Понятие административного права. Государственное управление. Административные правоотношения

Административное право является самостоятельной, одной из базовых отраслей права. Данная отрасль имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предметом является круг общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления и государственной исполнительно-распорядительной деятельности.

Методом – правовые способы регулирования.

Административное право – отрасль права (совокупность правовых норм), которая регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере организации и деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Характерной чертой органов исполнительной власти является то, что они осуществляют государственное управление. Органы местного самоуправления – управление от лица населения определённой административно-территориальной единицы. Таким образом, коротко можно охарактеризовать административное право как отрасль управленческого права.

Государственное управление в узком понимании – подзаконная исполнительная и распорядительная деятельность органов государственной исполнительной власти, направленная на выполнение законов. Оно соотносится с исполнительно-распорядительной властью и ее органами. В этом проявляются общие черты правотворческой и правоприменительной деятельности государства и исполнительно-распорядительной деятельности одной из ветвей единой государственной власти.

Признаки государственного управления:

1. деятельность по реализации задач и функций государства;

2. осуществляется специально созданными государственными органами и должностными лицами, которые действуют от имени государства и имеют государственно-властные полномочия;

3. формы и методы работы управленческих органов регламентируются правом.

Основными и самыми общими методами государственного управления являются методы убеждения, поощрение и принуждения.

1. Убеждение проявляется при использовании различных мер объяснения, воспитания, организации с целью формирования воли подвластного субъекта. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно принимают участие в их реализации, если понимают задачи и цели государства.

Средства убеждения:

– обучение

– пропаганда,

– агитация,

– разъяснение,

– обмен опытом.

2. Поощрение – средство влияния, которое через интерес направляет волю человека на совершение полезных дел, которые делаются для получения материального, морального или иного одобрения. Различают абсолютное поощрение и относительное поощрение.

3. Принуждение – метод управления, который воплощается в психическом, материальном или физическом влиянии на волю и поведение человека и применяется на основе закона, осуществляясь через правоприменительные акты.

Виды принуждения:

– административно-предупредительные меры;

– меры административного пресечения;

– меры административной ответственности (взыскания).

При умном соотношении принуждения, поощрения и убеждения управление не требует других дополнительных мер.

Административно-правовые нормы – общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются государством с целью закрепления, регулирования и защиты общественных отношений в сфере государственного управления.

Административно-правовые институты – объединение административно-правовых норм в единую видовую или родовую группу для регулирования однородных общественных отношений.

Нормы и институты АПУ образуют общую, особенную, специальную и процессуальную части административного права.

Общая часть АПУ – основные принципы управления.

Особенная – регулирование управления в разных сферах общественной жизни.

Специальная – административно-правовая деятельность конкретных государственных органов.

Процессуальная – порядок и подведомственность рассмотрения административных дел, процедуры административного судопроизводства.

Отношения, регулируемые нормами административного права, называются административными правоотношениями. Данные отношения обладают как общими чертами, присущими для любых правоотношений, так и особенными. Можно указать на следующие особенности административных правоотношений:

– они связаны с управленческой деятельностью исполнительных органов государства и местного самоуправления;

– обязанности и права субъектовэтих отношений, как правило, неравны;

– в этих отношениях однойиз сторон всегда выступает субъект административной власти (уполномоченный орган, должностное лицо), поэтому их называют отношениями власти и подчинения;

– данные отношения чаще всего возникают по инициативе однойиз сторон;

– в случае нарушения административно-правовой нормы, нарушитель несёт ответственность перед государством;

– разрешение споров между сторонами чаще всего осуществляется в административном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: