ПОКА ЗАПАД НЕ БУДЕТ ПРОСИТЬ ЗАЩИТЫ ОТ ВАС»
Д-р Эдвард У. Деминг, патриарх TQM
Лекция для руководителей 45 крупнейших компаний Японии,
Токио, 1950 г.
Повышение качества в Японии стало задачей общенациональной, охватывающей любую деятельность в сфере производства товаров и услуг
«…Распространенная болезнь, которая поражает управляющих и государственную администрацию во всем мире, - это их впечатление, что "у них другие проблемы". Конечно, вне всякого сомнения, они другие; но принципы, которые помогают улучшить качество товара или услуги, универсальны по своей природе…»
Д-р Э. Деминг «Выход из кризиса»
Разработанные Э.Демингом принципы управления направлены на непрерывное усовершенствование процессов организации деятельности предприятия, в результате чего целью управления становится постоянное повышение качества продукции (услуг) в противовес повышению производительности "любой ценой":
- основным показателем эффективности деятельности предприятия или организации является качество процесса производства товара или услуги, а не численные показатели той или иной производственной функции;
|
|
- критерием качества является степень удовлетворения потребностей заказчика (клиента);
- работа коллектива предприятия организуется в виде совокупности функционально-полных групп ("команд") специалистов, в результате чего разрушаются барьеры, установленные производственными подразделениями;
- в процессе управления предприятием анализируются и устраняются недостатки существующей производственной системы, а не отдельных работников предприятия;
- повышается роль решений, принимаемых каждым работником, и создаются условия развития его инициативы;
- формируется система динамичной трансформации принципов организации производственного процесса с целью достижения сформулированных целей.
Дальнейшим развитием принципов Э.Деминга является постепенный отход от традиционных иерархических организационных структур и появление в конце 70-х годов большого числа сетевых структур управления, которые охватывали самые разные области деятельности.
Основополагающими в борьбе за качество стали 14 принципов управления, изложенные Э.Демингом в книге «Out of the Crisis»:
1. Сделать постоянной целью улучшение качества продукции и услуг.
2. Принять новую философию.
3. Прекратить зависимость от инспекции.
4. Прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен.
5. Постоянно улучшать систему.
6. Обучать на рабочем месте.
7. Учредить руководство.
8. Искоренять страх.
|
|
9. Устранить барьеры.
10. Избегать пустых лозунгов.
11. Исключить цифровые квоты для управления работой.
12. Дать возможность гордиться принадлежностью к компании.
13. Поощрять образование и самосовершенствование.
14. Вовлечь каждого в работу по преобразованию компании.
Система практической реализации 14 постулатов Деминга в промышленности и сфере услуг
получила название Всеобщего Управления Качеством -
Total Quality Management (TQM)
Цели структурной реформы:
Ø повышение устойчивости работы, его доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
Ø снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов;
Ø
Задачи:
Ø дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
СЕМЕЙСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000
Международный опыт управления качеством обобщен в пакете МС ИСО серии 9000.
История этих стандартов восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х гг. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BSI 5750, одобренных Британским институтом стандартов (British Standard Institute - BSI) в 1979 г.
Стандарты серии ISO - 9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ISO/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176).
Первая редакция стандарта ISO-9000 (март 1987 г.) - это стандарт BSI 5750.
Вторая редакция основных стандартов серии ISO-9000 (1994 г.) - включала 24 стандарта. Серия создавалась независимо от специфики отраслей промышленности, но в дальнейшем потребовалось уточнение базовых стандартов в таких областях как сервис, программное обеспечение, подготовка и обучение персонала и т.д.
Третья редакция стандартов ISO-9000 (версии 2000 года) содержит всего 5 стандартов. В настоящее время семейство (серия) ISO 9000 включает:
Ø все МС с номерами ISO 9000 - 9004, в т.ч. все разделы стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004;
Ø все МС с номерами ISO 10001 - 10020, в т.ч. все их части;
Ø ISO 8402 и в некоторых случаях прочие стандарты, учитывающие специфику деятельности организаций.
В редакции 2000 г. стандарт ISO-9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. Вместо трёх стандартов ISO 9001, 9002, 9003 введён один - ISO 9001:2000.
"Звезда качества"
" Звезда качества " - это образ конструктивного поэтапного поведения при внедрении систем качества. За основу взят Знак качества, контур которого заполнен пятиконечной звездой.
Системы качества включают все грани: мотивацию, обучение, взаимоотношения с поставщиками и потребителями, а также документирование процедур системы качества.
" Документируйте то, что делаете, и делайте то, что документировано " - основной принцип системы обеспечения качества.
"Звезды качества"
В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти "звёзд качества". На каждом из этапов менялось представление о содержании термина "качество"
Лестница качества
Тройной стандарт: "Думаем одно, говорим другое, делаем третье"
Диаграмма "смелость-страх" - "радость-разочарование"
Семь простых статистических инструментов качества и регулирования процессов
Японская версия:
1. Метод расслоения (стратификации) данных
2. Контрольный листок
3. Диаграмма Парето (принцип 80/20)
4. Схема Исикава (диаграмма "причина - результат")
5. Диаграмма рассеивания (поле корреляции)
6. Гистограмма (воспроизводимость процессов)
7. Контрольная карта
В американскую версию вместо метода расслоения входит
|
|
Диаграмма потоков процесса (Flowchart)