Возникновение и этапы развития логистики

С чем же связано выдвижение на передний план экономической деятельности логистики и логистических методов? На этот вопрос двух ответов не может быть - с рыночной экономикой, в условиях которой основное звено хозяйственной системы - деловая фирма, а главная функция ее - максимизация получаемой прибыли.

Процессы жесткой конкурентной борьбы и поиски все новых резервов повышения конкурентоспособности протекали и протекают постоянно со времени становления рыночных отношений.

До начала 30-х годов двадцатого века мировой рынок не был насыщен товарами, и любой качественной продукции был гарантирован сбыт. Поэтому снижение производственных издержек существенно повышало конкурентоспособность фирмы.

Когда пришла пора “перепроизводства”, сбыт товара стал определяться совершенствованием методов сбыта, наиболее существенным из которых стала рекламная деятельность.

К началу 60-х годов появились новые проблемы: стало нужным учитывать интересы и особенности конкретного потребителя. Как следствие появилась новая концепция - проведение комплекса маркетинговых исследований, основной идеей которых стало: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Но в середине 60-х и начале 70-х годов даже комплексное использование перечисленных методов перестало давать требуемых преимуществ в конкурентной борьбе. Именно поэтому новый уровень развития рыночной экономики предопределил появление логистики, которая дополнила маркетинговую ориентацию на продукцию ориентацией на объекты рынка. Именно в это время в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения (сбыта) произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без особых дополнительных капитальных вложений. Постепенно пришло понимание того, что в этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности.

С середины 80-х годов в западных странах наметился новый подход к развитию логистики. Его специфика – в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий – максимальное соотношение выгод и затрат.

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развивалась, в основном, как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

Энергетический кризис 70-х годов, связанный с объявлением эмбарго на поставки нефти с Ближнего Востока летом 1973 г., подтолкнул исследования в этом направлении. Как следствие этого кризиса на передний план выдвинулся ресурсный фактор, и появились ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии; стало необходимым учитывать экологические последствия деятельности фирмы, ее отношения с другими фирмами и государством, социальную ответственность фирмы.

В результате изложенных соображений сложилась достаточно сложная система взаимодействия человека, фирмы, общества и природы (рис.)

 

Ч - человек, сотрудник фирмы, ее главный компонент;

Ф - фирма, основное звено рыночной экономики;

О - окружающая среда фирмы - покупатели, поставщики, конкуренты, банки, биржи, правительство и общественные организации и т.д.

П - природа, окружающий мир.

Л - логистика

Каждая из этих связей является предметом изучения самостоятельной дисциплины:

П-Ф – экология;

О-Ф – маркетинг;

Ч-Ф - менеджмент.

Кроме того, на схеме обозначена особая среда, являющаяся предметом изучения самостоятельной науки - логистики, занимающейся рассмотрением материальных, транспортных, финансовых, трудовых, информационных потоков. Именно посредством этих потоков осуществляется взаимодействие между структурными объектами этой схемы.

Выделяют три этапа развития логистики.

Первый этап (60-е годы) характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования.

При этом главным критерием была минимизация общих затрат с учетом внутрифункциональных компромиссов. На этом этапе транспорт и склад начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т.д. В этот период и была востребована логистика как эффективное орудие в процессе организации и управления хозяйственной деятельностью экономических структур. Особенно обострилась потребность наладить управление физическим перемещением материальных потоков.

Второй этап - середина 80-х годов. К взаимодействию переработки, складирования и транспортировки материальных ресурсов начинает подключаться планирование и оперативное управление материальными и информационными потоками в основном производстве. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования. На этом этапе самое серьезное внимание стало уделяться требованиям рынка, усилилась ориентация на спрос покупателей. Большую роль сыграло накопление и распространение опыта японских промышленных предприятий, особенно в области автомобилестроения (индивидуальный заказ!). Наметилось такое направление развития: индивидуальный заказ – воздействие на конъюнктуру рынка – изменение концепции производственно-сбытовой политики. Зародились принципы: «от двери к двери», «точно в срок». Производство организовывалось таким образом, что детали и узлы на сборочный конвейер подавались синхронно с производственным циклом.

Третий этап происходит в настоящее время. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер. Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Процессы оптимизации материально-технического обеспечения, производства и распределения осуществляются на принципах математической логистики. Характерные черты этого этапа:

· интернационализация экономики;

· стремительный рост объемов перевозок;

· увеличение расстояния перевозок.

Эти признаки отражают роль транспортной системы в производственной деятельности предприятий, что подтверждается результатами наблюдений за соотношением массы продукции, находящейся в пути и на складе, с той, которая включена непосредственно в производственный процесс. Наступает четвертый этап развития логистики, сущность которого состоит в том, что для эффективного производства необходимо сквозное управление не только материальными и сопутствующими информационными потоками, но и денежными, энергетическими, трудовыми и иными потоками.

Логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как информационный обмен, транспортировка, управление запасами, складское хозяйство, грузопереработка, упаковка. В настоящее время традиционные сферы приложения логистики слились воедино, образовав стратегическую инновационную среду. Высокопоставленные менеджеры все чаще выступают в роли межфункциональных координаторов различных частных видов деятельности как внутри, так и вне своих фирм.

Внутри фирмы основная задача состоит в том, чтобы направить профессиональные навыки отдельных работников в единое русло ради наилучшего обслуживания потребителей. Но довольно часто подобная деятельность выходит за рамки отдельного предприятия и требует вовлечения в единую систему как потребителей, так и поставщиков продуктов и услуг.

Оперативная задача логистики состоит в том, чтобы организовать такое географическое размещение источников сырья, НЗП, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них и одновременно обеспечивало бы минимально возможные издержки. В то же время, предназначение логистики заключается и в том, чтобы обеспечить надлежащий уровень обслуживания клиентов. Другими словами, общая задача логистики – обеспечение намеченного уровня обслуживания потребителей при минимальных общих издержках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: