double arrow

Звуковой анализ и синтез на подготовительном этапе обучения грамоте

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современных модификациях.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – основной метод формирования первоначальных навыков чтения и письма. Это объясняется знаковой природой буквы, которая обозначает фонему - кратчайшую звуковую единицу, служащую для различения слов и их форм, а также для отождествления слов. Фонема реализуется звуками в разных позициях, но обозначается одной буквой, соответствующей звуку речи в позиции, где полностью проявляются его артикуляционные характеристики, например, гласный под ударением (вол и вал) или согласный перед гласным (гол-кол).

Обучение грамоте невозможно без развития фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

Приёмы звукового анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым1; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения.

Остановимся на основных из этих приемов:

1. Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).




2. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:

а) выделение из предложения звука-слова и из предложения по картинке Слива и груша, звука-слова а из предложения Это собака, а это кошка;

б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж;

3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же — по слоговому составу, например: Слава — Сла-ва — с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный —сла. Можно указать также: согласные с, л, в — твердые. И др. приёмы.

1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).



2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки. и др.приёмы

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения синтез формирует сам навык чтения.

1. Задачи обучения грамоте в подготовительный период.

Основные задачи: формирование представления о речи и её видах и функциях. Развивать умение воспринимать речь на слух, отвечать на вопросы по содержанию текста, отгадывать и придумывать загадки, определять количество предложений в небольшом тексте и количество слов в предложении. Развитие фонематического слуха и обучение звуковому анализу: определять количество и границы слогов, выделять звуки в определённой позиции: в начале, конце, середине слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, отличать парные по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. Артикулирование звуков, работа над дикцией.






Сейчас читают про: