Введение

Сидловская Ольга Павловна

РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛЬСТВО

лекция №2

старший преподаватель,

заведующая кафедрой Ф и ПЗР

Петрозаводск 2009

Тематические цели лекции:

- образовательные:

1. Дать представление студентам о стилях семейного воспитания и социально-психологических типах личности;

2. Познакомить с психологическими критериями благополучия ребёнка в семье;

- развивающие:

1. Развивать познавательную активность путём поддержания интереса и внимания студентов;

2.Активизация знаний студентов в процессе изложения материала

- воспитательные:

1. Воспитывать у студентов культуру поведения на занятии;

2. Воспитывать умение взаимодействовать с педагогом;

3. Воспитывать самостоятельность в мышлении.

Целевая установка для студентов: материал данной лекции необходим для успешной сдачи экзамена по предмету – Психология семьи.

Оборудование: литература

Межпредметные связи: психология, социальная педагогика, дошкольная педагогика и психология.

Внутрипредметные связи: данная тема перекликается с темами: «Семья и ребёнок», «Родительство как социокультурный феномен».

План лекционного занятия:

Введение

1. Стили семейного воспитания и социально-психологический тип личности

1.1. Попустительский стиль и конформный тип личности

1.2. Состязательный стиль и доминирующий тип личности

1.3. Рассудительный стиль семейного воспитания и сензитивный тип личности

1.4. Предупредительный стиль семейного воспитания и инфантильный тип личности

1.5. Контролирующий стиль семейного воспитания и тревожный тип личности

1.6. Сочувствующий стиль семейного воспитания и интровентированный тип личности

1.7. Гармоничный стиль и нормальный тип личности

2. Психологические критерии благополучия ребёнка в семье

Заключение

Список литературы

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов.

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приёмов общения по отношению к партнёру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщённая, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнёру общения, и параметры ситуации общения.

В.М. Минияров считает, что «под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия».

Аксиологический подход к социуму позволяет рас­сматривать личность с позиции ее собственной ценности для общества, т. е. выявляет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности на общественные ценности. Этот промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности.

Следовательно, есть основание рассмотреть пробле­му, каким же образом, при каких условиях и обстоятель­ствах происходит формирование того или иного типа личности. Анализируя условия формирования типов лич­ности, можно выделить основные формы отношений ро­дителей к ребенку и окружающим, которые в последую­щем нами были положены в основу классификации сти­лей семейного воспитания.

Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:

• отношение родителей к деятельности ребенка;

• отношение родителей к использованию методов на­казания и поощрения;

• отношение родителей к ребенку;

• отношение родителей к окружающим людям;

• отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей;

• отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.

На основе существующих форм отношений родите­лей к ребенку В.М. Минияров выделил следующие стили семей­ного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирую­щий, сочувствующий.

Таким образом, стили семейного воспитания форми­руются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На вы­бор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педаго­гическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.

В то же время нельзя со счетов снимать и историче­ские факторы развития социально-экономических от­ношений в обществе, которые создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования по­ложительных или отрицательных стилей семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: