Продолжайте слушать до тех пор

ПОКА ЗАПАД НЕ БУДЕТ ПРОСИТЬ ЗАЩИТЫ ОТ ВАС»

Д-р Эдвард У. Деминг, патриарх TQM

Лекция для руководителей 45 крупнейших компаний Японии,

Токио, 1950 г.

Повышение качества в Японии стало задачей общенациональной, охватывающей любую деятельность в сфере производства товаров и услуг

«…Распространенная болезнь, которая поражает управляющих и государственную администрацию во всем мире, - это их впечатление, что "у них другие проблемы". Конечно, вне всякого сомнения, они другие; но принципы, которые помогают улучшить качество товара или услуги, универсальны по своей природе…»

Д-р Э. Деминг «Выход из кризиса»


Разработанные Э.Демингом принципы управления направлены на непрерывное усовершенствование процессов организации деятель­нос­ти предприятия, в результате чего целью управления стано­вит­ся постоянное повышение качества продукции (услуг) в противовес повышению производительности "любой ценой":

- основным показателем эффективности деятельности пред­прия­тия или организации является качество процесса производства товара или услуги, а не численные показатели той или иной произ­водст­вен­ной функции;

- критерием качества является степень удовлетворения потреб­нос­тей заказчика (клиента);

- работа коллектива предприятия организуется в виде совокупности функционально-полных групп ("команд") спе­циа­лис­тов, в результате чего разрушаются барьеры, установленные произ­вод­ственными подразделениями;

- в процессе управления предприятием анализируются и устраняются недостатки существующей производственной системы, а не отдельных работников предприятия;

- повышается роль решений, принимаемых каждым работником, и создаются условия развития его инициативы;

- формируется система динамичной трансформации принципов организации производственного процесса с целью достижения сфор­му­лированных целей.

Дальнейшим развитием принципов Э.Деминга является по­сте­пен­ный отход от традиционных иерархических организационных струк­тур и появление в конце 70-х годов большого числа сетевых струк­тур управления, которые охватывали самые разные области деятельности.

Основополагающими в борьбе за качество стали 14 принципов управления, изложенные Э.Демингом в книге «Out of the Crisis»:

1. Сделать постоянной целью улучшение качества продук­ции и услуг.

2. Принять новую философию.

3. Прекратить зависимость от инспекции.

4. Прекратить практику заключения контрактов на основе низ­ких цен.

5. Постоянно улучшать систему.

6. Обучать на рабочем месте.

7. Учредить руководство.

8. Искоренять страх.

9. Устранить барьеры.

10. Избегать пустых лозунгов.

11. Исключить цифровые квоты для управления работой.

12. Дать возможность гордиться принадлежностью к компании.

13. Поощрять образование и самосовершенствование.

14. Вовлечь каждого в работу по преобразованию компа­нии.

Система практической реализации 14 постулатов Деминга в промышленности и сфере услуг

получила название Всеобщего Управления Качеством -

Total Quality Management (TQM)


Цели структурной реформы:

Ø повышение устойчивости работы, его доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

Ø снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов;

Ø

Задачи:

Ø дальнейшее развитие конкуренции в сфере пере­во­зок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслу­живания пассажиров;


СЕМЕЙСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000

Международный опыт управления качеством обобщен в пакете МС ИСО серии 9000.

История этих стандартов восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х гг. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BSI 5750, одобренных Британским институтом стандартов (British Standard Institute - BSI) в 1979 г.

Стандарты серии ISO - 9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ISO/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176).

Первая редакция стандарта ISO-9000 (март 1987 г.) - это стандарт BSI 5750.

Вторая редакция основных стандартов серии ISO-9000 (1994 г.) - включала 24 стандарта. Серия создавалась независимо от специфики отраслей промышленности, но в дальнейшем потребовалось уточнение базовых стандартов в таких областях как сервис, программное обеспечение, подготовка и обучение персонала и т.д.

Третья редакция стандартов ISO-9000 (версии 2000 года) содержит всего 5 стандартов. В настоящее время семейство (серия) ISO 9000 включает:

Ø все МС с номерами ISO 9000 - 9004, в т.ч. все разделы стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004;

Ø все МС с номерами ISO 10001 - 10020, в т.ч. все их части;

Ø ISO 8402 и в некоторых случаях прочие стандарты, учитывающие специфику деятельности организаций.

В редакции 2000 г. стандарт ISO-9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. Вместо трёх стандартов ISO 9001, 9002, 9003 введён один - ISO 9001:2000.


"Звезда качества"

" Звезда качества " - это образ конструктивного поэтапного поведения при внедрении систем качества. За основу взят Знак качества, контур которого заполнен пятиконечной звездой.

Системы качества включают все грани: мотивацию, обучение, взаимоотношения с поставщиками и потребителями, а также документирование процедур системы качества.

" Документируйте то, что делаете, и делайте то, что документировано " - основной принцип системы обеспечения качества.


"Звезды качества"

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти "звёзд качества". На каждом из этапов менялось представление о содержании термина "качество"


Лестница качества

Тройной стандарт: "Думаем одно, говорим другое, делаем третье"


Диаграмма "смелость-страх" - "радость-разочарование"


Семь простых статистических инструментов качества и регулирования процессов

Японская версия:

1. Метод расслоения (стратификации) данных

2. Контрольный листок

3. Диаграмма Парето (принцип 80/20)

4. Схема Исикава (диаграмма "причина - результат")

5. Диаграмма рассеивания (поле корреляции)

6. Гистограмма (воспроизводимость процессов)

7. Контрольная карта

В американскую версию вместо метода расслоения входит

Диаграмма потоков процесса (Flowchart)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: