Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится ин новацией
Следовательно, научно-технические инновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одно и той! же организaции. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения.
|
|
Первая фаза- этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, опытного производства и сбыта. Еще не реализуется полезный эффект нововведенияи. На второй фазе полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.
Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
Скорость диффузии НВ зависит от: а) формы принятия решения; б) способа передачи информации; в) свойств социальной системы, а также свойств самого НВ. Свойствами НВ являются: преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:
Новаторы я вляются генераторами научно-технических знаний. Это изобретатели, исследовательские организации.
Р анние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество. Они получили название "пионерских" организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство.
Отстающие фирмы запаздывают с нововведениями Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
|
|
В общем виде ИП можно записать так:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,
где ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;
ЛИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
Пр - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.
Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории вопроса).
П рикладные исследованuя (ЛН) - это овеществление знаний.
Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него характерно следующее:
- постановка цели и выбор стратегии
- четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Схематично инновационный менеджмент представлен на рисунке
Рисунок 1 – Стадии инновационного менеджмента
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.
1. Планирование - составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация - определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение - осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство - контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.