняются присущие дошкольному веку особенности мышление: в них доминирует невольная память, вследствие чего запоминается не то, что нужно, а то, что интересное; специфика внимания делает возможное продуктивное выполнение определенной работы не более чем вдоль 10-15 минут; особенности мышления предопределяют стремление изучать все прежде всего в наглядно-образном и наглядно-действенном аспектах.

Однако важной особенностью психического развития старшего дошкольника есть и острая чувствительность (сенситивність) как к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения, так и к овладению целями и способами систематического обучения.

Познавательные мотивы в этом веку ситуативные и нестойкие, во время учебных занятий они появляются и поддерживаются лишь благодаря усилиям педагогов. Оценка учебной работы воспринимается как оценка личности, а потому отрицательные оценки служат причиной тревожности, дискомфорт, апатию.

Поведение еще нестойкая, зависит от эмоционального состояния ребенка, который существенным образом усложняет взаимоотношения как с учителем, так и с ровесниками.







Сейчас читают про: