Тема 2. Нововведения как объект инновационного управления

Новшеством может быть новый порядок, новый ме­тод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится ин новацией

Следовательно, научно-технические инновации должны:

- обладать новизной;

- удовлетворять рыночному спросу;

- приносить прибыль производителю.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширен­ный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одно и той! же организaции. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в соз­дании новых производителей нововведения, в наруше­нии монополии производителя-пионера.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его рас­пространение; 2) диффузия нововведения.

Первая фаза- этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, опытного производства и сбыта. Еще не реализуется полез­ный эффект нововведенияи. На второй фазе полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощно­сти коммуникационных каналов, особенностей воспри­ятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

Скорость диффузии НВ зависит от: а) фор­мы принятия решения; б) способа передачи информа­ции; в) свойств социальной системы, а также свойств самого НВ. Свойствами НВ являются: преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения.

Субъектов инновационного процесса можно разде­лить на следующие группы:

Новаторы я вляются генераторами научно-техни­ческих знаний. Это изобре­татели, исследовательские организации.

Р анние реципиенты - предпринима­тели, первыми освоившие новшество. Они получили название "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первы­ми внедрившими новшество в производство.

Отстающие фирмы запаздывают с нововведениями Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

В общем виде ИП можно записать так:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,

где ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследова­ние;

ЛИ - прикладные исследования;

Р - разработка;

Пр - проектирование;

С - строительство;

ОС - освоение;

ПП - промышленное производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории во­проса).

П рикладные исследованuя (ЛН) - это овеществление знаний.

Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновацион­ными процессами, инновационной деятельностью, за­нятыми этой деятельностью организационными струк­турами и их персоналом. Для него характерно следующее:

- постановка цели и выбор стратегии

- четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Схематично инновационный менеджмент предста­влен на рисунке


Рисунок 1 – Стадии инновационного менеджмента

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.

1. Планирование - составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация - определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотруд­никами, организация работы.

3. Исполнение - осуществление исследований и раз­работок, реализация плана.

4. Руководство - контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленче­ских решений, применения новшеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: