Сидловская Ольга Павловна
РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛЬСТВО
лекция №2
старший преподаватель,
заведующая кафедрой Ф и ПЗР
Петрозаводск 2009
Тематические цели лекции:
- образовательные:
1. Дать представление студентам о стилях семейного воспитания и социально-психологических типах личности;
2. Познакомить с психологическими критериями благополучия ребёнка в семье;
- развивающие:
1. Развивать познавательную активность путём поддержания интереса и внимания студентов;
2.Активизация знаний студентов в процессе изложения материала
- воспитательные:
1. Воспитывать у студентов культуру поведения на занятии;
2. Воспитывать умение взаимодействовать с педагогом;
3. Воспитывать самостоятельность в мышлении.
Целевая установка для студентов: материал данной лекции необходим для успешной сдачи экзамена по предмету – Психология семьи.
Оборудование: литература
Межпредметные связи: психология, социальная педагогика, дошкольная педагогика и психология.
Внутрипредметные связи: данная тема перекликается с темами: «Семья и ребёнок», «Родительство как социокультурный феномен».
План лекционного занятия:
Введение
1. Стили семейного воспитания и социально-психологический тип личности
1.1. Попустительский стиль и конформный тип личности
1.2. Состязательный стиль и доминирующий тип личности
1.3. Рассудительный стиль семейного воспитания и сензитивный тип личности
1.4. Предупредительный стиль семейного воспитания и инфантильный тип личности
1.5. Контролирующий стиль семейного воспитания и тревожный тип личности
1.6. Сочувствующий стиль семейного воспитания и интровентированный тип личности
1.7. Гармоничный стиль и нормальный тип личности
2. Психологические критерии благополучия ребёнка в семье
Заключение
Список литературы
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приёмов общения по отношению к партнёру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщённая, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнёру общения, и параметры ситуации общения.
В.М. Минияров считает, что «под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия».
Аксиологический подход к социуму позволяет рассматривать личность с позиции ее собственной ценности для общества, т. е. выявляет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности на общественные ценности. Этот промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности.
Следовательно, есть основание рассмотреть проблему, каким же образом, при каких условиях и обстоятельствах происходит формирование того или иного типа личности. Анализируя условия формирования типов личности, можно выделить основные формы отношений родителей к ребенку и окружающим, которые в последующем нами были положены в основу классификации стилей семейного воспитания.
Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:
• отношение родителей к деятельности ребенка;
• отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения;
• отношение родителей к ребенку;
• отношение родителей к окружающим людям;
• отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей;
• отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.
На основе существующих форм отношений родителей к ребенку В.М. Минияров выделил следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий.
Таким образом, стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.
В то же время нельзя со счетов снимать и исторические факторы развития социально-экономических отношений в обществе, которые создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования положительных или отрицательных стилей семейного воспитания.