double arrow

Модуль 2. Для самостоятельного чтения

План

Для самостоятельного чтения

Русский язык как учебный предмет в начальных классах

  1. Значение предмета «русский язык» для общего школьного образования.
  2. Понятие «языковое образование»
  3. Цель и задачи воспитания коммуникативной культуры

Содержание лекции

  1. Значение предмета «русский язык» для общего школьного образования.

Взаимозависимость процессов развития мышления речи обусловило влияние успеваемости учащегося по русскому языку на обучаемость по другим предметам, на способность адаптироваться к школьной жизни и социуме. Необходимость языкового образования,.включающего коммуникативную компетенцию, объясняется функциями речи как средства общения.

  1. Понятие «языковое образование»

Основные задачи языкового образования младших школьников. Языковое образование – процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности.

В период обучения грамоте – развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу и синтезу, формирование умений и навыков элементарного правильного и осознанного чтения и письма, формирование представлений об элементах грамматики и орфографии, развитие устной и письменной речи и воспитание интереса к детской книге.

На уроках русского языка осуществляется формирование лингвистического мышления учащихся, понимание абстрактной сущности грамматических значений, функций языковых единиц, отражение отношений между формами слов, видов связи между словами в речи.

Выявление дифференцирующих (отличительных) признаков языковой единицы: значения, вопросов, особенностей изменения, функции.

Формирование системы понятий и обобщенных способов действий. Формирование умения устанавливать внутрипонятийные и межпонятийные связи.

Овладение приемами и операциями лингвистического анализа и синтеза: методикой фонетического анализа, различными способами семантизации (выявления, объяснения значения слов и отдельных морфем); моделирования лингвистического материала для установления внутрипонятийных и межпонятийных связей, составления и использования алгоритмов морфемного, морфологического и синтаксического анализа.

Составление моделей грамматических и орфографических понятий, обобщенных способов действий. Овладение приемами “чтения” моделей языковых единиц.

Определение операционного состава действия (чтения, орфографического, грамматического анализа и т.д.).

Осуществление контроля и самоконтроля, объективного оценивания процесса и содержания учебной деятельности, её результативности, умение при необходимости вносить коррективы.

  1. Цель и задачи воспитания коммуникативной культуры

Важнейшее направление деятельности педагога - словесника – воспитание думающего, связно, точно, логично и грамотно выражающего свои мысли и чувства, умеющего выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения, с учётом специфики различных видов общения, способного адекватно воспринимать и оценивать информацию ученика – человека нравственного – привыкшего считаться с другими людьми. В этом заключается цель формирования коммуникативных умений, умений общения, т.е. коммуникативной культуры

  1. Структура и содержание программ по русскому языку для начальных классов.

Обязательные компоненты программы:вводная пояснительная записка, в которой излагаются концепция, идея, цель, принципы образовательной системы. В основной части программы определяется объём учебной нагрузки, распределённой по этапам (классам) обучения. и требования, перечень параметров, принимаемых в качестве нормы образованности, критерии определения уровня подготовки учащихся. Программа должна в полной мере отражать федеральный компонент государственного стандарта языкового образования. Вместе с тем программа не должна ограничивать учителя и учащихся в выборе содержания образования в соответствии со своими интересами и потребностями. Объём учебной нагрузки должен соответствовать количеству часов, отводимых на освоение содержания курса русского языка базисным учебным планом. Обязательные стандартные установки – изучение лингвистической теории для овладения правильной, точной, логически последовательной и выразительной речью; приобщение школьников к осмысленному, заинтересованному чтению художественной, научно-популярной и иной литературы овладении умением полноценно воспринимать литературное произведение в единстве формы и содержания.

Способы введения предметного содержания в учебном процессе – ступенчато-концентрический или линейный. Ступенчато-концентрический способ расположения материала обусловлен ограничением возрастных возможностей младших школьников. Языковая теория по теме предъявляется в УМК постепенно, отсроченно от простого к более сложному. Но на каждой ступени доминирует одна тема. Вместе с тем, в упражнения, учебно-научные тексты и иллюстративный материал в соответствии с программными установками вводится языковой материал по другим темам, что позволяет создавать учебные ситуации, приближенные к естественным речевым ситуациям, так как в речи функционируют одномоментно единицы всех языковых уровней. Линейный способ - изучение одной темы без перерыва в объёме, определённом программой для начальной школы,- в школьной практике не может быть реализован буквально, так как, например, ученикам второго класса недоступно изучение темы во всем объёме. Пример успешного опыта применить линейного способа изучения русского языка – программа «Начальная школа XXI века».

В большинстве современных программ по русскому языку для начальных классов предметное содержание курса представлено в разделах: «Обучение грамоте и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».

Литература к разделу - Модуль1:

Введение в курс «Методика преподавания русского языка и литературы»

1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход [Текст:]:учебное пособие для студентов вузов по спец.:Русский язык и литература" / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2007. - 464 с. 2000 экз.

2. Бакулина Г. А. Обучение русскому языку средствами субъективации [ Текст] / Г. А. Бакулина // Нач. школа, № 11, 2000 стр.39 – 46

3. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Л.Я Желтовская, О.Б Калинина // НШ. – 2008, № 1. С. 48.

4. Калашникова Н.Г.. Учебная деятельность: сущность, структура, процесс формирования. [Текст]: Введение в теорию и практику деятельностного типа обучения. Ч.1 / Н.Г. Калашникова //.-Барнаул. 1996.-.132с.

5. Кан-Калик В.А., Никандров К.Д. Педагогическое творчество. [Текст] / В.А Кан-Калик., К.Д/ Никандров // М.: Педагогика, 1990. – 144 с. Стр. 58

6. Комплект «Перспектива» Программы для начальной школы [Текст] // Москва «Просвещение» 2007 стр.7 ISBN 978-5-09-016072

7. Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я, Купалова А.Ю., Бокарева Л.Д., Пронина О.В. О новом коммуникативно-ориентированном курсе родного (русского) языка «Введение в словесность» [Текст] /Л.Ф Климанова И др.// Начальная школа-1994-№ 7.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12

9. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под редакцией Е.Н. Степанова. М.: – ТЦ Сфера, 2003. –128 с.- С.52

10. Львов М. Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1987.— 415 с.

11. Методика преподавания русского языка [Электронный ресурс] // Тыква.ru: [сайт]. – [Б.м., б.г.]. – URL: Режим доступа https:// bibl. tikva. /base/B358/B358Content. (15.06.09).

12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.ISBN5-7695-1933-9

13. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст]: Пособие для студентов фак-та нач. обучения и учителей нач. кл. / Под общей ред. проф. Т.Г. Рамзаевой // С-Пет.: «Специальная литература», 1996. – 254 с.

14. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе (концепция и программа). [Текст]: / Под ред. В.В.Репкина. // Харьков - Томск. 1992 и более поздние издания.

15. Рождественский Н. С.. C:\cgi-bin\irbis64r_81\cgiirbis_64.exeМетодика начального обучения русскому языку: учебное пособие для ин-тов [Текст]: / Н. С. Рождественский. - М.: Просвещение, 1965. - 347 с.

16. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Соловейчик М.С. и др. М., 1994г и более поздние издания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: