Отбор и организация грамматического материала

Отбор содержания обучения грамматике (как, впрочем, и любому другому аспекту языка) подчиняется определённым критериям. Напомню, что содержание обучения любому аспекту состоит из единиц и действий с ними (то есть навыков).

Первоначально выделим конкретные навыки, которые необходимо сформировать в процессе обучения грамматической стороне речи.

Как известно, грамматический навык это синтезированное действие, основой которого является динамический грамматический стереотип. Как в действии синтезированном, в грамматическом навыке выделяются составляющие его частные навыки.

К экспрессивным частным грамматическим навыкам относятся:

1) выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуа­ции);

2) оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром;

3) оценка правильности и адекватности этих действий.

Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Оформление структуры можно назвать формальной стороной. От нее зависти правильность высказывания с точки зрения данного языка и скорость речи. Оценка правильности - рефлексивной стороной.

Наряду с активными речевыми грамматическими навыками у учащихся должны быть сформулированы также рецептивные навыки (в рамках пассивно усваиваемого грамматического материала).

К таким навыкам относятся:

1) навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития аудитивного и читательского опыта;

2) дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки анализа (анали­тического декодирования) грамматической информации аудитивного и письменного текста.

Первый вид грамматических навыков формируется в процессе обильно­го легкого аудирования и чтения, второй - в результате аудирования и чтения трудных в грамматическом отно­шении текстов и использования элементов анализа граммати­ческих явлений.

Содержание обучения грамматике представлено двумя большими блоками: единицы и действия с ними. Как и в ситуации обучения фонетике, так и лексике и грамматике схема содержания обучения будет выглядеть типически.

    Содержание обучения грамматической стороне речи  
               
Лингвистический компонент   Психологический компонент   Методологический компонент
языковой речевой   знания о грамм. структуре языка грамматические навыки   знания алгоритмов самотстоятельно овладения грамматикой навыки и умения самостоят. овладения грамматикой
                 

Теперь остановимся на отборе грамматического материала. Основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для ус­воения его в данных условиях.

Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматиче­ский минимум считаются:

1) принцип распространенности в устной речи;

2) принцип образцовости;

3) принцип исключения синонимических грамматических явлений.

К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явления, наиболее употребительные в письменной речи и которые ученики должны понять на слух и при чтении.

К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный мини­мум относятся:

1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи;

2) принцип многозначности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: