Понятие информационного ресурса и информатизации

Содержание

1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации.. 2

1.1. Понятие информационного ресурса и информатизации.. 2

1.2. Понятие и классификация информационных систем.. 4

1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы.. 7

1.4. Назначение и состав АРМ конечного пользователя информационной системы.. 9

2. Методика создания АИС в экономике.. 10

2.1. Проектирование: принципы и методы создания АИС.. 10

2.2 Этапы создания информационных систем (ИС) 13

3.Техническое и технологическое обеспечение АИС.. 15

3.1 Техническое обеспечение (ТО) и его состав. 15

3.2 Понятие и виды информационных технологий в экономике. 16

3.3 Технологии автоматизированного офиса.. 19

3.4 Нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности.. 20

3.5 Информационная технология экспертных систем.. 23

3.6 Автоматизированные информационные технологии в биржевом деле. 24

4. Информационное обеспечение АИС.. 27

4.1. Понятие экономической информации, ее виды и структура.. 27

4.2. Понятие информационного обеспечения (ИО). Системы классификации и кодирования. 30

4.3. Проектирование документации и технология ее получения. 32

4.4. Внутримашинное информационное обеспечение. 34

5. Автоматизированные информационные системы и технологии бухгалтерского учета и аудита.. 37

5.1. Технология применения персональных компьютеров в традиционных формах счетоводства.. 37

5.2. Организация учета с использованием автоматизированной формы.. 38

5.3. Системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД) 40

6. Автоматизированные информационные системы в банках.. 42

6.1. Автоматизированные банковские системы (АБС) 42

6.2. Технология использования пластиковых карт. 43

7. Информационные технологии финансовой системы... 48

7.1. АИС «Финансы». 48

7.2. АИС «Налог». 50

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.. 52

8. Информационная безопасность автоматизированных систем предприятий... 54


1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации

Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производст­вом, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы – знаний. Особенность этого общества заключа­ется в непрерывном обмене информацией.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организа­ций в большой степени зависит от их информированности и способ­ности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести боль­шую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень емким. Оно огносится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др. В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация определяется как сведения о ли­цах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независи­мо от формы их представления.

Одна из важнейших разновидностей информации – экономиче­ская информация. Она непосредственно связана с управлением кол­лективами людей, производством, распределением, обменом и по­треблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный мо­мент времени.

Информация приобретает черты экономического блага и обра­щается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйст­венной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксиро­ванной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, про­изводственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

Ø тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);

Ø формой собственности (государственная, муниципальная, частная);

Ø доступностью (открытая, секретная, ограниченного использо­вания);

Ø формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);

Ø носителем (бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало дея­тельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все более значимое положение в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и националь­ной экономики в целом.

К информационным продуктам и услугам относят базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр. Эти продукты и услуги обмениваются на информацион­ном рынке и отличаются многочисленными особенностями как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения.

Управление информационными ресурсами, включающее орга­низацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.

Информатизация — это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информацион­ных технологий (АИТ).

Основными задачами информатизации общества являются:

Ø модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Ø развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

Ø эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

Ø обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

Ø создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.

Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в ус­ловиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги.

По источникам формирования и отношению к конкретной орга­низации информационные ресурсы могут быть разделены на внутрен­ние и внешние.

К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специа­листами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях ор­ганизации, о распределении ресурсов — капитала, труда и т.д.). Особую роль при этом играет отчетность, которая является со­вокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской ин­формации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего пла­нирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.

Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния органи­зации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде — множестве существующих вне орга­низации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

Ø деловой информации;

Ø научной и профессиональной информации;

Ø социальио-политической и правовой информации;

Ø массовой и потребительской информации.

В условиях рыночной экономики велика роль деловой инфор­мации, поступающей из внешних для организации ис­точников. Ее структура (кем предоставляется):

Ø макро­экономи­ческая (гос. и спец. институты);

Ø финансовая (брокерские компании, банки и прочие фин. учреждениями);

Ø биржевая (биржами, банками)

Ø коммерческая (каталоги, базы данных)

Ø статистическая;

Ø деловые новости (СМИ).

Источники внешней деловой информации можно разбить на несколько групп:

  1. Высшие законода­тельные и исполни­тельные органы (Президент, Правительство, Дума, министерства и т.д.);
  2. СМИ (печть, радио, ТВ);
  3. Корпоративные форумы (конгессы, симпозиумы, выставки и т.п.);
  4. Корпоратиыные организации (ассоциации, биржи, консультац.фирмы, аналитич.и рекламные агентства);
  5. Печатная продукция (различных организаций);
  6. Электронная продукция (БД, информация на носителях, сети, сайты);
  7. Партнеры и потенциальыне клиенты (бизнес-планы и предложения).

СМИ предоставляют информацию экономического и политиче­ского характера. Корпоративные форумы различного уровня способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, позиций, мнений их участников. Как печатная, так и электронная продукция позволяют ознако­миться с результатами исследований различных организаций. Элек­тронная продукция — центральное звено информационных техноло­гий. Она является важнейшим средством скоростной транспортиров­ки информации. Для нее не существует границ, языковых барьеров, не важны расстояния и другие ограничения, присущие ранее индуст­риальному обществу и постепенно исчезающие в обществе инфор­мационном.

Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятель­ность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:

Ø повышение конкурентоспособности на рынке товаров (услуг);

Ø оперативный учет, входной контроль и долговременное хра­нение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях;

Ø формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (налоговую инспек­цию, учредителям, акционерам и т.п.), а также для управле­ния деятельностью организации;

Ø поддержание технологии единого информационного простран­ства (в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: