К волевым проявлениям. Постоянное завышение своих возможностей, хвастов­ство достигнутыми успехами, пренебрежительное отно­

К критике

К себе

К коллективу

К своим возможностям

Постоянное завышение своих возможностей, хвастов­ство достигнутыми успехами, пренебрежительное отно­шение к неудачникам приводят к тому, что дети домини­рующего социально-педагогического типа очень часто попадают в конфликтные ситуации как со взрослыми, так и со сверстниками замеченными, а главное, отмеченными другими.

В любом коллективе, детском или взрослом, люди этого типа стремятся быть его лидерами, в особенности официальными. Коллектив для этого типа людей не толь­ко место, где он может выделиться, но и орудие, с помо­щью которого, он может «подняться на Олимп», на новую ступеньку в социуме.

Эгоцентризм у этого типа личности достигает своего апогея. Они не терпят возражений и готовы «раздавить» любого, кто пытается им противостоять. В спорах всегда ссылаются на авторитеты, а если это не помогает, готовы прибегнуть к силе. Как дети, так и взрослые этого типа требуют уважительного отношения к себе, хотя к другим, считают, можно относиться как угодно, смотря по обсто­ятельствам, то есть, можно и нагрубить, и оскорбить. И, напротив, если кто-то пытается поступить точно так же по отношению к ним или их деятельности, то он полу­чит отпор, скандал, конфликт и даже может нажить себе врага в их лице на многие годы. Но своих обидчиков не прощают и готовы им мстить до конца жизни.

Отрицательное отношение к критике этих детей и взрослых приводит к множеству конфликтов как в быто­вых условиях, так и в школе или на производстве. Не тер­пят критических замечаний в свой адрес, считают себя непогрешимыми.

Это очень волевой тип личности, постоянно стремится подчинить не только собственную волю для достижения поставленных ими це­лей, но и сломить волю всех тех, кто оказывает им сопро­тивление в намеченных планах.

Таким образом, у учащихся «доминирующего» социа­льно-психологического типа данное характерологическое свойство ярко проявляется в таких качествах, как само­уверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличе­ние своих возможностей, безразличие к интересам кол­лектива, а главное — сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении деятельной ак­тивности.

Среди личностных качеств у учащихся с доминирую­щим характерологическим свойством выделяется качест­во доминирования, что, по-видимому, может объяснить столь сложное нравственное поведение этих учащихся. Все возникающие конфликтные ситуации связаны с окружающими, которые пытаются противодействовать их стремлениям подавить, подчинить. Отсюда ясно их стремление к лидерству, первенству, желание властвовать над другими и в случае неудачи — рост психологического напряжения, возникновение депрессивных состояний или патологического поведения, грубости, проявлений агрессивности, высокомерия, конфликтности и других качеств, составляющих доминирующий социально-педа­гогический тип личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: