1. Личностно-ориентированное обучение русскому языку. Принципы личностно-ориентированного обучения.
Важнейшие принципы личностно - ориентированного подхода (определены Е.Н. Степановым) [9]
Принцип индивидуальности – признание личности ребенка центром всей образовательной системы и обеспечение условий, благоприятствующих развитию и реализации физического, когнитивного, эмоционально-волевого, эстетического и художественного потенциала учеников – уникальных личностных качеств; искренний, естественный интерес и уважение педагога к личностным проявлениям детей, к их суждениям, поступкам; процессу и результатам индивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип субъектности - тактично, оперативно и своевременно осуществляемая педагогическая поддержка с учетом субъектного опыта учащихся, помощь ребенку в обретении веры в себя, в свои возможности, воспитании чувства собственного достоинства.
Принцип выбора цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса для развития индивидуальности, субъектности.
Принцип творчества и успеха. Эффективная результативность творческой деятельности способствует формированию Я- концепции личности учащегося;
Принцип доверия и поддержки ребёнку в его стремлении к самореализации и самоутверждению
2. Компетентностный подход к организации языкового образования младших школьников
Применительно к изучению языка компетентностный подход означает воспитание языковой личности: прогнозирование и достижение определенного уровня владения языком как средством общения в различных речевых ситуациях. Языковая личность должна обладать необходимым лексико-грамматическим минимумом, соблюдать языковые нормы, знать сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации общения и программы их развертывания. уметь выбирать и реализовать речевые действия в соответствии с принимаемым или самостоятельно определённым речевым замыслом (целью общения), социальными и коммуникативными ролями собеседников, владеть тактикой коммуникативного поведения.. В структуре коммуникативной.компетенции. выделяют несколько составляющих: языковую (лингвистическую), речевую, прагматическую и др.
3. Коммуникативно-деятельностный подход как стратегия организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка.[ 1 - 4]
Наиболее адекватен цели личностно-ориентированного обучения коммуникативно-деятельностный подход (далее КДП) - способ организации обучения с учетом закономерностей развивающейся речевой и познавательной деятельности учащихся, с использованием коллективных форм учебной работы по раскрытию знаковой природы языка и использованию языка как средства общения, для формирования коммуникативной компетенции, для реализации воспитывающего потенциала предмета «русский язык». (Определение Т.А. Брагиной).
А. Структура и последовательность осуществления учебной деятельности в процессе личностно-ориентированного обучения русскому языку
Психологическая структура Д. такова: цель – мотив – способ – результат. Д. складывается из ряда действий. Различают Д. практическую и теоретическую. Основными единицами Д. являются: акт деятельности, действие и операции. Акт деятельности начинается с того момента, когда у человека появляется цель и стремление к ее достижению (мотив), а завершается, когда мотив удовлетворяется, т.е. цель достигнута. На пути к достижению сознательной цели человеку приходится ставить промежуточные цели. Теория деятельности опирается на труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Важнейшим достижением компетентностного подхода является субъектность - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Эта характеристика личности складывается благодаря деятельностному подходу - субъективации, осознанию и овладению младшим школьником процессом самоучения.
Б. Коммуникативно-деятельностный подход – средство реализации идей гуманного, личностно-ориентированного обучения.
Личностно ориентированное обучение русскому языку представляет собой коллективную исследовательскую рефлексивную деятельность учащихся, направленную на открытие языковых закономерностей, на использование языковых средств в речи. Главное условиие – гуманная позиция педагога и оперативная, адекватная учебной ситуации педагогическая поддержка. При КДП педагогическая поддержка - субъективизация, создание условий для формирования учебной деятельности, продуктивного общения, сотрудничества учащихся в условиях групповой и коллективной работы Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий в языковом образовании, речевом и коммуникативном развитии.
4. Интерактивность – новое требование современного языкового образования.
«Интерактивность - прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру. Владение поисковыми методами работы на компьютере, умениями вести интерактивный диалог с субъектами образовательного процесса.