План
Для самостоятельного чтения
Русский язык как учебный предмет в начальных классах
- Значение предмета «русский язык» для общего школьного образования.
- Понятие «языковое образование»
- Цель и задачи воспитания коммуникативной культуры
Содержание лекции
- Значение предмета «русский язык» для общего школьного образования.
Взаимозависимость процессов развития мышления речи обусловило влияние успеваемости учащегося по русскому языку на обучаемость по другим предметам, на способность адаптироваться к школьной жизни и социуме. Необходимость языкового образования,.включающего коммуникативную компетенцию, объясняется функциями речи как средства общения.
- Понятие «языковое образование»
Основные задачи языкового образования младших школьников. Языковое образование – процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности.
В период обучения грамоте – развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу и синтезу, формирование умений и навыков элементарного правильного и осознанного чтения и письма, формирование представлений об элементах грамматики и орфографии, развитие устной и письменной речи и воспитание интереса к детской книге.
|
|
На уроках русского языка осуществляется формирование лингвистического мышления учащихся, понимание абстрактной сущности грамматических значений, функций языковых единиц, отражение отношений между формами слов, видов связи между словами в речи.
Выявление дифференцирующих (отличительных) признаков языковой единицы: значения, вопросов, особенностей изменения, функции.
Формирование системы понятий и обобщенных способов действий. Формирование умения устанавливать внутрипонятийные и межпонятийные связи.
Овладение приемами и операциями лингвистического анализа и синтеза: методикой фонетического анализа, различными способами семантизации (выявления, объяснения значения слов и отдельных морфем); моделирования лингвистического материала для установления внутрипонятийных и межпонятийных связей, составления и использования алгоритмов морфемного, морфологического и синтаксического анализа.
Составление моделей грамматических и орфографических понятий, обобщенных способов действий. Овладение приемами “чтения” моделей языковых единиц.
Определение операционного состава действия (чтения, орфографического, грамматического анализа и т.д.).
Осуществление контроля и самоконтроля, объективного оценивания процесса и содержания учебной деятельности, её результативности, умение при необходимости вносить коррективы.
|
|
- Цель и задачи воспитания коммуникативной культуры
Важнейшее направление деятельности педагога - словесника – воспитание думающего, связно, точно, логично и грамотно выражающего свои мысли и чувства, умеющего выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения, с учётом специфики различных видов общения, способного адекватно воспринимать и оценивать информацию ученика – человека нравственного – привыкшего считаться с другими людьми. В этом заключается цель формирования коммуникативных умений, умений общения, т.е. коммуникативной культуры
- Структура и содержание программ по русскому языку для начальных классов.
Обязательные компоненты программы:вводная пояснительная записка, в которой излагаются концепция, идея, цель, принципы образовательной системы. В основной части программы определяется объём учебной нагрузки, распределённой по этапам (классам) обучения. и требования, перечень параметров, принимаемых в качестве нормы образованности, критерии определения уровня подготовки учащихся. Программа должна в полной мере отражать федеральный компонент государственного стандарта языкового образования. Вместе с тем программа не должна ограничивать учителя и учащихся в выборе содержания образования в соответствии со своими интересами и потребностями. Объём учебной нагрузки должен соответствовать количеству часов, отводимых на освоение содержания курса русского языка базисным учебным планом. Обязательные стандартные установки – изучение лингвистической теории для овладения правильной, точной, логически последовательной и выразительной речью; приобщение школьников к осмысленному, заинтересованному чтению художественной, научно-популярной и иной литературы овладении умением полноценно воспринимать литературное произведение в единстве формы и содержания.
Способы введения предметного содержания в учебном процессе – ступенчато-концентрический или линейный. Ступенчато-концентрический способ расположения материала обусловлен ограничением возрастных возможностей младших школьников. Языковая теория по теме предъявляется в УМК постепенно, отсроченно от простого к более сложному. Но на каждой ступени доминирует одна тема. Вместе с тем, в упражнения, учебно-научные тексты и иллюстративный материал в соответствии с программными установками вводится языковой материал по другим темам, что позволяет создавать учебные ситуации, приближенные к естественным речевым ситуациям, так как в речи функционируют одномоментно единицы всех языковых уровней. Линейный способ - изучение одной темы без перерыва в объёме, определённом программой для начальной школы,- в школьной практике не может быть реализован буквально, так как, например, ученикам второго класса недоступно изучение темы во всем объёме. Пример успешного опыта применить линейного способа изучения русского языка – программа «Начальная школа XXI века».
В большинстве современных программ по русскому языку для начальных классов предметное содержание курса представлено в разделах: «Обучение грамоте и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».
Литература к разделу - Модуль1:
Введение в курс «Методика преподавания русского языка и литературы»
1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход [Текст:]:учебное пособие для студентов вузов по спец.:Русский язык и литература" / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2007. - 464 с. 2000 экз.
2. Бакулина Г. А. Обучение русскому языку средствами субъективации [ Текст] / Г. А. Бакулина // Нач. школа, № 11, 2000 стр.39 – 46
|
|
3. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Л.Я Желтовская, О.Б Калинина // НШ. – 2008, № 1. С. 48.
4. Калашникова Н.Г.. Учебная деятельность: сущность, структура, процесс формирования. [Текст]: Введение в теорию и практику деятельностного типа обучения. Ч.1 / Н.Г. Калашникова //.-Барнаул. 1996.-.132с.
5. Кан-Калик В.А., Никандров К.Д. Педагогическое творчество. [Текст] / В.А Кан-Калик., К.Д/ Никандров // М.: Педагогика, 1990. – 144 с. Стр. 58
6. Комплект «Перспектива» Программы для начальной школы [Текст] // Москва «Просвещение» 2007 стр.7 ISBN 978-5-09-016072
7. Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я, Купалова А.Ю., Бокарева Л.Д., Пронина О.В. О новом коммуникативно-ориентированном курсе родного (русского) языка «Введение в словесность» [Текст] /Л.Ф Климанова И др.// Начальная школа-1994-№ 7.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12
9. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под редакцией Е.Н. Степанова. М.: – ТЦ Сфера, 2003. –128 с.- С.52
10. Львов М. Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1987.— 415 с.
11. Методика преподавания русского языка [Электронный ресурс] // Тыква.ru: [сайт]. – [Б.м., б.г.]. – URL: Режим доступа https:// bibl. tikva. /base/B358/B358Content. (15.06.09).
12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.ISBN5-7695-1933-9
13. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст]: Пособие для студентов фак-та нач. обучения и учителей нач. кл. / Под общей ред. проф. Т.Г. Рамзаевой // С-Пет.: «Специальная литература», 1996. – 254 с.
|
|
14. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе (концепция и программа). [Текст]: / Под ред. В.В.Репкина. // Харьков - Томск. 1992 и более поздние издания.
15. Рождественский Н. С.. C:\cgi-bin\irbis64r_81\cgiirbis_64.exeМетодика начального обучения русскому языку: учебное пособие для ин-тов [Текст]: / Н. С. Рождественский. - М.: Просвещение, 1965. - 347 с.
16. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Соловейчик М.С. и др. М., 1994г и более поздние издания.